10:03
Воскресенье, 05.05.2024
Главная » Статьи » Жизнь в России [ Добавить статью ]

Лето-2019: Почему на Кисловодск тратят миллиарды, а получается так убого
Отечественные курорты вводят разные сборы, но пока способны только отпугивать туристов
Ирина Дружинина

Недавно мне представился случай посетить Кисловодск. Ехала туда с большими ожиданиями от рассказов моих знакомых, отдыхавших там лет двадцать назад. Думала, что если тогда это был чудный курорт, то сейчас и вовсе он должен быть не хуже Баден-Бадена. Ведь на его развитие, как сообщают местные издания, уже идут миллиардные транши из бюджета страны.

О федеральной программе, направленной на развитие Кавминвод и, в частности Кисловодска, я, как и многие обыватели краем уха слышала не раз. Но одно дело знать понаслышке, а другое видеть, как один из лучших курортов Ставрополья должен к 2030 году разрастись почти вдвое, чтобы в год принимать и оздоравливать до миллиона человек. А каков же сервис для этого миллиона? В него федеральные власти обещали вложить почти 80 миллиардов рублей. И что же я увидела?

Вокзал любого города все равно, что парадная дверь. Поезд после зеленого и безлюдного предгорья с барашками прибыл на перрон, украшенный под старину, в который явно не вписывались таксисты-кавказцы с не в меру назойливыми предложениями подвезти куда-то. Некоторые так нахально вырывали чемоданы из рук в порыве помощи, что приходилось буквально оказывать сопротивление. Что и сказать, с таким радушным приемом я не сталкивалась уже очень давно.

Удивило здание местной филармонии постройки 1895 года. Величественное, действительно напоминающее храм музыки. Оно буквально в шаге от вокзала. Крупными буквами на фасаде, видном еще с перрона, дата основания. Конечно, захотелось посмотреть.
Видно, что денег вложили в реконструкцию местной филармонии, которую за глаза называют царской, уйма. Но и тут не обошлось без казусов и местного колорита. Рядом с входом в филармонию блестит лаком отреставрированная деревянная музыкальная раковина — открытая летняя сцена. Свеженькой масляной белой краской отливают на солнце бликами две статуи муз, украшающих сцену по бокам. У одной из них рука не на месте, а точнее приставлена к животу, словно это женщина мутант. Видя мое удивление, проходившая мимо сотрудница филармонии объяснила, что «скульптор-самоучка», а точнее какой-то полупьяный строитель нечаянно сломал, а потом неудачно пытался починить у девы сломанную руку. Но вышло то, что вышло. Решили оставить руку там, где она есть, чтобы не сломать окончательно. Теперь муза со сломанной рукой, что-то вроде местной достопримечательности.


На фото: мемориальная доска Рахманинова (Фото: предоставлено автором)
Позже, гуляя по знаковым местам Кисловодска, я поняла, что это особый стиль жизни Кисловодска, напоминающий об Остапе Бендере и «Нашей Раше» с ее «СевкавТВ». К примеру, в нарзанной галерее, куда, разумеется, организовано паломничество всех приезжих, на попе большой мраморной статуи — имитации античной скульптуры обнаженной девы у бассейна, синей масляной краской местный завхоз по трафарету ярко отпечатал: «Руками не трогать». Наверное, полировка руками попы каменной девы жаждущими нарзанного оздоровления, доставляла завхозу немало хлопот.

Есть еще мемориальная доска на одном из зданий в центре города, где какое-то время жил Рахманинов. Эту доску местные музыканты за глаза называют фак от Рахманинова. С доски на прохожих смотрит высеченное в камне барельефом тонкое лицо в обрамлении рук музыканта с удивительно длинными пальцами, сплетенных в жесте, сильно напоминающем неприличный. Впечатление усиливает мистическая подсветка в темное время суток.

Что и сказать, не только у людей, но и у каждого города есть свое лицо. Кисловодск не исключение. Как говорит моя знакомая, это город пенсионеров и пожилых отдыхающих. Молодежи и детей в нем мало. Отсюда свой уклад жизни, привычки и вкусы. Даже стиль одежды особенный. Не принято ходить в коротких юбках и тем более в шортах. Если так вырядиться, то окружающие будут на тебя смотреть с таким осуждением, что будешь чувствовать себя, как голый король из сказки Андерсена.

Если в двух словах, то это город контрастов. Он наполовину застрял в начале 20 века, а местами облагородился достижениями цивилизации. И, если центральная часть курортной зоны отдыха продолжает полироваться деталями с нано-технологиями, то рядом, в двух шагах от вычурных кафе и магазинов, убойным контрастом стоят покосившиеся деревянные бараки в стиле модерн с уродующими фасад встроенными пластиковыми окнами и кондиционерами. Глядя на такое думаешь, что вся инфраструктура города, по подобию, тоже дышит на ладан.


Фото: предоставлено автором
Исторический центр смело можно отнести к ветхому фонду под снос. Здания из глины с соломой не отремонтировать даже внешне в таком объеме, как сейчас есть. Порой удивляешься, как саманные дома простояли так долго, и в них все еще живут люди. Встречаются и многоэтажки царских времен, где подъезды украшают кариатиды. Заходишь в них, и как в машине времени, словно ты не в 21 веке, а лет сто назад. Архитектура красивая, но все в состоянии праха с тарифами на коммуналку, как в Сочи. Так уж вышло, что в программу по переселению из ветхого и аварийного жилья многие жители глиняных бараков так и не попали, так как в 2008 году велась спешная оценка зданий на аварийность и пригодность для жилья. Те же, кто стал счастливыми обладателями ордеров в новостройках сейчас и не рады данному факту. Им пришлось поменять центр на окраину, куда тяжело добираться. Что до жилья для туристов, то цены разные. Все зависит от удаленности от центра и предлагаемых удобств.


Самая красивая улица со сосредоточением всех благ для отдыхающих — Курортный бульвар. Кафе, рестораны, магазины, нарзанная галерея, места отдыха и даже свой местный «Макдоналдс» по-кавказски, со странным названием. Все то же самое, что и в американском фаст-фуде, но плюсом идут блюда кавказской, итальянской и японской кухонь и еще удивительные пончики, похожие на манну небесную. Боже, не знаю, что за повара широкого профиля в этом заведении, наверное, гении, не иначе. Огромная очередь у двери этого заведения, особенно в праздники, как визитная карточка города. Слышно даже на улице администратора, выкрикивающего номера чеков, словно тут играют в лото. Не знаю, как со средствами из бюджета, но именно за счет таких заведений по большей части и облагораживается центр Кисловодска.

— У нас не так давно появился на Курортном бульваре поющий фонтан. Это подарок городу от владельца известной ресторанной сети в ответ на «шоколадное» место для его заведения, — рассказывает местная жительница Лариса. — Фонтан шикарный. Возле него даже зимой в холод вечером, когда он начинает работать, собираются под сотню, а то и более любопытных, чтобы посмотреть на цветные струи воды, выстреливающие в ночное небо в удивительном танце под классическую музыку и эстрадную хиты в сопровождении огненного шоу. Таких фонтанов по стране немного. Подобный, не по величине конечно, я видела только в Олимпийском парке Сочи.


На фото: поющий фонтан на Курортном бульваре (Фото: предоставлено автором)
Еще в поезде от попутчика, едущего домой в Кисловодск, я узнала, как в жизненных реалиях председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко пытается причесать местную мафию и контролировать, выделяемые государством средства на развитие курортной инфраструктуры и охрану памятников культуры. Пока это не очень получается у нее, считает кисловодчанин. Отчасти по причине местного менталитета и того, что руководители крупных госучреждений, сидящие на своих местах десятки лет и обросшие связями, ведут себя так, что Матвиенко им не указ. Они делают, что хотят и как хотят. Местные не ропщут, да и кому?


Увы, но даже до истории в материальном воплощении, на которой, собственно говоря, и зиждется курорт, не доходят ни руки, ни деньги. А может и доходят, но с какой-то хитрой стороны и не туда, куда надо, как сломанные руки у музы или пальцы Рахманинова.

— А вот знаменитый дом Реброва, известного местного помещика-винодела, что принимал у себя Лермонтова и Пушкина, — говорит мне Лариса пальцем тыча в забор, за которым помойка и остатки деревянного строения без крыши и уже почти без стен и заплетено зеленью. Этот забор с «историей» в нескольких шагах от нарзанной галереи. А рядом нагромождение жилых построек непонятного архитектурного стиля, что-то из разряда ласточкиных гнезд. Оказывается, еще в конце 1980-х власти решили восстановить дом Реброва в его первоначальном виде и сделать там музей, но что-то пошло не так. Людей выселили из дома, так как там была коммуналка, на этом все закончилось.

— Место хорошее, видно решили подождать пока строение сравняется естественным путем с землей, а потом выдадут акт о его разрушении, а землю продадут под что-нибудь коммерческое, — выдает свои мысли вслух мой гид Лариса. — Местные активисты пытаются решить вопрос о реставрации. Сдвигов нет. Хотя о доме есть упоминания во всех справочниках и путеводителях, связанных с именем известнейшего русского поэта Михаила Лермонтова. В прошлом году объявили, что на реконструкцию старинного особняка федеральное агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры вложит 5,3 млн рублей, — подытожила Лариса. А у меня под ее рассказ в уме всплыли персонажи Ильфа и Петрова — Остап и Киса со словами «Мы чужие на этом празднике жизни… Это, кажется, единственное место, куда пускают туристов бесплатно».

Хотя нет, ведь в Ставропольском крае тоже введен курортный сбор, наверное, как и у Кисы с Остапом — на ремонт провала…

В общем, скажу я вам, отдыхать в Кисловодск больше не поеду. Дорого и как-то совсем убого…

Категория: Жизнь в России | Добавил: Ленпех (26.06.2019)
Просмотров: 751
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 398
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 49
Гостей: 46
Пользователей: 3
aniian8426, Питерский, Ленпех