15:09
Пятница, 29.03.2024
Главная » Статьи » Жизнь в России [ Добавить статью ]

Российский бензин приобретает аромат «арабской весны»
Слова чиновников о сдерживании цен на топливо в пределах инфляции несостоятельны
Андрей Захарченко

Материал комментируют:
Александр Абрамов Алексей Анпилогов Леонид Хазанов Сергей Хестанов
По итогам мая нынешнего года стоимость бензина в стране увеличилась в годовом выражении уже на 2,8%. Таким образом, средневзвешенная стоимость литра этого моторного топлива достигла отметки в 44,09 рубля. За это же время дизельное топливо прибавило в цене 0,1% (+3 копейки за отчетный период), покорив 46-рублевый рубеж.

При этом, выступая на полях Петербургского международного экономического форума, министр энергетики Александр Новак подчеркнул: в течение 2019 года темпы роста цен на АЗС не превысят уровня инфляции. В 2020 же году, добавил он, ценам не даст преодолеть этот рубеж демпфирующий механизм.

«Что касается цен на розницу, они будут в пределах инфляции. Наша задача регулировать, в том числе за счет созданного инструмента, в рамках измененного налогового законодательства — обратного акциза, демпфера. Сдерживать рост цен на топливо в пределах инфляции — правительственная политика», — заявил он.

Как полагает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, чиновникам в целом удастся выполнить свои обещания.

— Да методы, используемые властями, не бесспорны и вызывают в свой адрес диаметрально противоположные высказывания. Но лично я пока никаких поводов для беспокойства не вижу.

«СП»: — Но, как известно, 30 июня подходит к концу срок соглашения чиновников с нефтяниками о заморозке цен на топливо. Не будет ли его непродление означать, что в стране начнется очередной топливный кризис?

— Действительно, продлевать его чиновники пока не видят смысла. Однако, полагаю, демпфирующий механизм к тому времени будет работать гораздо лучше, не позволяя выпускать ситуацию из-под контроля. Кроме того, в руках правительства ведь есть еще такой мощный инструмент, как введение заградительных пошлин на экспорт нефтепродуктов.

Впрочем, ряд других экспертов придерживается мнения, что дела в этой сфере обстоят на так гладко, как это, возможно, кажется со стороны. Так, пресс-служба Независимого топливного союза недавно распространила соответствующее заявление.

«В прошлом году при аналогично складывающейся ситуации регуляторы тоже говорили, что цены на моторное топливо будут расти в пределах инфляции, в итоге мы получили ценовой скачок, который удалось остановить только лишь снижением акцизов на топливо, административным принуждением крупных нефтяных компаний к увеличению поставок на биржу и заморозкой розничных цен. Сейчас история повторяется», — говорится в нем.

Президент Фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов также призывает относиться с изрядной долей скептицизма к обещаниям чиновников высшего эшелона.

«Цены на топливо, — подчеркнул он в беседе с корреспондентом „СП“, — зависят от целого ряда факторов, которые чиновникам, по сути дела, не подконтрольны. И чтобы там они ни заявляли, я полагаю, в ближайшей перспективе цены на топливо все же превысят уровень инфляции. Потому что в руках у правительства остается крайне мало рычагов, которые могут каким-то образом удержать ситуацию».

Кстати, правительство, по сути, само оказалось виновато в скудости имеющегося арсенала воздействия на топливный рынок, принимая несколько лет подряд крайне, как выяснилось на практике, неудачные решения.

Например, налоговый маневр в нефтегазовой сфере оказался полностью провальным.

— Его смысл был в том, — напомнил главный аналитик банка «Солидарность» Александр Абрамов, — состоял в том, чтобы, с одной стороны, увеличить поступления в бюджет. С другой стороны, ожидалось, что поднятие внутренних цен до мирового уровня положит конец слишком расточительному и неэффективному использованию природных ресурсов, подстегнув компании к использованию энергосберегающих технологий. Но ничего этого не произошло.

Мы фактически лишились экспортных пошлин, хоть и компенсируемых повышением налога на добычу полезных ископаемых. К тому же, вместо бюджетных приобретений на практике правительству пришлось принимать решение о крупных дотациях бюджетникам, чтобы удержать цены на бензин. В итоге на дотации потрачены сотни миллиардов рублей, а проблемы остаются. Вертикально-интегрированные компании от этого, конечно, выиграли, но по факту была подорвана рыночная конкуренция. А в этом случае результат всегда одинаков — ухудшение качества услуг и продолжение роста цен на бензин.


— С 1 января этого года очень сильно подняли налоги на бензин, — констатировал член Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК ТПП России Рустам Танкаев. — В полтора раза увеличили акциз, увеличили НДС, увеличили налог на добычу полезных ископаемых, увеличили тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов. Все это вместе привело к тому, что все нефтеперерабатывающие заводы в России стали нерентабельными, ведь цены на бензин и дизельное топливо зафиксированы еще с 31 октября.

Из 37 крупных нефтеперерабатывающих заводов восемь не входят в вертикально интегрированные компании, не существует источника для дотирования производства бензина и дизельного топлива на этих заводах. Значит, они разоряются. А предприятия производят около 10% бензина в России. Объемы производства бензина и объемы потребления у нас сейчас равны между собой. Если 10% убрать с рынка, будет дикий дефицит. Он приведет к резкому скачку цен.

Конечно, признал аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев, в руках правительства все еще есть инструменты, которые могли бы обеспечить стабильность на рынке. Это, в частности, поднятие цены отсечения для нефти по бюджетному правилу и снижение акцизов на моторное топливо, которые в цене бензина занимают значительную долю.

Но это, уверяют эксперты, вряд ли произойдет. Если отменить акциз на бензин, то наш бюджет элементарно рассыплется.

— Основным источником поступления налогов в наш бюджет является нефтегазовый комплекс, облагаемый акцизами, экспортными пошлинами и ДПИ, сейчас это основной драйвер нашей экономики. И эта зависимость будет сохраняться еще очень долго, — продолжает тему эксперт-экономист Леонид Хазанов — Несмотря на то, что со всех экранов говорится о необходимости развития несырьевого экспорта, давайте посмотрим правде в глаза: мы как сидели на нефтяной игле, так и продолжаем на ней сидеть. У нас автомобилестроение, авиастроение и сельское хозяйство — далеко не такие уж сильные сферы, как хотелось бы. До сих пор аграрии получают субсидии, субсидируется даже продажа сельскохозяйственной техники. Все это вытягивают на себе нефть и газ.

Скорее всего, резюмировал Алексей Анпилогов, правительству ничего не остается, кроме как продолжать делать заявления о попытках сдержать рост цен на топливо в пределах инфляции, при этом не снижая налог на добычу полезных ископаемых (в противном случае придется повышать налоговую нагрузку на всю остальную экономику). Одновременно чиновники продолжат субсидировать нефтяникам разработку нефтяных месторождений, а цены на топливо продолжат упрямо ползти вверх.

Альтернатива этому, по мнению эксперта, — искусственное сдерживание цен на топливо на автозаправках. Нечто подобное, напомнил он, было в Египте, когда себестоимость производства топлива обходилась местной «нефтянке» в 2 фунта, а стоимость литра бензина на египетских колонках удерживалась на уровне 1 фунта. В итоге все это привело к полному истощению госбюджета и стало одной из движущих причин «арабской весны». И российское правительство этот момент, полагает Алексей Анпилогов, понимает.


Но если так, то слова доцента кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергея Хестанова, сказанные им в беседе с «СП» в самом начале июня, выглядят пугающе пророческими.

— При достаточно высоких ценах на нефть и достаточно слабом рубле, — отметил он тогда, — налоговый маневр приводит к тому, что либо на внутреннем рынке должна расти стоимость топлива, либо там банально образуется его дефицит.

Кроме того, в 2024 году нам обещано обнуление экспортной пошлины. После этого теоретически стоимость топлива в России должна сравняться со стоимостью топлива в Европе. Морально нам уже пора готовиться к 1,2−1,4 евро за литр. Просто одномоментное повышение цен до такого уровня было бы слишком болезненным, поэтому через субсидии и договоренности (часто неформального характера), резкий рост стоимости бензина будет сдерживаться, чтобы граждане успели привыкнуть.

Категория: Жизнь в России | Добавил: Ленпех (16.06.2019)
Просмотров: 616
| Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
wlad 16.06.2019 21:21 [Материал]
Получается "Морально нам уже пора готовиться" к углубленной нищете.
Логично было бы в Социальном государстве, под гарантии ГАРАНТА Конституции вслед за европейскими ценами на бензин обеспечить европейские зарплаты и европейские пенсии.
Иначе ДНО и полный провал воровского капитализма.
Курочкин 16.06.2019 21:37 [Материал]
cool
nikkuz 16.06.2019 22:42 [Материал]
А вот как раз этого россияне не дождутся как пить дать .
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 343
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 48
Гостей: 46
Пользователей: 2
Ленпех, vladin07