17:21
Четверг, 08.12.2016
Главная » Статьи » статьи

Россия проиграла «битву за урожай»
Из-за отсутствия инфраструктуры аграрии не знают, куда продать 10 млн. тонн зерна

В этом году российский урожай зерновых наверняка превысит 120 млн. тонн. Комбайнеры намолотили с 94,8% посевных площадей уже 119,5 млн. тонн зерна, из них пшеницы — 75,8 млн. тонн. Из-за плохих погодных условий серьезные опасения вызывает разве что сбор оставшихся 2 млн. тонн кукурузы, но и здесь в целом всё очень даже неплохо. Короче, наша страна закрепила за собой статус мощной сельскохозяйственной державы, ну а зерно вообще стали называть «второй нефтью».

Впрочем, радоваться рано. Сегодня хлеборобов волнуют проблемы, связанные с тем, как грамотно распорядиться зерновым рекордом. Именно от этого зависит завтрашняя аграрная стратегия: будет ли Россия вводить в севооборот новые земли (благо, что в стране они есть), или, напротив, пойдет на сокращение посевных площадей.

Вероятность второго варианта, к сожалению, нарастает.

Прежде всего, на земледельцев серьезно давят переходящие запасы. Речь идет о 14 243 тыс. тонн (на 01.06.2016), из которых 5 645 тыс. тонн находились у сельхозпроизводителей, остальные — на предприятиях хранения и переработки. Можно с большой долей уверенности сказать, что аграрии так и не смогли реализовать существенный объем прошлогоднего урожая — порядка 5 млн. тонн. Скорей всего, не нашли покупателя. Вряд ли кто-то придерживал зерно в надежде продать подороже, имея запредельную долговую нагрузку и зная, что творится на биржах. А ситуация с ценами давно уже не внушает оптимизма и нет никакого намека на отскок. Так, за последние три года средняя стоимость пшеницы упала более чем вдвое — с $ 320 до $ 150 за тонну.

На полях главных сельскохозяйственных игроков — перепроизводство. В нынешнем году глобальный урожай достиг максимума — примерно 2076,7 млн. тонн, тогда как мировое потребление зерна, по оценке Международного совета по зерну, составит не более 2054 млн. тонн. Плюс к этому прогнозируется на 7 млн. тонн меньше чем в прошлом году суммарный экспорт.

Что касается внутреннего потребления зерновых, то оно не превышает 72 млн. тонн, и вряд ли в будущем можно ждать сильных подвижек. Во-первых, практически стабилизировался спрос на муку. Во-вторых, крайне медленно увеличивается производство комбикормов из-за слабого спроса на мясо. В общей сумме в птицеводстве, свиноводстве и в разведении КРС потребность в зерне, согласно данным Росстата, подросла в первом полугодии 2016 года на 763 тыс. тонн. Понятное дело, эти объемы не делают погоду при нынешнем урожае.

Масла в огонь подливают нерешенные проблемы с хранением зерна. Максимум объема, на который могут рассчитывать отечественные хлеборобы, оценивается в 118 млн. тонн, причем только 40 млн. тонн относятся к элеваторам, а нужна хотя бы годовая норма. Вот и приходится остальное зерно складировать в ангарах с напольным хранением и в силосах мукомолов — в соотношении 63 млн. и 15 млн. тонн соответственно. В 2015 году этих мощностей едва хватило. При этом российский экспорт зерна с 1 июля 2015 г. по 29 июня 2016 г. составил 34 168,3 тыс. тонн, в том числе пшеницы — 24 810,0 тыс. тонн.

Если опираться на эти данные Минсельхоза и Росстата, то в нынешнем сельхозгоду нашим сельхозпроизводителям и трейдерам необходимо экспортировать на 16 млн. тонн больше чем в прошлом — то есть на объем прироста урожая. В общей сложности, примерно 50 млн. тонн. Лишь тогда удастся не раздуть запасы до опасных величин. В принципе, желаемые цифры по продажам не такие уж большие, учитывая масштабы РФ и прошедшую девальвацию.

Но тут начинается самое интересное. Минэкономразвития в своем прогнозе социально-экономического развития страны на 2017−2019 годы утверждает, что больше чем 35−36 млн. тонн зерна Россия не сможет продать за границу. Чуть лучший прогноз дала Иностранная сельскохозяйственная служба Минсельхоза США (FAS USDA) — ориентировочно 38,6 млн. тонн без учета Крыма. Ведомство Александра Ткачева еще до сбора урожая объявило о планах экспорта на уровне 40 млн. тонн, и пока не скорректировало эти цифры.

Короче, порядка 10 млн. тонн зерна нового урожая, по самым оптимистическим оценкам, зависли в воздухе. Между тем, на 26 октября темпы вывоза за границу отстают от прошлогодних значений на 6% (отсчет с 1 июля, начало сельхозгода). Всё из эффекта южнороссийского «бутылочного горлышка», которое отечественные хлеборобы хором матерят вот уже второй десяток лет.

Напомним, в основном наше зерно экспортируется из терминалов Черного и Азовского морей. Как известно, для аграриев главным российским портом является Новороссийск (грузооборот зерна 10,3 млн. тонн по итогам 2014 года). И хотя сезон штормов отрицательно влияет на ритмичность отгрузки, самой настоящей головной болью была и остается «дистрофичная» окрестная логистика. В частности, после дноуглубления причала № 21 и постройки галереи до причала № 22, а также с учетом развития нового специального терминала перевалка зерна через Новороссийск способна вырасти на 7 млн. тонн по сравнению с нынешними показателями.

Однако потенциал этого транспортного узла вряд ли будет задействован в полной мере из-за слабой железнодорожной и автотранспортной инфраструктуры. Горькую пилюлю способны подсластить (но не сильно) новые ж/д пути в обход станции Новороссийск.

Нет на юге России и терминалов, которые могут принимать суда типа «постпанамакс» с дедвейтом 100 тыс. тонн. А без этого нельзя говорить об успешной работе с дальними покупателями. Судя по имеющейся информации, эта проблема начнет решаться только в 2019 году. Ну, а пока экспортеры вынуждены осуществлять медленную и дорогостоящую перевалку зерна с малотоннажных сухогрузов на рейде, или нести сумасшедшие траты в деньгах и в нервах, везя зерно издалека по железной дороге или автотранспортом.

Работа же нечерноморских портов, в том числе таких, как Ростов-на-Дону (4,1 млн. т), Ейск (1,7 млн т), Кавказ (1 млн т), Азов (4,7 млн т), Таганрог (0,7 млн т), зимой ограничена погодными условиями. В частности, не так давно на участке Волгодонск — Азов остановились суда из-за того, что из Дона ураганный восточный ветер практически «выдул» воду. Эту проблему, по идее, должен решить новый Багаевский гидроузел, способный, по расчетам специалистов, увеличить ежегодный грузопоток практически вдвое — до 19 млн тонн. Но и здесь не срослось.

Стоимость строительства гидроузла на нижнем Дону оценивалась в 34,3 млрд руб., а его ввод, по последней информации, назначен на 2018−2019 годы. Отметим, что реализовывать проект можно было еще в 2014 году. Однако тогда денег не нашлось, как и на реконструкцию порта в Ростове-на-Дону в соответствии с ФЦП «Развития транспортной системы России (2010−2020). Зато на возведение футбольного стадиона «Ростов-Арена» откуда-то «нарисовались» 20 млрд. руб…

Жаль, что из-за бездарного планирования «наверху» начавший рост сельскохозяйственного производства обернется потерями выращенного урожая, банкротством сельхозпроизводителей и разбитыми надеждами. Впрочем, этим вряд ли кого в нынешней России удивишь.

Категория: статьи | Добавил: Ленпех (04.11.2016)
Просмотров: 420 | Комментарии: 1 | Теги: транспорт, логистика, Россия, порты, Производство зерна, сельское хозяйство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Питерский 04.11.2016 18:30
Зерна и муки перепроизводство, но хлеб что-то не дешевеет!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Военный пенсионер.рф

Новости мира
Опрос
Кто действительно защищает права военных пенсионеров?
Всего ответов: 297
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 86
Гостей: 81
Пользователей: 5
Стоик, Анд63, romantzoffaleksander, Ленпех, West