17:01
Четверг, 28.03.2024
Главная » Статьи » Жизнь в России [ Добавить статью ]

Как из образовательной системы создаётся "Франкенштейн"

В начале месяца стало известно о том, что Россия увеличила присутствие своих вузов в так называемом ТОП-100 мирового рейтинга «THE: World Reputation Ranking 2016». Помимо оставшихся в сотне лучших вузов мира по версии специалистов, отвечающих за формирование этого рейтинга, МГУ и СПбГУ, в ТОП-100 Московский физико-технический институт (МФТИ). У Московского госуниверситета – 30 место, питерский – в группе вузов с 81-го по 90-е, Московский физтех – с 91-го по 100-е.

Рейтинг составляется на основании опроса примерно 10 тыс. учёных из 133 стран мира.

Заявление главного редактора рейтинга THE Фила Бейти приводит пресс-служба Минобрнауки РФ:
Как мы говорили, когда публиковали предыдущий рейтинг, России надо будет продолжать усердно работать, чтобы выдерживать конкуренцию среди глобальных игроков, таких как Китай, который также инвестирует в высшее образование. В целом, наличие третьего участника рейтинга из России – МФТИ – это отличные новости. В прошлом году только два российских вуза присутствовали в рейтинге, а до этого всего лишь один на протяжении многих лет. Репутация – это мировая валюта высшего образования. Она может быть субъективна и не всегда справедлива, но она имеет большое значение. Это ТОП-100 самых престижных университетов – небольшая элитная группа, включающая всего полпроцента от общего числа мировых вузов.

Казалось бы, после увеличения числа российских вузов, попавших в ТОП-100 упомянутого рейтинга, есть повод подбрасывать в воздух чепчики, радуясь росту качества отечественного образования. И действительно – ведь ещё вчера те самые 10 тысяч учёных из 133 стран мира российские вузы, понимаешь, в упор не замечали, а теперь (о чудо!) позволили сразу трём войти в «лучшую мировую сотню». Но радоваться по поводу «роста качества» отечественного образования может себе позволить разве что человек, который весьма далёк от образовательной среды. Ведь одно дело, когда российским вузам некие зарубежные учёные мужи присваивают рейтинговые баллы, а другое дело, когда с образовательной системой дело имеешь ежедневно и своими глазами видишь, что с этой системой успело произойти за последние годы.


Так уж вышло, но это очередной материал на нашем информационно-аналитическом портале, в котором обсуждаются проблемы образовательной среды, являющейся одной из тех сред, для которого напрочь отсутствует хоть какая-то внятная программа развития. С экранов телевизоров чиновники от Минобрнауки чуть ли не ежедневно рассказывают о «выдающихся» результатах ЕГЭ, о том, что в образовательных организациях принимаются образовательные стандарты «нового» поколения (принимаются, надо сказать, в разы быстрее, чем создаются, к примеру, самолёты нового поколения...), о постоянном повышении уровня овладения так называемыми компетенциями учащимися и студентами. В общем, посмотришь со стороны – всё чуть ли не идеально, но стоит только, что называется, копнуть... вырисовывается такое, что волосы (если есть) дыбом...

Одно из «модных» веяний в системе образования связано с явным желанием Минобрнауки соответствовать духу времени и проводить масштабную оптимизацию (ну именно так у нас обычно называется процесс изжития из системы (в данном случае образовательной) «лишних» людей). Увольнять или сокращать как бы моветон, а потому родилась новая (удивительная) система. Наиболее ярко проявляет она себя в учебных заведениях профессионального образования (техникумах, колледжах, лицеях) и сельских школах.

Один из конкретных примеров.

Совсем недавно (на основании очередного документа «нового поколения» при старых проблемах) в России официально перестала существовать система начальной профессиональной подготовки. Другими словами, исчезли многочисленные ПТУ и ПУ, аббревиатуры которых для современной молодёжи (стремящейся ухватить по два-три диплома менеджера, юриста или специалиста по, прости господи, консалтингу, чтобы потом торговать сумками или пивом) звучали как нечто оскорбительное. Мол, да кто вообще пойдёт в эти, простите, чушки, когда даже человек, вместо математической записи «икс в квадрате» рисующий букву и квадратиком её обводящий, способен получить диплом о «вышке». И действительно ведь этот диплом получают...

Так вот, ПТУ и ПУ, призванные готовить те самые рабочие кадры, в которых (правительство уже все уши прожужжало) нуждается наша Россия, в большинстве своём существовать перестали и влились структурными размытыми частями в техникумы, а то и вузы (образовательные организации СПО и ВПО). По логике Минобра, появились «укрупнённые» профессиональные учебные заведения с несколькими образовательными ступенями.
Вот только заведения эти порой настолько укрупнённые, что в одном таком заведении могут учить по абсолютно несовместимым специальностям – от сварщика до специалиста по туристическому менеджменту. Хотя такая разнопрофильность – это ещё не самое странное. Если есть специалисты, то, как говорится, ради бога – пусть только детки учатся.

Вот только главная загвоздка именно в специалистах. Ведь Минобрнауки, затевая такого рода укрупнение, как уже отмечалось, явно надеялся на оптимизацию кадрового состава. Слились несколько учебных заведений – план набора сократился – а значит, и число представителей инженерно-педагогического состава должно пойти на убыль. Как эту процедуру решили реализовать? А вот как: если гипотетический мастер производственного обучения (человек, обучающий юных чад именно рабочей профессии) Иван Иванович отработал в должности мастера-технаря, обучая, скажем, сварке, шлифовке или работе на токарном станке, лет 15-20, то Минобрнауки теперь вдруг задаёт вопрос: Ван Ваныч, а у тебя педагогическое образование хоть есть? Ведь оно ж тебе ой как нужно, чтобы юных чад сварке, шлифовке или токарному делу учить.

Ван Ваныч разводит руками, ведь у него действительно нет педагогического образования, ибо ранее он никак не мог предположить, что для обучения детей тому, как пользоваться сварочными аппаратом, ему понадобиться заканчивать педагогический университет... Думал, мастерство, опыт, всё такое, работал на заводе, знает толк в общении с ребятами... Только теперь главное образовательное ведомство страны говорит Ивану Ивановичу: засуньте вы ваше мастерство и опыт куда подальше, а работодателю «выньте и положЬте!» диплом о педобразовании, а иначе вы не соответствуете занимаемой должности. Достаньте «корочку», где хотите! Можете хоть в переходе купить... Сказали «надо!», значит, надо...

Как из образовательной системы создаётся "Франкенштейн"

А то, что этому среднестатистическому Ван Ванычу осталось года 3-4 до пенсии, и что за свою работу по воспитанию рабочих кадров он успел подготовить сотни квалифицированных сварщиков и станочников, которые успешно трудятся на крупнейших производственных предприятиях России, это Минобрнауки и работодателей, вынужденных плясать под дудку «главного руководства», не волнует. Не волнует и то, что вместе с Ван Ванычем рука об руку работали и специалисты с педобразованием, которые и занимались необходимыми воспитательными процессами, в то время как Ван Ваныч по долгу службы просто учил студентов управляться с металлом и электродами.

И большинство таких Ван Ванычей поднимает руку повыше, плюёт подальше и говорит: «Да гори оно синим пламенем. Я лучше в своём гараже ковыряться буду – битые авто перебирать – и то дело будет». А в этот момент на смену человеку, который десятилетия отдал профессии, и имя которого на десятках грамот и в сотнях списков лучших специалистов города и региона, приходит «квалифицированный» специалист, который имеет диплом (свидетельство, курсовую «корочку» о педагогическом образовании), но понятия не имеет, что такое подготовка хороших рабочих рук. В итоге: а) теряется связь поколений в образовательной среде, б) попытка «оптимизации» приводит к потере специалистов своего дела с большой буквы, в) растёт уровень абсурда, когда места занимают люди, далёкие от самой сути процесса по подготовке требуемых экономикой рабочих кадров.

Зато в отчётах Минобрнауки всё здорово – все занимаемым должностям соответствуют – у всех есть необходимые дипломы, которые сегодня при желании можно приобрести в любом полулегальном интернет-магазине, всё равно единой базы данных выпускников вузов до сих пор не создано.

Из образовательной системы вымарывается сама её суть – заинтересованная работа ответственных профессионалов, для которых обучить школьника или студента – это совсем не одно и то же, что заполнить сотню бумаг о том, как он это собирается делать, а потом ещё сотню отчётов о том, как оно это делал... Образовательная система приобретает черты какого-то «Франкентейна», собранного из осколков оставшегося от порушенной советской модели образования и облачённого в западные одежды под соусом тотальной неразберихи с тем, какой результат вообще (кроме бумажного) ожидает получить министерство образования и науки в итоге.
Автор Володин Алексей

Категория: Жизнь в России | Добавил: Ленпех (18.05.2016)
Просмотров: 419
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 343
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 36
Гостей: 36
Пользователей: 0