16:45
Среда, 24.04.2024
Главная » Статьи » Жизнь в России [ Добавить статью ]

Кредит на колесо от трактора
Развитие агросектора тормозят старая инфраструктура и неразвитость потребкооперации

Германский журнал Der Spiegel («Шпигель») опубликовал статью, в которой дается высокая оценка состоянию в текущем году российского сельского хозяйства. Успехи аграриев связываются с первыми результатами программы по импортозамещению.

Этот процесс, как известно, начал действовать после продовольственного эмбарго, объявленного российским руководством в ответ на западные санкции.

«Доходы России от экспорта аграрной продукции впервые превысили прибыль от продажи оружия», — отмечает журнал, однако советует не слишком радоваться этим успехам. По мнению автора, Россия пока только в самом начале пути по стабилизации экономики (в том числе и АПК). Крайняя неустойчивость позитивных показателей даст знать о себе в случае отмены эмбарго, когда импортная продукция снова будет конкурировать с дорогой российской.

Любопытно, что нынешний аграрный бум «Шпигель» связывает не только с продэмбарго, но и с тем, что в стране активизировалась профессиональная внутренняя миграция. Городские жители уезжают на постоянное место жительства (ПМЖ) в сельскую местность и начинают заниматься агробизнесом.

Автор подробно анализирует подоплеку успеха аграриев, между строк пытаясь внушить читателю: как бы эта победа российского АПК не стала бы «пирровой». Главная опасность, которая может свести на нет все достигнутые привесы, удои и намолоты, заключается в возобновлении конкуренции с западными производителями, — как и было до введения санкций. А высокие показатели, как и прежде, будут демонстрировать только те отрасли, которые еще до санкционных войн специализировались на продукции, рассчитанной преимущественно для экспортных целей. То есть речь идет в основном о производстве зерна.

— По поводу упомянутого в статье явления, когда россияне из вчерашних рабочих, инженеров и офисных сотрудниках радостно переквалифицируются в фермеров, в связи с неожиданно открывшимися перспективами отечественного АПК, то данная миграция из города в село представляется отдельными, достаточно редкими случаями. Но ни в коем образе не как тенденция — говорит главный научный сотрудник Института аграрных проблем РАН, доктор экономических наук, профессор Cергей Семенов, — Переезд в сельскую местность идет достаточно активно; но эта активность характерна для тех, кто рассматривает сельскую местность не в качестве площадки для экономической деятельности, а скорее как дополнительную частную территорию. Состоятельные дачники обустраивают ее в целях семейной рекреации, отстраивая и максимально благоустраивая там коттеджи и приусадебные участки.

Вообще, скупка ими земельных территорий шла особенно активно в 90-е и нулевые годы, но задачу стать крепкими хозяйственниками на земле они в своем подавляющем большинстве не ставили.

«СП»: — Но, может быть, ситуация как раз и подвигает к тому, чтобы люди, получившие землю в собственность 10 — 15 лет назад, смотрели на нее не только как на место отдыха от мегаполисов и приобщения к труду подрастающего поколения?

— Мне как экономисту приходилось не раз возражать иллюзорным представлениям, которые озвучиваются порой даже в научных публикациях, и не соглашаться с внедряемым мифом, что можно всерьез рассчитывать на грибников и ягодников, которые якобы способны всерьез содействовать АПК в обеспечении продовольственной безопасности страны.

Если уж они и добиваются некоторых успехов, то удача сопутствует тем, кто переселился в деревню именно на постоянное место жительства, и то буквально единицам. Но такие факты носят экзотический характер.

Известны случаи, когда отдельные экстравагантные европейцы или американцы, женясь, как правило, на россиянках, рожденных и выросших на селе, пробуют заниматься фермерством. Но у них есть безусловное преимущество перед их российскими коллегами и конкурентами: наличие необходимого капитала. Или более свежий пример — в марте 2016 года православные монахи организовали коллективное хозяйство в Тюменской области. В любом случае, это явно не массовое явление.

— Сразу скажу, что относительно утверждения, будто прибыль от российского АПК превышает прибыль от реализации оружия, у меня возникают большие сомнения, — говорит доцент экономического факультета МГУ, заместитель заведующего кафедрой агроэкономики Николай Харитонов. — Основным продуктом, который стабильно продает отечественный АПК на мировом рынке, является зерно. И больше, в принципе, других товаров по профилю сельхозпродукции миру мы пока предложить не можем. Кроме того, фермеры, если и выиграли от начавшегося импортозамещения, то в значительной степени потому, что с прилавков магазинов и рынков исчезли западные аналоги их продукции. Таким же образом, безусловно, это сыграло на руку и крупным объединениям.

«СП»: — Тем не менее, налицо (и не только статья в «Шпигеле» — тому наглядный пример) явное оживление в отрасли. А может ли в принципе российское сельское хозяйство стать локомотивом экономического роста, и насколько системные проблемы в его управлении мешают этому?

— Говорить сейчас о подъеме сельского хозяйства в экономическом понимании я бы все же не стал, поскольку эти проблемы — в привязке к агропромышленному комплексу — не только остались, но даже и обострились.

Поддержка со стороны государства селян есть, но она мизерная. Любой человек, знакомый с трудом на земле, сегодня ее воспринимает так: «Колесо от трактора на эти деньги приобретешь, но сам трактор не купишь». Более того, доступ и к этим кредитам усложнен. Дают их в основном крупным хозяйствам, по понятной причине наличия предмета залога. А мелким индивидуальным предприятиям в этом смысле ничего не светит.

Вторая трудность, — в случае разрешения которой и производители, и потребители сразу бы ощутили облегчение положения, — по-прежнему нет должной инфраструктуры для малых производителей. Речь идет о такой форме сбыта, когда на месте, у фермеров, скупалась бы продукция по схеме потребительской кооперации.

Правильная организация кооперации могла бы многое решить; идеологи и практики нынешней аграрной политики государства как-то упускают из виду, что весь цивилизованный мир построен по принципу вертикальной кооперации, которую успешно разрабатывал Александр Чаянов. В западных странах потребительские кооперативы поставляют до 50% продовольственных товаров в розничную сеть; у нас же — не более 2−3%. Из этого соотношения — прямой выход на наши цены, которые вы легко можете представить. При этом государство цены на продовольствие фактически никак не регулирует, — оно не делало этого до кризиса, оно не делает этого и сейчас, когда количество бедных, по данным Росстата, превышает 21 миллион человек.

Между тем во всем мире цены на продукты питания регулируются целым рядом механизмов. А вот если бы у нас была не на словах, а на деле развита сеть потребительской кооперации, то мы ощущали бы и глазами, и собственным кошельком: в ней цены не взвинчивают, а напротив, делают их доступными для широких слоев населения, стимулируя поддержание и развитие потребительского спроса.

Категория: Жизнь в России | Добавил: Ленпех (06.09.2016)
Просмотров: 476
| Теги: Сельское хоззяйство, Потребкооперация, Россия, Цены на продукты питания | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 383
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 47
Гостей: 47
Пользователей: 0