21:13
Среда, 24.04.2024
Главная » Статьи » Жизнь в России [ Добавить статью ]

Гибридная приватизация «нефтянки»
Что стоит за экспансией «Роснефти» в ключевой для российской экономики отрасли

Глава «Роснефти» Игорь Сечин, похоже, не оставляет надежд приобрести компанию «Башнефть» (и не только ее) по схемам, вызывающим по меньшей мере серьезные вопросы у экспертов и даже у членов правительства. Накануне американское агентство Bloomberg, со ссылкой на собственные источники, сообщило, что Сечин вновь предлагает правительству РФ продать контрольный пакет «Башнефти» в размере 50,08% акций за 5 млрд. долларов.

В принципе, «в сухом остатке» сделка могла бы быть совершенно уместной и даже полезной, с точки зрения вовлечения новых механизмов для пополнения российского бюджета. По материалам агентства, после приватизации «Башнефти», а также последующей продажи 19,5% акций самой «Роснефти», российская казна укрепилась бы по меньшей мере на 16 млрд. долларов.

Однако выбранная форма операций и их подоплека, на самом деле мало что имеющая общего с цивилизованным бизнесом, перечеркивает всё ее содержание.

В предыстории операции значится, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев ранее откладывал приватизацию «Башнефти» на более поздний срок. На этом фоне первый вице-премьер Игорь Шувалов заявлял, что продажа госпакета акций «Башнефти» будет проведена. Причем сделано это будет после реализации 19,5% акций самой «Роснефти».

По информации Шувалова, стоимость госпакета акций «Башнефти» (50,08%) предварительно оценивается в пределах 297−315 млрд руб.

…Между тем живой интерес к сделке, которую планировалось провести уже совсем скоро, в сентябре — октябре 2016 года, проявили уже 9 известных компаний. Пока официально о подаче заявок сообщили только «Лукойл» и Антипинский нефтеперерабатывающий завод. В числе претендентов — Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) с партнерами, «Независимая нефтегазовая компания» (ННК), «Татнефть», «Татнефтегаз», «Русснефть», фонд «Энергия».

Заявка на приватизацию «Роснефти» сразу вызвала неоднозначную реакцию — причем именно в правительстве и администрации Президента. Как сообщает ТАСС, «…в конце июля 2016 г. вице- премьер РФ Аркадий Дворкович заявлял, что решено не допускать к процессу компании, контролируемые государством напрямую или косвенно, в том числе и „Роснефть“. Однако пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков говорил, что „Роснефть“ формально не является госкомпанией. Помощник президента РФ Андрей Белоусов, занимающий пост председателя совета директоров „Роснефти“, назвал „глупостью“ возможную сделку по приобретению „Роснефтью“ госпакета „Башнефти“, а глава МЭР РФ Алексей Улюкаев, подчеркивал, что участие „Роснефти“ в приватизации „нецелесообразно“. Вице-президент „Роснефти“ Михаил Леонтьев, комментируя отсрочку продажи „Башнефти“, сказал, что компания выполнит любое решение руководства страны».

Как сообщила «Российская газета», в середине мая 2016 года президент РФ подписал Указ об исключении нефтяной компании «Башнефть» из перечня стратегических предприятий, что автоматически повлекло за собой разрешение на продажу всей государственной доли компании.

Доля «Башнефть» в общероссийской нефтедобыче не так велика (примерно 3,75% за 2015 год), но с другой стороны — это динамично развивающееся предприятие с позитивными показателями, которое в последнее время демонстрирует завидные темпы роста среди всех нефтедобывающих компаний. Прежде всего, за счет известных месторождений Требса и Титова .

И тут вовремя (в очередной раз!) оказались недюжинные способности главы «Роснефти» по комбинации действий: глава «Роснефти» заручился поддержкой владельца Независимой нефтегазовой компании (ННК) и экс-президента «Роснефти» Эдуарда Худайнатова.

Сам же г-н Худойнатов 30 марта 2016 года написал Владимиру Путину письмо, в котором прямым текстом утверждалось, что возглавляемая им «Независимая нефтегазовая компания» (ННК) хотела бы принять участие в приватизации «Башнефти». Удивительно, что не прошло и недели, как пишет Forbs, - 5 апреля с.г. Путин поставил под письмом нефтяника резолюцию «Рассмотреть».

Посягательства ННК на покупку «Башнефти» тем временем вызвали волну неодобрения не только в экспертном сообществе, но и среди топ-менеджеров самой башкирской компании. Руководитель «Башнефти» Александр Корсик открыто выступил против инициативы Худойнатова. Более того, Корсик публично обвинил ставленника Сечина действиях, подпадающих под признаки нарушения Закона о конкуренции. Главный аргумент, который привел г-н Корсик, ссылаясь на законодательство, — неприемлемо, когда одна госкомпания покупает другую госкомпанию.

Как сообщил «Коммерсант», через два месяца депутат Госдумы Андрей Крутов написал письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором просил проконтролировать, чтобы в ходе приватизации пакета акций «Башнефти» не вовлекались средства банков и других структур с государственным участием. Депутат в своем обращении также поднял вопрос проведения оценки реального потенциала «Независимой нефтегазовой компании» по покупке госпакета акций «Башнефти».

— На примере последнего эпизода с «Башнефтью» можно прекрасно наблюдать, как глава «Роснефти» пытается, что называется, прибрать к своим рукам чуть ли не всю нефтяную отрасль, — говорит старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков.

— В свое время за покупку «Тюменской нефтяной компании» он заплатил государственных денег больше, чем нынче стоит вся капитализация всей «Роснефти». Да, действительно «Независимая нефтяная компания» Худойнатова, которая по официальным судебным решениям была признана аффилированной с «Роснефтью», является неким запасным вариантом для «Роснефти» на тот случай, если не удается покупать новые активы в силу отсутствия политического одобрения этих сделок.

Что же касается самого Сечина, то по большинству интересующих его вопросов, свои позиции он всегда успешно продавливал. Единственное, что ему не удалось заполучить — это два трлн. руб. «на нужды компании» из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в октябре 2014 года, в силу того, что и без того его компания генерировала хорошими денежными потоками. Было решено на самом высшем уровне, что «слишком жирным» было бы для «Роснефти» еще и такое денежное вливание.

Дальнейшая экспансия «Роснефти» вряд ли принесет пользу российской экономике. Но так как вопрос носит политический характер, то и решение его будет политическим, а не экономическим. Если власти сочтут, что последующее усиление Сечина — это нормально, то Сечин, конечно, получит добро на покупку «Башнефти» либо через «Роснефть» напрямую, либо через аффилированную с ней ННК. Таким образом, мы имеем в данном случае самую настоящую «гибридную приватизацию».

— Главный содержательный вопрос состоит в том — стоит ли оставлять «Башнефть» в качестве государственной компании или делать этого не стоит, — считает ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, кандидат экономических наук Владимир Филатов.

— Она может оставаться в своем прежнем качестве, но может быть консолидирована и в «Роснефти». Если «Башнефть» оставлять в государственной компании, то этот подход в принципе логичен. В правительстве (а оно, давайте не будем забывать, неоднородно) смотрят по-разному на суть этой проблемы. Финансово-экономический блок выступает за максимальное развитие частного сектора, в том числе и за приватизацию «нефтянки». Но есть точка зрения, у которых в России достаточно много сторонников, что сырьевые отрасли должны быть под жестким управлением государства. Как это, к примеру, практикуется в рыночной Норвегии, в не совсем «рыночной» Бразилии, во многих других странах. Но вопрос, который еще более важен: чтобы эти отрасли эффективно управлялись, независимо от формы собственности.

«СП»: — Что же нужно предпринять, чтобы госкомпании, — та же «Роснефть», — действительно отражали бы интересы государства, а не безответственно играли бы с понятием государства в одних лишь своих учредительных документах?

— Гипотетически представим, что в России будет одна госкомпания, которая поглотит все частные компании, добывающие или транспортирующие нефть, — и таким предприятием и станет «Роснефть». Вопрос в другом — эта компания должна, во-первых, эффективно управляться; а, во-вторых, быть прозрачной. Если мы уж объединяем частные компоненты в одно целое, то мы четко должны понимать, для чего это мы делаем. И, безусловно, такого рода действия, как слияние или поглощения компаний с таким оборотом капиталов, должны иметь под собой директиву правительства.

У нас же вместо этого начинает закручиваться какая-то интрига, иллюстрирующая на самом деле уровень управления экономикой, — в частности, отсутствие стратегии развития отечественного нефтяного сектора. Между тем все решения по таким вопросам должны быть открытыми. А они, насколько можно судить, развиваются по какому-то полудетективному сюжету.

Категория: Жизнь в России | Добавил: Ленпех (01.09.2016)
Просмотров: 504
| Теги: Игорь Сечин, «Роснефть», Нефтяная отрасль, Россия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 383
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 35
Гостей: 34
Пользователей: 1
nikkuz