23:42
Воскресенье, 05.05.2024
Главная » Статьи » Жизнь в России [ Добавить статью ]

МС-21 взлетает над санкциями. Российский авиадолгострой готовится к запуску вопреки Западу
Перспективный, но многострадальный российский лайнер впервые совершил полет с отечественным двигателем
Мария Безчастная

Материал комментируют:
Олег Пантелеев
Среднемагистральный пассажирский самолет МС-21, созданный предприятиями «Ростеха», совершил первый полет с российским двигателем ПД-14. Об этом сообщила пресс-служба компании 15 декабря. Самолет вылетел с аэродрома Иркутского авиационного завода, сам полет продлился 1 час 25 минут.

Как сообщил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов, полет стал «результатом объединения двух важнейших программ гражданского авиастроения России — самолета МС-21 и двигателя ПД-14», а глава Минпромторга Денис Мантуров назвал его «последовательной государственной политики в области развития высокотехнологичных отраслей».

Напомним, что среднемагистральный пассажирский самолет с композитным крылом МС-21 разрабатывается еще с начала 2000-х годов. Серьезное госфинансирование началось в 2008 году и, как выяснили в Счетной палате еще в 2018-м, на его создание к тому времени ушло 158 млрд руб., а к 2025-му общая стоимость проекта должна вырасти до 437 млрд. и это еще не предел.

Изначально планировалось, что самолет будет производиться с двумя двигателями — американским PW1400 и российским ПД-14. Версия самолета с американским двигателем МС-21−300 прошла первые испытания еще в 2017 году.

Однако серийное производство постоянно переносится из-за американских санкций против «Ростеха». Главной проблемой стал отказ западных предприятий от поставок композитных материалов, которые должны были давать самолету конкурентное преимущество. В сентябре 2020 года президент РФ Владимир Путин даже назвал такие действия западных компаний «хамством».

В сентябре 2020-го Росавиация зарегистрировала заявку ПАО «Корпорация «Иркут» на сертификацию МС-21 с применением российских композитов. Разработчик планирует заменить «санкционные» материалы крыла, элементы оперения и центроплана к концу 2021 года.

Как рассказал «СП» исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, хотя санкции действительно серьезно задержали серийный выпуск МС-21, сейчас большая часть проблем уже решена, и можно надеяться на то, что первые пассажиры полетят на этих самолетах уже в 2022 году.

— Первый полет — это всегда очень радостное событие и важная веха в любой программе. С точки зрения коммерческого продукта важно завершение сертификационных испытаний и получение сертификата типа — документа, открывающего изделию путь на рынок.

Вероятно, нам придется подождать около года, прежде чем самолет в версиях с иностранным и российским двигателем сможет завершить этап испытаний и приступить к коммерческой эксплуатации. Ожидается, что полеты с пассажирами начнутся в 2022 году.

То обстоятельство, что воздушное судно получило разрешение на полет, — это подтверждение, что самолет и двигатель соответствуют требованиям, предъявляемым авиатехнике для начала летных испытаний. А в связи с тем, что это российский двигатель, важно отметить еще несколько обстоятельств.

«СП»: — Каких?

— Увеличение доли комплектующих отечественного происхождения в общей стоимости воздушного суда — это повышение отдачи в российский бюджет. Больше налоговых поступлений при продаже каждого самолета будут оставаться в нашей стране. Это также дополнительные рабочие места, как в контуре Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), которая является производителем двигателя, так и ее поставщиков. Наконец, это сокращение санкционных рисков.

На примере композиционных материалов мы видим, что отказ от поставок комплектующих может нанести существенный урон срокам реализации программы. В случае с двигателем ПД-14 изначально было принято решение, что самолет будет предлагаться на рынке с двумя двигателями как зарубежного, так и отечественного производства. Благодаря этому никакие санкционные риски по поставкам двигателей не смогут негативно повлиять на ход программы МС-21. У нас будет возможность заместить американские двигатели отечественными.

Кроме того, наличие российского двигателя привлекательно для ряда эксплуатантов авиатехники, в том числе для потенциальных государственных заказчиков МС-21. Если говорить конкретно о двигателе ПД-14, он был сертифицирован отдельно, то есть не в составе силовой установки самолета. Сейчас он проходит сертификацию по европейским нормам, и мы надеемся, что помимо самолета МС-21 у двигателей этого семейства будет хорошее рыночное будущее, и они найдут применение и на других самолетах.

«СП»: — Санкции как-то сказались на создании отечественного двигателя?

— Санкции оказали некоторое влияние на создание двигателя ПД-14, но он изначально проектировался с очень широким участием российских поставщиков комплектующих и материалов, и такой зависимости от зарубежных поставок, как по самолету в целом, у двигателестроителей не было. Из-за рубежа планировалось получать некоторые датчики и ряд других компонентов, но, насколько мне известно, 95% комплектующих имеет российское происхождение. Даже если возникали проблемы, они радикального влияния не оказывали.

Другое дело, что если бы в период создания двигателя российская сторона имела доступ к передовым технологиям и материалам, его удалось бы завершить несколько быстрее. Но он не опоздал к моменту старта летных испытаний с отечественной силовой установкой, «двигателисты» по срокам не подвели, а Российская Федерация обрела новые компетенции, которых у нее раньше не было.

«СП»: — Удастся ли решить проблему с композитным крылом самолета? Отечественные материалы планируют создать только в 2021, получится ли при этом начать выпуск машин уже в 2022?

— Нужно понимать, что длинноцикловое производство различных деталей серийного самолета уже стартовало. Те машины, которые будут переданы заказчикам, уже строятся. В 2022 году могут состояться именно поставки самолетов эксплуатантам, а не начало серийного производства.

Уже проведены испытания отдельных элементов композиционного крыла МС-21. Естественно, был проведен очень большой цикл испытаний и непосредственно отечественных материалов. Это позволило разработчику сделать вывод о том, что они могут без ущерба для характеристик самолета заменить иностранные аналоги. Но еще некоторое время уйдет на то, чтобы в ходе испытаний, в том числе крыла в масштабе 1 к 1, подтвердить его характеристики и получить все необходимые документы, которые откроют путь к получению сертификата типа на самолет.

Другими словами, разработчик уже получил подтверждение, что основные проблемы при создании крыла из композиционных материалов решены, и значительных рисков нет. Осталось подтвердить, что эта конструкция соответствует всем требованиям по безопасности. На это уйдет порядка нескольких месяцев из года, выделенных на завершение сертификации самолета.

«СП»: — А как это скажется на конкурентоспособности МС-21?

— Мировой авиарынок сегодня крайне поляризован. Есть страны, тяготеющие к США и ЕС, к Китаю или к России. Поэтому какими бы замечательными ни были российские самолеты, есть ряд стран, которые ни при каких обстоятельствах их не купят, потому что на это наложено табу. С этой точки зрения рассуждать о конкурентоспособности российских самолетов и двигателей приходится с изрядной оговоркой.

Второй момент связан с тем, какой ущерб мировой авиатранспортной отрасли нанесла коронавирусная инфекция. Сегодня никто не готов дат достоверный прогноз, когда рынок окончательно оправится от понесенных потерь. Мы можем предполагать, что на российском внутреннем рынке самолеты МС-21, в том числе с отечественным двигателем, будут востребованы и займут достаточно серьезную его часть.

Есть целевые показатели, согласно которым на российскую гражданскую технику в своих размерностях и нишах должно приходиться порядка 70% от общей численности эксплуатируемых самолетов. Поэтому можно утверждать, что российский производитель ставит перед собой цель доминировать на внутреннем рынке. Такой подход есть не только у Объединенной авиастроительной корпорации «Иркут», которая создавал самолет, но и у ОДК, создавшей двигатель ПД-14.

Я пока не готов судить о реализуемости этих планов. Но по состоянию на сегодняшний день большая часть контрактов на самолеты МС-21, по которым уже определен тип двигателя, пока приходится на отечественных покупателей, в том числе «Аэрофлот».

Категория: Жизнь в России | Добавил: Ленпех (16.12.2020)
Просмотров: 417
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 398
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 20
Гостей: 19
Пользователей: 1
wlad