06:21
Воскресенье, 19.05.2024
Главная » Статьи » Жизнь в России [ Добавить статью ]

Двуликий Янус национальной идеи, или Почему россиянам лучше забыть о росте доходов

Какая национальная идея нужна России?
Алексей Мошков
Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

А знаете, что удивительно? То, что ученые мужи с поразительным упорством (явно достойным лучшего применения) продолжают ломать головы над национальной идеей России. Ломают, выстраивая какие-то спекулятивные теории (в диапазоне от «путинского патриотизма» до концепта «Православие, самодержавие, народность»), отличающиеся таким поразительным качеством, как нежизнеспособность, то есть оторванность от реальности, когда она, эта национальная идея, находится прямо перед глазами.

Причем буквально. Даже конструировать/выдумывать ничего не надо. Достаточно просто вспомнить, что, начиная еще с ельцинских времен, было основным чаянием российского народа, на чем бессовестно и беспардонно играла власть, когда ей это было нужно (например, поддержка на выборах)? Верно: победа над бедностью.

Изменилось ли что-нибудь с лихих 90-х, когда серьезно так уменьшившаяся в размерах страна стала гордо именоваться Россией? Не будем кривить душой: да, изменилось. По крайней мере, бюджетники и пенсионеры получают свои крохотные деньжонки исправно и без задержек, но сказать, что был осуществлен прорыв в борьбе с бедностью — тут, наверное, не повернется язык даже у самого ярого и продажного пропагандиста. Так что итог печален: Россия как пребывала в бедности и нищете, так и остается там поныне.

Думаете, сгущаю краски?

В стране только по официальной статистике около 20 млн — нет, не бедных, но нищих — тех, чей доход не дотягивает даже до прожиточного (то есть физиологического — именно это определение красовалось в изначальной формулировке, введенной еще при Борисе Николаевиче, заметим, в качестве временной антикризисной меры!), а реально располагаемые доходы населения снизились с 2013 года на 14,3%!

Нужны еще какие-нибудь подтверждения? Впрочем, простому человеку все эти цифры интереса не представляют никакого, он о своем положении хорошо осведомлен и без этого. Достаточно заглянуть в кошелек: сколько там осталось до зарплаты/пенсии? Уже ничего?! А еще полмесяца как-то кормыхаться надо!

Вот и ответ: национальная идея — это борьба с бедностью.

Но закавыка в том, что национальная идея — она как линия горизонта: видеть-то ее видишь, а вот добраться до нее не выйдет при всем желании. А в российских реалиях, даже если представить, что такой рывок возможен, власть костьми ляжет, а такого не допустит.

Почему?

Да потому что бедность (и странным это кажется только на первый взгляд) является непременным (исходным) условием существования Системы РФ, работающей на процветание (аккумуляцию и вывод капитала за рубеж) примерно 1% населения страны (олигархи и высшие госчиновники) и приблизительно (но уже в гораздо меньших объемах, впрочем, все равно несопоставимых с теми, которыми оперирует среднестатистический россиянин) еще 9−10%, кто так или иначе является приближенными к этой «высшей страте». И дело не только в том, что бедность остальных — это следствие несправедливого распределения доходов, хотя и в этом тоже, но в том, что народными массами, озабоченными лишь вопросом физиологического выживания, куда легче управлять, чем теми, у кого базовые потребности удовлетворены.

За примерами далеко ходить не надо. Вспомним недавнюю пенсионную реформу, против которой выступало почти 90% населения страны. Власть, используя инструмент в виде «Единой России», все равно продавила повышение пенсионного возраста. И что — были протесты? Локальные — да, но массовых и чтоб по всей стране — таких не было. А что было во Франции, где тоже вздумали провернуть подобную авантюру, помните? Французы взъерепенились так, что «инновацию» было решено убрать в долгий ящик.

Кто-то скажет, что у французов, мол, темперамент такой, взрывной, буйный. Вот и не успокоились, пока все не вернулось к прежнему коленкору.

Возможно, но, кроме этого, не стоит забывать, что в основной массе проблема с удовлетворением базовых потребностей у них там решена. Следовательно, им на смену приходят иные потребности: в уважении, правах, свободах и прочее. И вот за них, что удивительно, начинают бороться куда более рьяно, чем даже за потребности базовые. Ибо чувствуют свою силу.

А вы только представьте, что началось бы в России, если бы граждане стали бороться за свои права. Как это бы отразилось на Системе? Тут к бабке не ходи: отразилось бы очень круто. Система просто бы рухнула. Рассыпалась, как карточный домик. Потому что на такие вещи, как, допустим, конституционное право и так далее, Система не рассчитана. Это все равно, что пытаться установить программное обеспечение последней версии на старенький компьютер конца прошлого века. Ничего не получится. А если поусердствовать, то и компьютер заглючит и выйдет из строя. Так и тут.

Вот поэтому общая бедность, то есть бедность/нищета 90% россиян, является непременным условием богатства и процветания 1% «избранных» и в значительно меньшей степени еще приблизительно 9−10% приближенных. То есть, по сути, эта общая бедность является их, «избранных», национальной идеей, которая, как мы видим, диаметрально противоположна национальной идее большинства, при том, что обе они исходят из одного центра, одной точки — бедности подавляющего большинства, которая для него же является тяготой и бременем, а для элит — благом. Такой получается двуликий Янус национальной идеи.

И тут стоит проговорить еще два важных следствия. Первое: вопрос «Будет ли побеждена бедность в России?» в данной системе координат не имеет никакого смысла, так как достижение этого параметра (благоденствие большинства) противоречит исходному условию существования Системы. Иначе — ждать существенного повышения доходов россиянам не стоит — все равно, что у моря погоды, как бы сладко не пели пропагандисты и какие громкие заявления не делали чиновники.

И второе: при такой конъюнктуре спасение утопающих становится делом рук самих утопающих. Пока люди будут пребывать в полной уверенности, что от них ничего не зависит, — изменений не предвидится. Все будет по-старому, если не хуже. Скорее всего, хуже. Пока народ не поймет, что самая грозная политическая сила — это он сам, пока не приобретет (завоюет) политическую субъектность. Как, впрочем, и записано у нас в Конституции.


Источник

Категория: Жизнь в России | Добавил: rusakov08 (13.01.2021) E
Просмотров: 466
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 410
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0