23:56
Пятница, 19.04.2024
Главная » Статьи » Жизнь в России [ Добавить статью ]

Менты без «Макарыча»: Колокольцев МВД перевооружает
Полиция, в отличии от армии, окончательно отказалась от устаревшего ПМ в пользу пистолета Лебедева?
Виктор Сокирко

Материал комментируют:
Франц Клинцевич
Сообщения о том, что российская полиция принимает на вооружение новый пистолет — девятимиллиметровый компактный пистолет Лебедева (ПЛК), разработанный группой компаний «Калашников» — особой сенсацией назвать нельзя. И сам пистолет уже достаточно хорошо известен — его неоднократно представляли на Международном военно-техническом форуме «Армия», начиная с 2015 года, и в подразделения силовых структур он начал поступать с начала 2021 года. Здесь другая особенность — новой «пушкой» собираются перевооружить целое ведомство — МВД.

В штаб-квартире МВД на улице Житная, 16 в Москве тоже особого ажиотажа по поводу перевооружения на новый пистолет не наблюдается. Там сейчас больше обеспокоены кадровыми перестановками в ведомстве. Как, например, назначение на должность начальника Главного следственного управления ГУ МВД РФ по Москве полковника юстиции Виктора Городкова, или нового заместителя начальника московской полиции генерал-майора Игоря Илларионова (прежде руководил управлением МВД по Калининградской области). Да и министр Колокольцев про пистолет Лебедева особо не распространяется — неизвестно даже какой марки лично у него наградной пистолет (или их коллекция). А вот в бытность оперуполномоченного уголовного розыска Кунцевского района Москвы и прочих должностях в МВД Владимир Александрович таскал в кобуре, как и все остальные сотрудники, пистолет Макарова (ПМ) — других тогда и не было.

Уже достаточно давно и неоднократно заходит речь о замене в России табельного оружия, как для МВД, так и для Минобороны, и иных силовых структур. Утверждается, что «Макар» уже морально устарел и пора бы ему на покой, после 70-летней службы. Собственно новые пистолеты на вооружение полиции и армии поступали в последние годы — пистолет Ярыгина (известный как «Грач»), ГШ-18 (Грязев-Шипунов), пистолет Сердюкова (известный как «Гюрза»), «Удав» (разработка ЦНИИТОЧМАШ) и ряд других. Однако массовыми они так и не стали — большей частью используются в спецподразделениях.

Вот и новый пистолет ПЛК в первую очередь, как сообщается, будут получать бойцы спецназа МВД «Гром». Численность этого подразделения доподлинно неизвестна, в московском региональном отряде насчитывается не более ста человек, то есть перевооружение коснётся на первом этапе незначительного количества сотрудников. Если учесть, что в штате МВД России, согласно указу президента РФ, числятся более 894 тысячи человек, из которых порядка 747 тысяч являются сотрудниками внутренних дел, которым положено табельное оружие, то на то, чтобы их полностью перевооружить, потребуется значительное время. Так что старенький ПМ ещё долго будет пылиться в кобуре оперов, участковых, ППСников и представителей иных служб ведомства.

Пистолет ижевского конструктора Дмитрия Лебедева (ПЛ-14, ПЛ-15, ПЛ-15К), разработанный под патрон 9×19мм, мог бы стать массовым для армии и полиции. В разработке нового пистолета принимали участие не только конструкторы, но и знатоки стрелкового дела из ФСБ, МВД, Минобороны, а также спортсмены. Как, например, чемпион России по практической стрельбе Андрей Кирисенко. Конечной целью было создание боевого пистолета для армии, спецслужб и полиции. Предусмотрены были варианты и для спортивной практической стрельбы.

В основу нового пистолета был положен ряд базовых концепций, таких, как оптимальная эргономика, безопасность в обращении, высокая надежность с любыми патронами 9×19, высокий ресурс. По ресурсу заложен запас прочности в 10 000 выстрелов — при использовании усиленных бронебойных патронов и практически в два раза больше при использовании обычных.

Создание нового пистолета в концерне «Калашников» долгое время было засекреченным. Ижевские оружейники не привлекали к своей разработке особого внимания. В ту пору генеральный директор компании Алексей Криворучко (ныне замминистра обороны), при просьбе рассказать о новой разработке, наотрез отказывался от каких-либо комментариев. Впрочем, потом разговорился. «Универсальность пистолета Лебедева позволит использовать его не только как боевое оружие для армии, спецслужб и полиции, но и в качестве спортивного пистолета для состязаний различного класса, — рассказывал Алексей Криворучко. — Пистолет имеет уникально малую толщину в сравнении с аналогами этого класса. Кроме того, двустороннее расположение и конфигурация органов управления позволяет использовать этот пистолет как правой, так и левой рукой, что делает его удобным в ношении и применении. Наше изделие вызвало большую заинтересованность в силовых ведомствах».

Пистолеты, как показывает практика последних лет, находят применение именно у спецназовцев. Тот же СР.1М разработан по заказу силовых подразделений специального назначения. Пистолет Ярыгина, получивший название «Грач», который должен был сменить ПМ, успешно прошел испытания на армейских полигонах, но в итоге используется лишь военными разведчиками и спецподразделениями МВД. ГШ-18, разработка конструкторов тульского «КБ Приборостроения», с магазином в 18 патронов и высокой мощности боеприпасов, тоже оказался «штучным товаром» и поступил лишь на вооружение прокуратуры и судебных приставов. Автоматический «Стриж», который признан практически идеальным пистолетом, в удлиненной, «штурмовой», версии которого есть приклад, оптический прицел и магазин на 30 патронов, тоже достался спецназовцам. Бесшумный ПСС-2 «Вул», в разработке которого участвовал Петр Сердюков, тоже стал «игрушкой» для секретных операций.

Вспомним про «старичка» ПМ. Знаменитый «Макар», если и уступает в известности собрату — автомату Калашникова, то не намного. Это самый массовый пистолет — только на Ижевском механическом заводе с 1949 года было выпущено более 5 миллионов «стволов» этой марки. А ещё его до сих пор производят в Германии, Болгарии, Китае и на Украине. Он и по сей день используется в армии РФ и силовых подразделениях.

И хотя в глобальных войнах Россия после 1945-го не участвовал, повоевать ПМ пришлось на многих фронтах: Вьетнам, Афганистан, две Чечни и многие другие «горячие точки». Это оружие зарекомендовало себя с лучшей стороны именно своей надежностью и неприхотливостью. Там, где пасовали «Кольты» и «Беретты», «Макаров» продолжал надежно работать — в пыли, в грязи, под дождем и в мороз. Собственно, это и требовалось для нашей армии, когда в 1946 году перед конструкторами была поставлена задача разработать новый пистолет для командного состава советской армии.

Как и любая новинка, ПМ сразу же подвергся критике. Начиная с того, что, мол, это копия немецкого «Вальтера ПП», чертежи которого наши разведчики нашли в столах немецкого завода в городе Целла-Мелис в 1945 году. Но никто особо и не скрывал, что поскольку «Вальтер ПП» был на тот момент самым удачным в мире пистолетом с самовзводным ударно-спусковым механизмом, перед советскими конструкторами ставилась задача воспроизвести нечто подобное, причем под определенный патрон — 9×18мм. Оружейный конструктор Николай Макаров, как и другие, использовал лишь общеизвестный принцип работы, но привнес в него свои оригинальные идеи. Главное — сделал его значительно проще.

Немецкий пистолет состоял из 50 деталей, а ПМ — всего из 29. Были и другие новинки-изобретения, которых не имелось не только у «Вальтера», но и у любого другого массово производимого в то время пистолета. Например, затвор ПМ после израсходования патронов останавливался в открытом положении, показывая, что нужно пополнить обойму. Как только магазин вставлялся в пистолет, затвор автоматически запирался и, дослав патрон в ствол, вставал в боевое положение. Кроме того, стрельба из ПМ начинается простым нажатием указательного пальца на спусковую скобу — без предварительного взвода курка. Все это давало в бою экономию драгоценных секунд и спасло не одну жизнь.

При том, что все отмечали надежность и простоту ПМ (эти же качества, к слову, были присущи и автомату Калашникова), отзывы о его меткости расходились до диаметрально противоположных. Критики зло острили, что новый пистолет годится лишь на то, чтобы застрелиться — мол, попасть в противника практически невозможно. Впрочем, пистолет-то и создавался именно для ближнего боя, с мощным останавливающим эффектом пули. Для того же, чтобы ходить в атаку, есть автоматы или пистолеты с более длинным стволом. И вместе с тем полно офицеров, как говорится, «сто из ста» попадают из своего табельного ПМ в грудную мишень с 25 метров.

— Пистолет на боевые выходы практически никто не брал, за исключением разведчиков, которые использовали его с ПБС — прибором бесшумной стрельбы, — говорит участник боевых действий в Афганистане Франц Клинцевич. — Пистолет в горах вообще вещь достаточно бесполезная, ведь огневой контакт там происходит на дистанциях как минимум в 50−100 метров, а ПМ эффективен для опытного стрелка на 25−30 метров. Да и в современном бою командир роты или взвода предпочтет именно автомат. Если говорить о новых моделях пистолетов, то они в большей степени подходят бойцам спецподразделений, для которых и стреляющий нож больше подходит, в том числе за счет бесшумности стрельбы.

Вероятно, что и ПЛК будет какое-то время элитным оружием в МВД, которое сделало выбор в пользу пистолета Лебедева.

Категория: Жизнь в России | Добавил: Ленпех (21.10.2021)
Просмотров: 294
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 368
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0