17:28
Суббота, 20.04.2024
Главная » Статьи » Жизнь в России [ Добавить статью ]

Пока Медведев мечтает о «лучших умах», Россия теряет последние
Почему в России образованные, талантливые люди не могут найти себе применения

Материал комментируют:
Юрий Крупнов
Премьер-министр Дмитрий Медведев в статье, опубликованной на сайте РИА Новости, заявил, что через 6 лет российская экономика будет обладать мощной «гравитацией».

«Сможет притягивать лучшие умы и идеи как внутри страны, так и из-за рубежа», — уверен он.

Рецепт успешного развития от главы кабмина состоит из нескольких пунктов, в числе которых качественное образование.

«Мы должны совершить серьезный, я бы даже сказал — опережающий рывок. Чтобы из потребителей научно-технологических новаций превратиться в их создателей», — заявил премьер. Для этого он предлагает внедрять новейшие программы и методики, развивать допообразование, поддерживать вузы как «инновационные лаборатории» и давать молодежи возможность пробовать свои силы.

Что из этого выйдет, сказать трудно: одно дело красивые лозунги, другое — реальная жизнь. А главное непонятно: что мешало делать это раньше? Как свидетельствует опрос, проведенный ВЦИОМ, последние 10 лет количество тех, кто считает, что найти работу выпускнику вуза удается с большим трудом, росло: с 50% в 2009 г. до 55% в 2019 г.

«Каждый пятый опрошенный (20%) полагает, что трудоустроиться человеку, только что получившему диплом о высшем образовании, практически невозможно», — говорится в исследовании.

И стоит ли после этого удивляться, что, согласно опросу Левада-центра, 41% молодых россиян хочет уехать за границу на постоянное место жительства.

А по данным «Boston Consulting Group», которые приводит ИА «Аврора», из 24 тысячи респондентов из РФ сейчас хотят работать за рубежом 50% российских ученых, 52% топ-менеджеров, 54% IT-cпециалистов, 49% работников инженерных специальностей и 46% врачей. При этом, почти 65% потенциальных эмигрантов — это «цифровые таланты»: специалисты по искусственному интеллекту, скрам-мастера, дизайнеры пользовательского интерфейса и т. д. Более половины из них — молодые люди в возрасте до 30 лет.

Видимо, ситуация, действительно тревожная. Во всяком случае, таковой ее видит академик РАН, биохимик и молекулярный биолог Георгий Георгиев, который несколькими днями ранее опубликовал статью в еженедельной газете научного сообщества «Поиск». По его мнению, российская наука переживает очередной кризис.

«Талантливая молодежь уезжает на Запад либо после окончания высшего учебного заведения, либо после защиты кандидатской диссертации. Даже руководители сильных лабораторий жалуются, что им становится все сложнее набирать аспирантов и молодых сотрудников, когда под них появляются ставки», — констатирует ученый.

Главными причинами оттока он называет бюрократизацию в организации исследовательской сферы, недостаточное финансирование лабораторий, низкие зарплаты аспирантов и научных сотрудников, неуверенность ученых в завтрашнем дне, отсутствие доступного жилья, а также возможность уехать из страны, получив бесплатное образование.

Академик предлагает обуздать формализм, не скупиться на науку, решить «квартирный вопрос» и ограничить молодым ученым право на выезд из России. Особое внимание при этом надо обратить на специальности, которые востребованы на Западе.

«К ним относятся молекулярная и клеточная биология, информационные технологии, многие разделы физики. При этом во многих странах стоимость образования существенно выше, чем у нас. Поэтому, приняв меры по улучшению состояния науки в стране, нужно будет подумать о том, чтобы ограничить свободную эмиграцию подготовленных специалистов», — считает Георгий Георгиев.

Впрочем, он полагает, что в менее интенсивно развивающихся областях науки можно оставить все по-прежнему, а вот остальные срочно реформировать. Вместо бесплатного высшего образования академик предлагает ввести «кредитное», когда «государство, как и сейчас, все оплачивает, но на основе беспроцентного кредита». По окончании вуза молодой ученый должен 15 лет проработать на благо российской науки, после чего, по его замыслу, кредит автоматически гасится.


«В случае же эмиграции он должен вернуть кредит в полном объеме», — считает Георгий Георгиев.

Однако это не означает, что молодежь не может участвовать в международных конференциях или совместных исследованиях, проводимых в других странах. Просто эти выезды, считает академик, должны быть согласованы с руководством института и «не превращаться в постоянную работу за рубежом».

Он уверен, что за 15 лет сильный ученый получит в России отличную позицию и, вероятно, уже не захочет уезжать.

Свои предложения Георгий Георгиев озвучил еще в 2001 году во время встречи Владимира Путина с учеными и, как он уверяет, реакция президента была положительной, однако тогда не было закона о кредитном образовании.

«На мой взгляд, такой закон следует сейчас срочно разрабатывать, учитывая, что действовать он начнет только через пять лет после того, как подписавшие контракт первокурсники закончат обучение», — отметил он.

Кстати, тревогу Георгия Георгиева разделяет и президент Российской Академии наук (РАН) Александр Сергеев. По его словам, доля ученых в России в 2−3 раза ниже, чем в странах, которые являются технологическими лидерами.

«Перед страной поставлены важные задачи, которые могут выполняться только за счет научно-технологического развития страны. И есть проблема с подготовкой научных кадров, сегодня стоит острейшая задача, как привлечь молодых ребят в науку», — цитирует академика ТАСС.

Главный вопрос — это использование знаний, талантов, мозгов, заявил «СП» председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.

— Вопрос не в различных способах закрепостить так или иначе, связав, например, образовательным кредитом, и не просто в поддержке аспирантов и молодых ученых, что, безусловно, важно, но ничего не решает. Основной вопрос в том, чтобы возможность делать карьеру и хорошо зарабатывать, лучше, чем в мире, эти мозги могли в России.

Для этого нужна форсированная индустриализации всех сфер нашей жизни. Нужен рывок, о котором президент четыре года говорит. Вне этого любые механические, механистические и, в общем-то, явно бюрократические меры ни к чему не приведут.

Вопрос в том, что даже Российская Академия наук, не говоря уже об экономическом блоке и так далее, ничего не могут предложить в плане формированной индустриализации. В этом проблема. Нужен рывок, нужная форсированная индустриализация, тогда мы не будем терять молодых талантливых людей.


Кроме того, напомню, что автор нашумевшей недавно статьи господин Сурков восемь лет назад, будучи высокопоставленным чиновником, говорил, что основная проблема в том, что стране нужен импорт мозгов. Если у нас столь высокопоставленные чиновники говорят не о проблеме утечки мозгов, а о проблеме импорта мозгов, то, что мы вообще с кого-то можем спрашивать?

«СП»: — Дмитрий Медведев в сегодняшней своей статье о развитии российской экономики также коснулся импорта «лучших умов». Однако ряд опросов показывает, что проблемы и трудоустройства российских выпускников, и «утечки мозгов» существуют очень давно и даже усугубляются. Почему за многолетними разговорами нет реальных шагов?

— Ответ содержится в таких статьях как у Дмитрия Анатольевича. Опять очередные шесть лет. Уже третьи или пятые шестилетки. Все время рассказывают, что будет через 6 лет. А председатель правительства должен рассказать, как он изменит ситуацию в течение 10 дней, потому что он операционно управляет. Иначе наше правительство похоже на шофера, который то и дело попадает в аварию, но говорит, что благодаря десятилетней программе по покупке новых ботинок или чего-то еще, этих аварий больше не будет.

У нас аварийно — антиобразовательное правительство. Оно все время делает аварии, оно уже реально подорвало российское образование, поэтому слушать, что будет через 6 лет — это мы уже можем идти дальше к известной притче Ходжи Насреддина: либо эмир умрет, либо ишак сдохнет. Никто не вспомнит эту статью через 6 лет, поэтому это собственно диагноз безответственности правительства.

Категория: Жизнь в России | Добавил: Ленпех (13.02.2019)
Просмотров: 484
| Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
nikkuz 14.02.2019 10:33 [Материал]
какое было образование в СССР . А сейчас ? Все загубили совсем недавно по ящику показывали одного умника профессора ,который поучал наших как нужно вести преподавательскую работу . Вот позорище .Интересно бы спросить , а покажет он на карте какое либо государство .
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 369
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0