04:06
Суббота, 27.04.2024
Главная » Статьи » Жизнь в России [ Добавить статью ]

Социальная помощь не нуждающимся: кто в стране получает "социалку"?

Но, несмотря на активное участие властей в этом процессе, вся программа борьбы, скорее, близка к фиаско, нежели к успеху – с каждым повышением прожиточного минимума бедных в РФ становится на пару-тройку миллионов больше. Согласно выводам одной из профильных дискуссий сентябрьского экономического форума, прошедшего в Москве, с каждого рубля, выделяемого из госбюджета на соцпрограммы, до бедняков доходит лишь 11 копеек, на адресную социальную помощь – 28 копеек.

Причиной такого крайне низкоэффективного расходования государственных средств названа система социальной защиты, которую Россия унаследовала от Советского государства. Она предполагает охват огромной аудитории населения с низкой частью адресной помощи, которая по некоторым оценкам не превышает 15-16% в общей структуре социальных выплат. Огромное количество получателей государственной поддержки оставляет тех, кто действительно нуждается, без необходимой помощи. В чем проблема существующей системы и кто действительно получает государственные средства без нужды в них? Карьерист.ру постарался разобраться в насущной проблеме.

Конгломерат льгот

Доставшаяся России в наследство система социальной помощи сформировалась вначале 90-х, с неожиданным приходом независимости, и на протяжении всех последующих лет лишь разрасталась и увеличивалась в объемах, категориях и видах поддержки. По словам научного сотрудника НИФИ Олеси Феоктистовой, чьи слова приводит «Коммерсант», сегодня эта система охватывает больше 300 категорий получателей и 800 видов помощи – это и льготы, и субсидии, и пенсии, и пособия, и много других видов. Сформировался настоящий громоздкий «конгломерат льгот», который начиная с 2000-х, пытаются реформировать и монетизировать, но адресными удалось сделать лишь еще 0,7% от общего числа мер поддержки.
Получателями той или иной формы помощи считаются 70% россиян, если исключить пенсионеров – 42%. Вместе с тем согласно аналитическому докладу НИФИ и Всемирного банка (ВБ) «Эффективная социальная поддержка населения. Версия 3.0», результаты которого опубликовали «Известия», каждый пятый бедняк в России, вообще, не участвует в социальных программах, а почти 90% из получателей льгот по факту в них совсем не нуждается. В общей сложности государство тратит 3% ВВП ежегодно на оказание помощи нуждающимся, однако, по подсчетам исследователей, дефицит средств бедняков (по формальным признакам) оценивается лишь в 1% ВВП. Таким образом, средств для борьбы с бедностью у государства достаточно – хватило бы, даже если бы лишь треть выделяемых денег доходила до адресата.

Но существующая система не предусматривает увеличения доли адресной помощи –приоритетным является категориальное распределение. Исследователи из НИФИ выделили из них несколько основных групп: «за особые заслуги» 139 видов поощрений получают 37 категорий граждан, «за особо сложные и связанные с риском условия труда» льготами наделены 82 категории, на которых распространяется 117 видов помощи, 450 видов «компенсаций того или иного ущерба» получает 131 категория россиян и т.д. При этом ученые выделили наиболее многочисленные категории получателей помощи – ими неожиданно стали ветераны труда (9 млн) и работники сельского хозяйства (1,5 млн).

Эксперты уверены – это далеко не самые нуждающиеся категории россиян. По их мнению, система соцподдержки использовалась правительством, скорее, для повышения лояльности и оживления электората.

Помочь обеспеченным

Но как оказалось, получателями государственной социальной помощи могут выступать не только «не нуждающиеся», но и откровенно состоятельные люди по средним российским рамкам. Одни из самых существенных доплат к пенсии получают российские чиновники – только в одной Саратовской области обычные госслужащие-пенсионеры ежемесячно получают около 7 тыс. рублей дополнительно. Но это – далеко не самые серьезные доплаты: например, бывшие члены региональных правительств и депутаты областных дум могут претендовать на доплаты до 100 тыс. рублей. На дополнительную социальную помощь могут рассчитывать также титулованные спортсмены и их тренеры, деятели искусств, актеры, художники, певцы, а иногда и даже члены их семей. Причем, как пишет «Коммерсант», такая помощь нередко дублируется на государственном и региональном уровне, что часто запрещено законом.

Впрочем, региональные формы социальной поддержки далеко не всегда предоставляются в крупных размерах.

Например, детские пособия, в зависимости от региона, колеблются в пределах 100-150 рублей в месяц. При этом система полна таких мизерных пособий и компенсаций для поддержки семей – на питание в школе, на компенсацию платы за детский сад, на оплату проезда, отдыха, лекарств, при рождении ребенка, на семейные праздники и т.д. Естественно, что принцип адресности тут не учитывается – помощь получают семьи, независимо от уровня достатка.
Но так далеко не везде. Например, на региональном уровне вполне нормальным может считаться выделения в отдельную категорию получателей помощи конкретной семьи или, вообще, человека. Так, в купе нормативных актов региональных правительств нередко можно встретить приказы о выделении ежемесячного социального пособия бывшему руководителю государственного предприятия, средств на лечение вдове прокурора или жилья победительнице конкурса красоты. И это происходит даже несмотря на то, что подобные граждане не входят ни в одну из международных классификаций граждан, которым может понадобиться помощь.

Кстати, согласно внутренней документации МОТ, претендовать на социальную помощь государства могут лишь 9 категорий граждан, среди которых дети, беременные, инвалиды, старики, потерявшие кормильца, безработные, просто бедняки и т.д. Но согласно результатам исследования НИФИ и ВБ, они занимают лишь 13% в общей структуре получателей. Так что необходимость реформирования системы и увеличения доли адресной помощи не у кого уже не вызывает сомнений.

Адресность по нужде

Параллельно с введением принципа адресности, важным аспектом реформирования системы соцподдержки должно стать сокращение огромного количества льгот ивыделения их не «по заслугам» или иным абсурдным критериям, а «по нуждаемости». Ярким примером является Соединенное Королевство, где с недавних пор ввели общую меру соцподдержки для нуждающихся вместо 6 других, основанных на разных критериях. Но определение критерия нуждаемости в России – задача не из легких. Этот вопрос активно начал обсуждаться недавно, в свете предложения ввести пособие по бедности, которое нужно привязать к критерию «нужды». Вполнелогичной представляется концепция сравнения доходов гражданина с прожиточным минимумом, но в нашей стране она работать не будет – масштабы сокрытия реальных доходов граждан таковы, что у формальных бедняков нередко обнаруживается коммерческая недвижимость, элитные иномарки или, например, прогулочные катера.

В связи с этим методика оценки реальной экономической ситуации нуждающихсятребует учета не только доходов, но и их имущественного положения. Как отмечает Феоктистова, чьи слова приводит «Коммерсант», проблема отечественной системы соцпомощи не в том, что стране не хватает средств – они просто неэффективно используются. Чтоб повысить эффективность, исследователи из НАФИ и ВБ предлагают менять не только принципы определения нуждаемости, но и саму систему в целом, предоставляя помощь, опираясь на международные критерии и вводя единое пособие, которое выделяется всем гражданам, ранее входящим в те или иные категории, при наличии этой самой нужды.

Но это невозможно сделать, не сломав категориальный принцип определения получателей помощи – он, по мнению ученых, требует радикального изменения. Но с универсализацией системы согласны далеко не все. В частности, Елена Аврамова из РАНХиГС, чьи слова приводят «Известия», считает, что унификация соцпомощи принесет много минусов, прежде всего потому, что трудно представить себе единый принцип, который позволит объективно охватить всех по-настоящему нуждающихся.

Вместе с тем она поддерживает повышение доли адресности.

И с ней согласна ее коллега из РАНХиГС Елена Гришина – она отмечает, что движения в сторону адресности соцпомощи сегодня находятся на пике – регионы вводят критерии нуждаемости, ограничивая многих обеспеченных россиян в ранее предоставляемых пособиях и льготах. Но логика региональных властей далеко не всегда прагматична – в большинстве случаев категории типа «за заслуги», где 99% получателей не относятся к беднякам, остаются нетронутыми. «Обрезке», как правило, поддаются куда более полезные статьи, направленные на поддержку семей, детей и прочих нуждающихся. Впрочем, ничего нового. Так что без тотальной «зачистки» списка существующих и несправедливых категорий получателей социальной поддержки на федеральном уровне явно не обойтись.


Источник

Категория: Жизнь в России | Добавил: Ленпех (10.11.2016)
Просмотров: 930
| Теги: бедность, мошенничества | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 386
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 14
Гостей: 13
Пользователей: 1
Ленпех