11:37
Четверг, 18.04.2024
Главная » Статьи » Жизнь в России [ Добавить статью ]

Профессор Смородинцев: Минздрав ошибался с вакцинами
Почему некоторые препараты давали осложнения

Без микробов и вирусов нет жизни на Земле. При этом и от тех, и от других одни только болезни людям, а нередко и смерть. Веками лучшие умы человечества ищут управу на инфекции, распространяемые, в частности, вирусами. Но появляются всё новые.

О том, возможно ли все-таки победить эту заразу, какие из вирусов угрожают россиянам в настоящее время, и почему в ХХI-м веке едва ли не самым страшным «зверем» является в РФ клещ, рассказал «СП» создатель лаборатории детских вирусных инфекции НИИ им. Пастера профессор Александр Смородинцев.

— Прежде всего, должен сказать, что вирусная инфекция поражает всё население планеты, — сказал Александр Анатольевич. — Собственно, не только население, людей, а вообще все живое — от рыб и до микробов, которые размножаются как все клетки простым делением. Если взять всю смертность от инфекционных заболеваний, то три четверти приходится именно на вирусы. Эти болезни буквально косят всё и вся вокруг себя. В 1918—1920 гг. в мире свирепствовала, например, «испанка», унесшая жизни более 30 миллионов человек. Это в три раза больше чем все армии потеряли в Первой мировой войне. Страшной была оспа, свирепствовавшая в Европе. Как и чума, которую разносили крысы. Она опустошала целые города в центре континента.

«СП»: — Чуму, известно победили к началу ХIХ века. А оспа ведь не сдавалась буквально до недавнего ещё времени.

— Оспа пришла к нам из Африки в ХV веке, как считается, с появлением парусных судов. Если прежде африканцы добирались до берегов Европы неделями, и когда кто-то у них заболевал, то успевал либо умереть, либо выздороветь, то благодаря парусу дорога стала занимать гораздо меньше времени, всего дней пять. Так и занесли вирус на наш континент.

Оспу считали всемирным злом, с ним, говорили, нет смысла бороться — бесполезно. Только в середине прошлого века вскоре после окончания Второй мировой войны Виктор Михайлович Жданов, знаменитый советский учёный-вирусолог и эпидемиолог, организатор здравоохранения, работавший одно время в ООН, предложил Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) начать «крестовый поход на эту заразу». Вакцины мы тогда уже умели делать. Наша страна первой в мире в 1936 г. ликвидировала данное вирусное заболевание. Получала тогда вакцину прививала Петроградская пастеровская станция (ныне — Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Пастера — авт.). Но за время очередной мировой бойни оспа снова распространилась по миру.

На Жданова, когда он заговорил о прививках, посмотрели сначала как на сумасшедшего. Как это — всех прививать? Он все-таки настоял. Прививали, в первую очередь, в странах Африки и Азии. Через пять лет число больных оспой снизилось в два раза. СССР предоставил ВОЗ миллиард доз вакцины, были поставки также из США и Англии. В последующие 20 лет привили фактически все население Земли. В 1978 г. было объявлено, что тому, кто сообщит о больном оспой, получит премию в 1000 долларов. Два года искали, не нашли. С 1985 года прививки прекратились. Оспинные вакцины хранятся сейчас в специальных лабораториях у нас в России, и в США.

«СП»: — Лет пять-шесть назад много говорили о том, что расплодившиеся на Ближнем Востоке террористические организации могут попытаться выкрасть их…

— США предупредили тогда всех медиков в зонах конфликтов о данной опасности, были приняты соответствующие меры. Добившись успеха в борьбе оспой, в ВОЗ взялись за ликвидацию кори и полиомиелита. Первую мы победили два десятка лет назад не без участия вашего покорного слуги. С полиомиелитом тоже боремся не без успеха. В прошлом году в мире было всего 212 случаев заболеваемости им.

«СП»: — Сейчас на слуху у всех новые вирусы — Эбола и Зико. Говорят, никто не знает, откуда они взялись, как с ними бороться…

— Ну, почему же, знаем! Лихорадка Зико, поразившая в настоящее время практически всю Южную Америку, как и Эбола, возникла в 1947 году в восточных государствах Африки. Источником заболеваний стали там шимпанзе. Их кусали клещи, с которыми вирус и передавался людям. Вакцину готовили в закрытых лабораториях СССР и США. Но у нас после 2012 года деньги на это решили не тратить, так как эпидемии тогда нигде не было. А сейчас, когда в Сьерра-Лионе, Либерии и Гвинее заболело 28 тысяч человек, больше половины из которых уже погибли, спохватились.

«СП»: — Кстати, почему большая часть инфекций идет именно из Африки? Это как-то связано с уровнем технического, социального развития государств?

— В африканских странах велика сила предрассудков. Можно сказать, что они главенствуют, в том числе, и над здравым смыслом. У населения принято, когда человек умирает, выставлять его тело перед жилищем, и все близкие, родные, друзья, приходя прощаться, непременно целуют покойного. А в мертвом теле вирус не перестает размножаться. Так что заражение практически неизбежно. Что и случилось в марте прошлого года, где заболеваемость Эболой приобрела эпидемический характер в названных мною выше государствах. Только после этого в ВОЗ забеспокоились, срочно началась подготовка вакцин. При этом в Гвинее, например, министерство, отвечающее за местное здравоохранение, не сразу допустило в страну волонтеров, возражало против прививок, ссылаясь на национальные традиции, то есть, все те же предрассудки. Сейчас, благодаря вакцине, ситуация с Зико и Эболой нормализовалась.

«СП»: — Вы говорите, распространялись данные вирусы по «черному континенту» через клещей. В России этих членистоногих в последние годы расплодилось немало. И ведут они себя все более агрессивно. В прошлом году в Петербурге, только по официальным данным, обратились за помощью почти 250 тысяч человек. Нынче схожая ситуация в Москве. Люди часами стоят в очереди, чтобы попасть на прием к специалисту. Ещё лет двадцать назад подобное трудно было представить!

— Потому, что государство выделяло средства на специальные препараты для обработки лесов, лесопосадок, городских парков и скверов, где в основном и обитают клещи, а также на прививки, в первую очередь тем, чья профессиональная деятельность связана с работой в «зоне риска». С середины 1990-х годов финансирование прекратилось. Вот и получили — и длинные очереди, и смертельные случаи. Решение тут простое: нужно вкладывать деньги в препараты, вакцины, открывать как можно больше профильных медпунктов. А у нас, хоть и кричат со всех трибун про заботу о здоровье нации, но расходы на медицину постоянно сокращают. В нынешнем году финансирование системы здравоохранения вновь урезали.

Это — одна сторона проблемы. Другая состоит в том, всё больше граждан переселяются жить за город. Туда, где на месте лесов теперь коттеджные поселки или, как минимум, садовые участки. А у животных срабатывает генетическая память, лоси, лисы, кабаны, бурундуки по привычке идут в те места, где раньше были их тропы. За ними следуют и клещи. По статистике, клещевым энцефалитом заболевают сейчас чаще всего те москвичи и петербуржцы, кто проживает за кольцевой автодорогой.

«СП»: — А почему никак не можем победить грипп? Каждый сезон слышим предупреждения медиков о некой новой его разновидности, об опасности эпидемии и т. д. Минувшей зимой очередной опасный штамм гриппа A(H1N1) стоил жизни более 120 россиянам.

— У нас есть живая вакцина против гриппа. Именно живая вакцина дает защиту, а убитая то ли дает, то ли не дает. Её эффективность не доказана. Но в её производстве заинтересован Минздрав РФ, потому что она дешевле в производстве. При этом убитая вакцина пару лет назад дала много осложнений. Она представляет собой мертвый вирус, который «повешен» на синтетическое вещество. Но вскоре после испытания, химики это вещество изменили, оно их не удовлетворяло. А с новым носителем все испытания нужно было начинать заново. Однако в Минздраве не стали заморачиваться. Разрешение на использование данной вакцины давал главный тогда санитарный врач страны Геннадий Онищенко.

«СП»: — Антибиотики на вирус гриппа не действуют?

— Нет. От вируса могут защитить только вакцины. К слову, не все наши медики об этом знают. Недавно я общался со своим участковым врачом. Больным гриппом она выписывала антибиотики. Говорит, её так учили. Пришлось её поправить.

«СП»: — Так что же, непобедима эта зараза вирусная? Была и будет — не корь, так краснуха, не эбола, так зико?

— Вирусы даны нам от природы. Они возникли на планете в процессе эволюции, так же, как микробы. Поражают всё живущее на Земле. Потому что для того, чтобы продолжать своё собственное существование, каждый вирус должен «зацепиться» за что-то живое. В нас живет масса разных стафилококков, стрептококков, кишечные палочки… Человечество борется с ними. От оспы и кори мир уже избавился. Будем бороться с другими их «наследниками».

Справка «СП»

Смородинцев А. А., известный на весь мир вирусолог. Руководитель лаборатории Петербургского НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера. Был одним из организаторов ныне всемирно известного Петербургского НИИ гриппа. Более 190 его научных работ посвящены различным проблемам вирусных инфекций, их профилактике и диагностике, созданию противовирусного иммунитета. Принимал участие в разработке живой вакцины против полиомиелита.

Основоположником отечественной вирусологии и иммунологии был его отец Анатолий Смородинцев, доктор наук, действительный член Академии медицинских наук СССР.

Категория: Жизнь в России | Добавил: Ленпех (02.07.2016)
Просмотров: 719
| Теги: вирус зика, вирусология, медицина, Санкт-Петербург, Россия, вирус эбола | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 364
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 50
Гостей: 50
Пользователей: 0