09:02
Пятница, 29.03.2024
Главная » Статьи » Жизнь в России [ Добавить статью ]

Учебник истории ударил по самому больному месту Крыма
Почему тема депортации крымских татар до сих пор является фактором нестабильности?

Материал комментируют:
Александр Дремлюгин Анатолий Баранов Вадим Трухачёв
Совет крымских татар обратился к главе республики Сергею Аксенову с просьбой изъять из всех школьных и публичных библиотек учебник по истории Крыма для десятых классов под редакцией С.В. Юрченко, выпущенного издательством «Просвещение».

В Совете убеждены, что это необходимо для того, чтобы «предотвратить провокации, пропаганду ксенофобии, оправдание факта депортации народов Российской Федерации и, как следствие, разрушение межнационального согласия в Крыму».

В учебном пособии говорится о том, что в крымско-татарских формированиях, служивших в годы Великой Отечественной войны немецким оккупантам, состояло 20 тысяч человек, а 14 тысяч крымских татар участвовали в борьбе с партизанами. Данные факты в организации назвали безосновательными, а появление в школах республики указанного учебника — возмутительным фактом.

В обращении отмечается, что крымские татары представлены как коллаборанты, пособники немецких оккупантов, враги Советской власти, ненавидящие русских мусульмане. Утверждается также, что депортация всего крымско-татарского народа представляется как вполне оправданный факт. При этом авторы учебника умолчали о других исторических, документально обоснованных фактах, показывающих весомый вклад крымско-татарского народа в победу в Великой Отечественной войне.

На обращение крымских татар уже обратили внимание в Госдуме. Как заявил депутат Руслан Бальбек, учебник отправят на экспертизы, в том числе, культурологическую и лингвистическую.

«Подобные случаи, способствующие расколу единства российской нации, должны пресекаться на корню. Это вопросы национальной безопасности. Безусловно, будут проведены ряд экспертиз… Данному факту будет дана правовая и политическая оценка», — цитирует депутата РИА «Новости».

Он также заявил, что учебник будет изъят из школьных и публичных библиотек.

По его словам, в понедельник в Симферополе пройдет специальное совещание, на котором предстоит выработать план решения проблемы.

При этом, как сообщили в Министерстве просвещения России, пресловутый учебник отсутствует в федеральном перечне учебников (ФПУ).

Как сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе ведомства, в 2014 году была разработана концепция учебно-методического комплекса по отечественной истории, и на ее базе были созданы несколько учебников, по которым учатся школьники во всей стране. Эти книги, как заявляют в ведомстве, позволяют изучать историю Крыма и Севастополя «как неотделимую часть истории России, включая сведения о Крымской войне и обороне Севастополя, события Гражданской и Великой Отечественной войны, развернувшиеся на полуострове».

Напомним, в годы Великой Отечественной войны представители сразу нескольких национальностей были подвергнуты депортации за неоднократные факты сотрудничества их представителей с оккупантами. В частности, весной-летом 1944 года было выселено, по официальным данным, свыше 183 тысяч крымских татар. По данным же Национального движения крымских татар, занимавшегося сбором информации и проведением самопереписей в 60-х и 70-х годах, речь могла идти о выселении 423 100 человек, из которых за первые полтора года умерли, по разным оценкам, от 110 000 до 195 470 человек (46,2%) от всех депортированных представителей народа.

Казалось бы, все давно ушло в историю, тем не менее, различия во взглядах на события сохраняются. Почему же всего один учебник может вызвать такую волну возмущения, и как Москве на это реагировать?

По словам доцента кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, кандидата исторических наук Вадима Трухачева, крымским татарам кажется, что изложенные в учебнике факты противоречат тому, что крымские татары являются достойной частью российского общества.

— История похожа на то, как в Чечне обиделись на вузовский учебник, где говорилось о поведении вайнахов в 1941 года. Повышенная чувствительность и обидчивость — отличительная черта представителей южных народов, хотя русским в массе своей история и кажется раздутой.

Крымские татары всё ещё живут воспоминаниями о депортации, травма это до сих пор сильна. Любой факт, хотя бы отдалённо указывающий на возможную справедливость выселения 1944 года, кажется им неприемлемым. И делает их как бы «неполноценным народом» на птичьих правах, который, если что, снова могут выселить. Это логика кажется ошибочной, но она примерна такова.

«СП»: — Крымские татары юридически были реабилитированы только после присоединения Крыма к России. Почему не раньше?

— Указ Путина юридически признал равноправие и крымских татар, и других депортированных народов Крыма с другими… В СССР боялись этого, потому что Крым имел слишком большое стратегическое значение. Боялись конфликтов возле военных баз и здравниц. А на Украине этого не делали, чтобы манипулировать татарами и стравливать их с русским и пророссийским большинством населения Крыма.

«СП»: — Нет ли действительно преувеличения в истории с крымско-татарским коллаборационизмом? Как теперь выходить из этой деликатной ситуации?

— Преувеличения не вижу. Но предполагаю, что недостаточно внимания уделяется примерам героического поведения крымских татар на фронтах и в партизанских отрядах. Надо также яснее прописывать, что подвигло многих татар оказаться «по ту сторону». А это борьба с религией, отъём собственности, лишение привычного для них образа жизни… Обелять коллаборационизм недопустимо, но частично объяснить его можно. Нельзя в столь чувствительной теме экономить место на страницах учебников и допускать двусмысленности. Но и скрывать факты нельзя.

Надо писать то, что было. Делать акцент на героической стороне и объяснять, не скрывая и не юля, сторону неприглядную.


— Крымско-татарский вопрос всегда был очень болезненным для Крыма, — напоминает главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.

— И надо было бы очень осторожно вести политику в отношении крымских татар, если мы не хотим получить «национально- освободительное движение», вдобавок управляемое из Киева и Анкары. В Крыму и, особенно в Севастополе, администрация, как правило, состоящая из варягов, существует вне местной специфики, и во многих вопросах откровенно «плавает». Не хватает ни конкретных знаний, ни общей культуры. Но крымско-татарский вопрос по-настоящему серьезен.

«СП»: — Насколько, по-вашему, реально недооценено участие крымских татар в войне на стороне СССР и переоценена степень их коллаборационизма?

— Мне трудно судить о переоценках и недооценках историков, но говорят же, что история — это политика, обращенная в прошлое. Сейчас политически неправильно педалировать тему коллаборационизма татар. В конце концов, ныне живущее поколение вообще к этому не имеет никакого отношения. Но мне кажется, что лучше бы татары в Крыму выходили на митинги со знаменем Идрицкой дивизии, чем со штандартами СС. Неправильно и неразумно вычеркивать какие-то народы СССР из победителей в войне.

«СП»: — Крымские татары были фактически реабилитированы указом Путина. Почему этого не делалось ни в СССР, ни при Украине?

— Это неправда. В СССР при Горбачеве прошла реабилитация этого народа, правда, какая-то половинчатая. Татарам разрешили возвращаться в Крым, но лишь в порядке личной инициативы. А в украинский период их как народ просто не замечали. Заметили только когда потеряли Крым.

«СП»: — Что теперь будет с этим злополучным учебником? Его заменят? Не станет ли это прецедентом для других регионов, жители которых могут оказаться недовольными трактовкой истории?

— Я думаю, Министерству образования вообще нужно заняться учебниками. Учебники, особенно по общественным дисциплинам, чудовищны. И надо сказать татарам спасибо, что обратили на эту проблему общее внимание.

— Вполне возможно, что учебник заменят, тем более что на переиздании местные чиновники могут «нагреть руки», — уверен крымский журналист Александр Дремлюгин. — И волки сыты, и овцы целы.

«СП»: — Не слишком ли раздута тема? Почему татары так обиделись?

— Во-первых, обиделись лишь некоторые общественники и политики, а не все крымские татары. Более того, кое-кто из них лично 26 февраля 2014 года участвовал в массовом побоище у стен крымского парламента в поддержку киевского переворота, а сегодня старательно корчит из себя патриотов России и занимают «тёплые места» на госслужбе. А большинство, я вас уверяю, вообще не в курсе данного спора. Людей больше волнуют вопросы быта и социальной справедливости.

Во-вторых, стоит отметить, что тема действительно не простая, болезненная и изучать её надо очень аккуратно. Но, несмотря на призывы совсем выкинуть её из программы, поскольку хрупкое сознание инфантильных школьников или студентов к ней не готово, изучать стоит обязательно. Где ещё это делать, если на школе или институте? Если всё вырезать, молодые люди вообще ничего не будут знать, а место конкретных аргументов и фактов окончательно займёт мифология.


«СП»: — Насколько, по-вашему, эта тема остается недостаточно изученной?

— Где, в Крыму? На мой взгляд, местные историки проделали большую работу и давно уже расставили все точки над «i» в этом вопросе.

«СП»: — Реабилитация на практике что-то дала? Почему она проходила так медленно?

— В семидесятые годы уже активно раскручивался вопрос национально-освободительного движения крымских татар, на волне которого и вылез на свет в качестве борца за права и свободы обыкновенный форточник Мустафа Джемилев. В высшем руководстве страны были люди, заинтересованные в создании и укреплении крымско-татарской, украинской, чеченской и ряда других сепаратистских сил, именно поэтому вопросы реабилитации народа ими и не поднимались. Это к слову о партноменклатурном коллаборационизме, который вообще никто и нигде сегодня не изучает.

А во времена украинской независимости, «Меджлис» * во главе с Джемилевым, по договорённости с Киевом грабил и эксплуатировал свой народ, используя его в качестве пугала для пророссийских организаций и рядовых крымчан. И вопрос реабилитации использовался лишь в пропагандистских целях.

«СП»: — Как бы вы оценили сегодняшний уровень отношения крымских татар и других народов полуострова? Старые обиды как-то вспоминаются?

— Есть огромная проблема в общем агрессивном информационно-пропагандистском фоне, в который власти погрузили всю страну. И Крым тут не является исключением. Наше общество живёт в состоянии истерии и психоза, когда не только тема коллаборационизма, а любой маломальский спорный вопрос ничем, кроме скандала и мордобоя, завершиться не может. Во времена, когда все кругом враги и предатели, такие дискуссии не к добру. Прежде всего, на мой взгляд, нужно переключить тумблер в головах людей в сторону мира и единения, разговора, а не крика, цивилизованной дискуссии, а не драки. Это, конечно, не означает, что реальных врагов и предателей нужно считать друзьями, просто не нужно в каждом искать таковых. Но, боюсь, ни нашим, ни украинским властям это сегодня не выгодно.

Категория: Жизнь в России | Добавил: Ленпех (19.02.2019)
Просмотров: 554
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 343
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 56
Гостей: 54
Пользователей: 2
rusakov08, Ленпех