17:51
Пятница, 29.03.2024
Главная » Статьи » Жизнь в России [ Добавить статью ]

Казань взбунтовалась из-за QR-кодов. Москва на очереди?

Народ с трудом понимает необходимость жестких ограничений
Сергей Аксенов
На фото: проверка QR-кодов у пассажиров автобуса на остановке общественного транспорта (Фото: Егор Алеев/ТАСС)

В Казани суд арестовал на пять суток и оштрафовал на 2 тысячи рублей пассажира, который ударил кондуктора автобуса и распылил ему в лицо газовый баллончик, сообщает ТАСС. Пассажир напал на кондуктора, за просьбу предъявить QR-код для проезда в транспорте. Соответствующее постановление местного правительства действует с 22 ноября.

Точечное наказание бунтаря власти дополнят системными мерами против тех, кто из-за отсутствия QR-кода задерживает общественный транспорт. По данным «Метроэлектротранс», один из пассажиров в утренний час пик отказался покидать салон трамвая. Полиция вывела скандалиста, однако скопление 10 трамваев нанесло ущерб в 6407 рублей. Теперь ему и другим придется платить.

О других случаях на транспорте, вызванных требованием QR-кода, президент Татарстана Рустам Минниханов смог узнать непосредственно от граждан. В ответ на его традиционное приветствие в Инстаграм на русском и татарском языке «Доброе утро! Хэерле иртэ!» люди выразили свое отношение к новациям в родном городе.

«Какое может быть утро добрым, если ваш народ не может добраться до садика, до школы, до работы», жалуется kiseleva_liliya64. «Остановите безобразие с цифровыми кодами! Это издевательство над людьми! Такое недопустимо!», восклицает yozhikv2mane. «Требуем отмены сегрегации!», призывает suok92. «Страшно вы далеки от народа», резюмирует zharkov_photo.

Однако мэрии Казани все как с гуся вода. «Проверка QR-кодов не повлияла на работу общественного транспорта», — утверждают чиновники. Хотя в первый день проверки QR-кодов 2,2 тысячи человек не были допущены внутрь транспорта, до 1 тысячи пассажиров было выведено из салона, 11 раз пришлось вызывать полицию. Многие просто не поехали.

Характерно, что жители Казани не смирились с ситуацией и объединились в группы помощи людям без QR-кодов. Их подвозят бесплатно или недорого. За первые сутки в соответствующих чатах набралось уже 9 тысяч человек. Они выработали свою систему сигналов. Для опознания водителем не имеющий QR-кода гражданин должен ожидать на обочине дороги с пакетом красного цвета.

За первые сутки перевозчики потеряли около 30% пассажиров в метро и 26% трамвайных и троллейбусных маршрутов. Кто будет оплачивать простои, компенсировать людям недополученную зарплату? Крайними оказались не только пассажиры, но и водители, и кондукторы. Многим неприятно выполнять полицейскую, по сути, работу проверки QR-кодов и они отказываются.

Ранее гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев объяснил «СП», что Кремль намеренно делегировал право вводить локдаун и другие ограничения региональным властям, чтобы те «бодались» с местным бизнесом, балансируя между его интересами и нуждами борьбы с пандемией, и сняли таким образом политическую ответственность с центра.

Интересно, что сняв с себя ответственность, Кремль фактически поощряет в регионах любые, самые крайние меры. Так, Дмитрий Песков назвал драки из-за введения QR-кодов в общественном транспорте Казани «проблемами начального этапа». «Все это послужит делу обеспечения безопасности здоровья людей», — заверил пресс-секретарь президента.

Глядя на реакцию Кремля задумались о введении QR-кодов и в других регионах: в Рязани, Удмуртии, на Камчатке. А вот в Свердловской области решили ослабить ограничения, связанные с кодами. Видимо, испугались того, что творится в Казани. В Ростовской области и вовсе поспешили заверить граждан, что вводить QR-коды не планируется.

В столицах пока осторожничают. «Московская система QR-кодов отрабатывается с федеральными ведомствами», — заявил вечером 23 ноября Сергей Собянин. Резонно. Здесь это вопрос федерального значения. Не дай бог повторятся казанские события. В Петербурге вводить QR-коды если и будут, то после Нового года. «Чтобы не испортить праздник», — объясняют чиновники.

Поддержка QR-кодов, как меры борьбы с пандемией, среди россиян весьма скромная. Согласно опросу, жесткий «казанский» вариант (QR-коды на городском общественном транспорте) поддерживают лишь 15% населения. Еще 2% готова смириться с ними в магазинах. Однако, 68% выступили против QR-кодов в принципе.

— Стремление властей Татарстана к массовой вакцинации населения все-таки продиктовано желанием снизить темпы заболевания коронавирусом, которые в регионе пока сохраняют рост, — говорит политолог, эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов, сам живущий в Казани. — Привычные формы агитации и просвещения объективно мало работают: это ведь проблема не только Татарстана, но и всей страны.

Видимо, исчерпав любые возможности к добровольному призыву, в регионе пошли по пути создания максимальных неудобств тем, кто по-прежнему не желает вакцинироваться. Но ограничение на посещение торговых центров, спортивных учреждений и заведений общественного питания не привело на практике к массовому росту вакцинации. Все-таки широкие слои населения либо до этого не имели финансовых возможностей для их посещения, либо в состоянии обойтись без них.

Исчерпав все возможности побудить людей к вакцинации, власти Татарстана пошли на столь непопулярный социальный эксперимент — запрет на пользование общественным транспортом тем, кто не имеет QR-кодов, свидетельствующих о прохождении ими вакцинации. То, что это вызвало всеобщее возмущение, было предсказуемым, и власти шли на эти меры осознанно. Дадут ли они тот результат, на который рассчитывают в Казанском Кремле, трудно сказать.

В прошлом году мэр Москвы Сергей Собянин ввел нечто подобное в российской столице, ограничив доступ в метро, однако вскоре от этой затеи быстро отказался. В Татарстане настрой у властей может оказаться более настойчивым, чем у московского руководства. Но популярности татарстанским властям и лично Рустаму Минниханову в глазах населения региона это явно не добавляет.

«СП»: — А может это месть центру за попытку низвести республику до уровня рядового субъекта федерации, отобрав у главы наименование «президент»?

— Я не склонен считать, что существует какой-то хитрый план, задуманный кем-то в федеральном центре: дескать, пусть в Татарстане, чья элита так активно противится смене названия должности главы региона, население будет возмущено своим руководством, и это в свою очередь позволит безболезненно надавить на руководство Татарстана, растерявшего от QR-ограничений свой рейтинг, согласиться отказаться от названия «президент» для первого лица республики. Это актуально в большинстве своем для элиты и национально ориентированной интеллигенции, но остальная часть населения пассивна в этом вопросе.

На какие-то акции протеста, тем более массовые, в поддержку сохранения наименования должности руководителя Татарстана объективно не станут выходить широкие слои населения, да и любая уличная протестная активность в регионе отсутствует. По той же самой причине: из-за ковид-ограничений. Да и сама элита Татарстана не решится на то, чтобы через какие-нибудь общественно-политические организации инициировать какой-нибудь митинг в поддержку президента Татарстана. Тут же последует звонок из федеральном центре: вы чего там делаете? И что отвечать тогда Казани?

Да и нелогично будет: тут в торговый центр не пускают, а вот на митинг можно. Так не будет никто делать.

«СП»: — Но все-таки некий самостийный задор в действиях местных властей чувствуется…

— На столь непопулярные ограничения руководство Татарстана пошло потому что во-первых, объективно продолжает сохраняться рост числа заболевших коронавирусом. Манипулировать статистикой, заниматься очковтирательством уже никак не получается. Скрыть или минимизировать реальное количество заболевших и умерших в отчетах себе дороже. Ведь федеральный центр начинает спрашивать: почему у вас в Татарстане столько заболевших и так мало привитых вакциной?

И что на это отвечать?

Во-вторых, есть имидж у Татарстана как региона, который стремится справиться с трудностями. Пандемия коронавируса — реальная трудность, а единственным ее решением является массовая вакцинация. Объявлять полный локдаун, как это было весной 2020 года, никто не решится: негативный экономический эффект перевешивает все существующие ограничения. Поэтому власти Татарстана и идут на столь непопулярные меры, лишь бы отчитаться перед федеральным центром: вот, видите, мы справились. Да, население было недовольно, но мы справились.

Это позволит заработать какие-то очки и бонусы от федерального центра, в том числе и экономического плана. Тут, видимо, желание держать марку: политический девиз Татарстана звучит как «Булдырабыз!» (в переводе с татарского «Мы можем!»).

— Все сделано так, чтобы людям жизнь медом не казалась, — отмечает социальный психолог Алексей Рощин. — Это не просто какое-то неудобство. Когда людей лишают возможности ездить на транспорте на работу, это похоже на объявление войны. Антиваксеров решили всерьез укоротить и фактически выкручивают им руки.

Это эксперимент, чтобы понять реакцию людей. Если не будет сопротивления, власти распространят эти меры на всю страну. Но непонятно, зачем это делается. Путин идет против своей собственной выработанной им за долгие годы линии — ни в коем случае не злить большинство. А в данном случае он именно это и делает, поскольку непривитых у нас больше половины населения.


Источник

Категория: Жизнь в России | Добавил: rusakov08 (24.11.2021) E
Просмотров: 364
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 343
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 37
Гостей: 36
Пользователей: 1
Иванович5903