15:18
Воскресенье, 04.12.2016
Главная » Статьи » статьи

"Невеселые" показатели от Голиковой в докладе для депутатов от 18 ноября.

Выступление Председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой на пленарном заседании Государственной Думы в рамках рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона № 15455-7 «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»
Уважаемый Вячеслав Викторович!

Уважаемые депутаты!

Добрый день!

За почти месячный период времени с момента внесения проекта федерального бюджета на 2017-2019 гг. на площадке Парламента прошли детальные обсуждения всех достоинств и недостатков этого документа, и по результатам этих обсуждений подготовлен проект постановления «О принятии в первом чтении проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» и об основных характеристиках федерального бюджета». На этих характеристиках я бы и хотела остановиться.

Прогноз социально-экономического развития и его показатели - основа расчета бюджета, а объем ВВП и уровень инфляции являются его основным характеристикам.

Проанализировав показатели прогноза, мы полагаем, что существуют риски недостижения прогнозируемых объемов и темпов роста ВВП.

Основными факторами, определяющими уровень рисков, являются заложенные в прогноз на 2017 год – прирост запасов материальных оборотных средств и рост конечного потребления населения.

Ожидается увеличение доли изменения запасов материальных оборотных средств в структуре ВВП с 0,4% в 2016 г. до 4,2% в 2019 г., то есть более чем в 10 раз, что в условиях повышенной неопределенности экономической конъюнктуры нам представляется чрезмерно оптимистичным.

Также, по нашему мнению, показатели незначительного за три года увеличения реальных располагаемых доходов населения (на 1,5 wacko , реальной зарплаты (на 4 wacko и продолжение снижения реального размера среднегодовой пенсии (на 2,1 wacko не дают основания предполагать, что внутренний потребительский спрос будет расти значительно более высокими темпами.

По прогнозу еще одним фактором увеличения потребительского спроса должен стать «постепенный отказ населения от сберегательной модели поведения» и рост потребительского кредитования за три года.

При этом в проекте основных направлений единой денежно-кредитной политики предусмотрено сохранение относительно высокого уровня реальных процентных ставок в том числе «для поддержания стабильной склонности домохозяйств к сбережению», т.е. прямо противоположная тенденция. Также прогнозируются более умеренные темпы прироста кредитов нефинансовым организациям и населению по сравнению с ожидаемыми по прогнозу Правительства, что, по нашему мнению, подтверждает наличие рисков предположения о росте потребительского спроса за счет потребительского кредитования.

Исходя из прогноза, начиная с 2018 года, положительный вклад в экономический рост будут вносить инвестиции в основной капитал. Предполагается, что рост инвестиций будет происходить за счет наращивания частных инвестиций, при этом одним из основных источников должны стать собственные средства предприятий. Однако механизмов стимулирования такого наращивания инвестиций представленные документы не содержат.

В самом тексте Прогноза декларируется, что базовый вариант, на основе которого посчитан бюджет, «не предполагает кардинального изменения модели экономического роста». По нашему мнению, причина не только в ограниченности финансовых средств, неблагоприятной внешнеполитической и внешнеэкономической конъюнктуре. Анализируя представленные документы, мы пришли к выводу, что в процессе формирования прогноза не была проведена работа по оценке влияния приоритетов развития на показатели развития экономики. Например, в законопроекте отражено финансовое обеспечение проектов по основным направлениям стратегического развития, но, как это должно отразиться на экономике, в прогнозе не оценено.

Не приведена оценка влияния реализованных и реализуемых мероприятий антикризисных планов Правительства на показатели развития отраслей экономики.

В прогнозе отсутствует системный подход к проблеме износа основных фондов, восстановления материально-технической базы – а это приоритет номер один для восстановления экономики. Показатель износа основных фондов по итогам 2015 года возрос и превысил 50%. Для того, чтобы только остановить эту негативную тенденцию, по нашим оценкам, необходимо осуществить дополнительные инвестиции в экономику порядка 4 трлн рублей в год, повысив долю инвестиций в основной капитал в ВВП, к примеру в 2017 году на 4,4%. И это только минимальный объем средств, без которого мы не можем говорить о модернизации экономики.

Другой показатель, увязанный с предыдущим и критически важный для осмысления ситуации и принятия мер реагирования, но не нашедший своей оценки в прогнозе – это уровень недозагруженных (свободных) среднегодовых производственных мощностей. Критически по итогам 2015 года, а это последний отчетный показатель, уровень недозагруженных мощностей по производству таких видов продукции, как:

-Троллейбусы – 94%;

-Антибиотики – 88,6%;

-Тракторы гусеничные – 86,8%;

Значительный уровень падения в 2015 году загруженности:

-Автомобили легковые – загрузка на 42,8%;

-Электровозы – загрузка на 59,1%.

При этом, несмотря на существенные финансовые вложения и меры, которые принимались Правительством за прошедшие 10 месяцев 2016 г., производство автомобилей легковых сократилось на 10,9%, электровозов магистральных – на 7,8%.

Председатель Правительства Д.А. Медведев дал поручение Минэкономики к 1 декабря оценить ситуацию и предложить схему работы по приоритетам 2017 года к 1 декабря, в том числе по целесообразности принятия плана мероприятий социально-экономического развития. Это принципиально важно, чтобы своевременно принять необходимые меры реагирования.

Безусловно, положительными сторонами и особенностями законопроекта в отличие от предыдущих бюджетов являются:

- возвращение к трехлетнему бюджету;

- обеспечение сбалансированности федерального бюджета, несмотря на снижение большинства макроэкономических показателей;

- ограничение дефицита федерального бюджета в 2017-2019 гг. в размере 3, 2, 1% ВВП, в условиях постоянных цен на нефть $40 за баррель;

- изменение подходов к формированию взаимоотношений федерального центра с регионами, включая усиление ответственности региональных лидеров за проведение экономических преобразований и сбалансированность бюджета;

- обеспечение законодательно установленной индексации всех социальных выплат;

- обеспечение реализации указов президента;

- проведение мер бюджетной консолидации, в том числе мобилизации доходов, оптимизации расходов и повышению их эффективности.

При этом резервы сохраняются. Доходы бюджета обеспечиваются, как вы знаете, в основном тремя главными администраторами доходов - ФНС, ФТС и Росимущество. На их долю в 2017-2019 гг. приходится от 93,8 до 95% всей доходной части бюджета. При этом доля поступлений от других администраторов доходов, по сравнению с 2016 г. уменьшается на 4,2 пункта, что свидетельство ненапряженных планов по доходам бюджета.

Следует отметить, что ежегодно декларируется необходимость сокращения неэффективных льгот и освобождений, в результате предоставления которых в бюджетную систему в 2015 г. не поступило доходов на общую сумму 9,2 трлн рублей. Но решений не предполагается и не предлагается.

Так, например, наибольший объем льгот по уплате таможенных платежей в 2015 г. был предоставлен участникам ВЭД в отношении товаров, ввозимых и вывозимых в рамках Соглашений о разделе продукции, который составил 160 млрд рублей, товаров, ввозимых на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области, объем освобождения - 123,9 млрд рублей.

При этом наши проверки свидетельствуют о том, что остаются нерешенными вопросы таможенного контроля при осуществлении экспортно-импортных операций в рамках СРП, в том числе в части предоставления операторами в таможенный орган подробной детализации планируемых работ и затрат. В результате предоставляемые операторами сметы работ не позволяют подтвердить использование ввозимых на территорию Российской Федерации товаров и определить их соответствие программе работ в рамках СРП.

В ходе проверок также были выявлены факты ввоза и оформления товаров по стоимости, многократно превышающей сложившийся ценовой уровень по идентичным товарам (от 6.8 до 293,8 раз по Балтийской таможне, от 6,4 до 26,8 раз по Сахалинской таможне), что может свидетельствовать о завышении операторами стоимости товаров, ввозимых в рамках Соглашений о разделе продукции, с возможной целью искусственного увеличения возмещаемых Российской Федерацией затрат.

Как и в предыдущие годы, оценка общего объема доходов федерального бюджета, которую делаем мы и которую делает Правительство, расходится. Причем мы даем больший прогноз. К счастью, наш больший прогноз, как правило, подтверждается исполнением бюджета. 2017-2019 гг. не исключение. Такая разница составляет соответственно 90, 76 и 80 млрд рублей. В основном речь идет о НДС по товарам, реализуемым на территории РФ, ввозимым на территорию РФ, а также по доходам от использования имущества. Возможно, это небольшая сумма, но за эти деньги, как вы понимаете, можно осуществить качественно другие расходы.

При формировании доходов от дивидендных платежей в 2017-2019 гг. Правительство поручило исходить из планируемого норматива прибыли 50%, это одно из направлений консолидации. Соответствующий акт пока не принят. Мы не смогли, к сожалению, давая заключение, подтвердить обоснованность этих цифр, так как прогноз доходов составляется на основании прогноза чистой прибыли крупнейших акционерных обществ.

Однако данные о прогнозируемой чистой прибыли есть не по всем плательщикам.

Кроме того, существуют риски, связанные со следующими факторами:

- принятием Правительством отдельных решений по уменьшению норматива перечисления дивидендов, таких решений в 2016 году было 11;

- не учетом уменьшения дивидендов в связи с планируемой передачей в плановом периоде пакетов акций акционерных обществ в качестве имущественного взноса Российской Федерации в госкорпорацию «Роскосмос»;

Не учитывается увеличение дивидендов от акционерных обществ, которые получат соответствующие пакеты акций, чья прибыль должна увеличиться, а, значит, и увеличится размер уплачиваемых дивидендов.

Перейду к другой основной характеристике бюджета: его дефициту и источникам покрытия.

Приватизация.

Несмотря на требование бюджетного законодательства об одновременном внесении с проектом бюджета данных по программе приватизации, их значение как документа планирования практически сведено к нулю.

В бюджетах 2010-2015 годов изначально планировались поступления от продажи акций 1,4 трлн руб. Фактически поступило 18,9%.

Исключение составляет 2016 год, по тем запланированным поступлениям, которые мы недавно приняли в поправках.

Вместе с тем, отчуждение акций крупнейших компаний выделено из сферы действия Закона о приватизации, осуществляется по отдельным решениям Правительства и, в какой-либо достоверной степени не прогнозируется.

Таким образом, зависимость приватизационных поступлений от реализации программы приватизации крайне мала.

Бюджет 2017-2019 года предусматривает поступления средств от продажи акций 138,2, 13,6 и 13,9 млрд рублей соответственно по годам. При этом:

- методика прогнозирования у таких поступлений отсутствует;

- текстовая часть пояснительной записки содержит, что в 2017 году мы получим средства от приватизации Банка ВТБ и ПАО «Совкомфлот», последнее из которых планируется к приватизации уже очень много лет.

Внутренние заимствования. Объем внутренних заимствований в виде государственных ценных бумаг превысит показатель 2016 года в 2,1 раза.

Привлечение средств от размещения государственных ценных бумаг существенно растет и составляет 1,9; 1,6; 1,7 трлн руб. Такой рост может привести к ухудшению условий размещения гособлигаций для федерального бюджета, увеличению объема государственного внутреннего долга и расходов на обслуживание, собственно то, что мы и видим сейчас в проектировках бюджета.

Рост спроса на облигации федерального займа на аукционах, к сожалению, отстает от роста предложения ОФЗ. Итоги проведенных в 2015-2016 годах аукционов по размещению ОФЗ показывают, что совокупный спрос на них за период с января по октябрь 2016 года по сравнению с 2015 годом вырос на 10,6%, а совокупное предложение Минфином ОФЗ на 15,1% по сравнению с 2015 годом.

Таким образом, при осуществлении в 2017-2019 годах заимствований в объемах, сопоставимых с общим уровнем спроса, Минфин вынужден будет привлекать средства по значительно более высоким ставкам.

С учетом исчерпания в 2017 году Резервного фонда, как уже отметил Антон Германович, планируется в течение трех лет привлекать средства фонда ФНБ в объеме почти 2 трлн рублей.

В этой связи, учитывая риски по источникам формирования дефицита бюджета, а также расходование средств суверенных фондов, необходимо особое внимание в 2017 году уделить дополнительным мерам по улучшению администрирования доходов, оценке обоснованности расходов, которые включаются в бюджет, продолжению работы по повышению эффективности использования ресурсов, но это тактические меры.

Стратегически необходимо определиться с новым бюджетным правилом, а также структурными реформами, в первую очередь, в таких социально-значимых и чувствительных отраслях, как образование, здравоохранение и система социального страхования. При этом важно учитывать не только уровень планируемого социального обеспечения, но и нагрузку на фонд оплаты труда, а для этого нужно корректно оценить объем обязательств государства по предоставлению услуг и осуществлению выплат в указанных сферах.

Это нужно для того, чтобы преодолеть ту самую негативную тенденцию, которая отражена в прогнозе по бедности населения.

Уважаемые коллеги! Я сознательно сегодня детально не останавливаюсь на расходах бюджета, потому что мы утверждаем их общий объем, и во втором чтении мы это будем обсуждать. В заключении Счетной палаты это всё детально представлено. В заключение я хочу сказать, что несмотря все те недостатки, которые мы обсуждали и которые еще будем обсуждать, которые будем исправлять, бюджет сформирован. Сформирован в сложных условиях. И его принятие в первом чтении - это залог стабильности функционирования страны.

Спасибо.

Категория: статьи | Добавил: Ленпех (18.11.2016)
Просмотров: 707 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Военный пенсионер.рф

Новости мира
Опрос
Кто действительно защищает права военных пенсионеров?
Всего ответов: 168
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 48
Гостей: 46
Пользователей: 2
nvs1950, Ленпех