05:52
Суббота, 04.05.2024
Главная » Статьи » Жизнь в России [ Добавить статью ]

«Аврора» садится на дно
Из-за споров военных и штатских чиновников планы возвращения легендарного крейсера из ремонта сорваны

За три месяца до предполагаемого возвращения «Авроры» в Неву, на родную стоянку, слухов о проблемах с этим самым возвращением всё больше. При том, что сам легендарный крейсер успешно проходит сейчас капремонт на Кронштадтском морском заводе.

Все сроки там выдерживают «в соответствии с графиком реконструкции и модернизации», рассчитанном таким образом, чтобы успеть к 15 июля. А 31 июля, в День Военно-Морского флота РФ, корабль, должен стоять на своём штатном месте — у Петроградской набережной северной столицы.

По другим данным, на вечную стоянку «Аврора» может вернуться и раньше. С тем, чтобы на флотский праздник все желающие могли посетить её, а в кают-компании собраться гости.

Как говорят специалисты, исторический корабль готов уже не менее чем на 70%. Финансирование работ стабильное (бюджетная смета ремонта 834 млн. рублей), мастера, общим числом полторы сотни человек, трудятся в буквальном смысле денно и нощно.

В общем, всё, что касается заводских дел, вопросов не вызывает. Проблема как раз со стоянкой.

Точнее, с глубинными её особенностями. О которых известно, в принципе, давно. Дно Невы в том месте илистое. Настолько, что регулярно требуется проводить очистительные работы. Однако они давно не проводятся. Последний раз это случилось в далеком 1984 году.

Тогда очистка дна также совпала с масштабным ремонтом крейсера. Когда в 1987-м он снова встал «на вечную стоянку», даже разговоры о необходимости системных дноуглубительных работ быстро забылись.

Впрочем, в 1990-е до «Авроры» если и было кому дело, но только не российской власти. А в середине первого десятилетия 2000-х её с подачи печальной памяти министра обороны Анатолия Сердюкова вообще попытались окончательно «уволить» с флота…

О необходимости чистки дна Невы снова заговорили осенью 2014-го, сразу после того, как столетний крейсер ушел в Кронштадтский док. Гидрографами проведены исследования, изучено дно в том месте, где обычно стоит крейсер. Выяснилось, что глубина фарватера составляет всего около 6 метров. Но осадка самого корабля — также 6 метров. Стало быть, для безопасного возвращения «Авроры» углубить дно реки необходимо как минимум до 8,5 метров.

Подсчитали специалисты даже количество грунта, которое требуется вынуть из воды к возвращению крейсера из ремонта. Вышло не менее 45−50 тыс. кубометров. Стоимость дноуглубительных работ порядка 35 — 40 млн. рублей.

Выполнить их взялся было Смольный. До того отремонтировав и благоустроив Петроградскую и соседнюю с ней Петровскую набережные. Говорили, что у городской администрации есть «своя» подрядная организация, готовая выполнить дноуглубительные работы за означенную сумму. Но крейсер-то в ведении Минобороны РФ. Там сослались на свою специализированную команду. И на свою смету, которая «потянула» аж на 80 млн. рублей.

Дополнительная сложность еще в том, что углублять дно можно лишь в период навигации. Пока торговались, минула осень, Неву сковал лед. Работы перенесли на весну. Учитывая, что дело небыстрое, займет не менее двух месяцев, начинать надо было хотя бы в апреле. Но и он позади, а за фарватер так пока никто и не взялся.

В начале апреля были взяты лишь новые пробы грунта. Не в последнюю очередь для того, чтобы просчитать возможный ущерб для фирменной петербургской корюшки. Когда с этим разобрались (специалисты подтвердили: никакого ущерба вкусной рыбке с огуречным запахом не будет), к месту стоянки через внепланово разведенные мосты подошло вспомогательное судно Ленинградской военно-морской базы. Чтобы уже окончательно установить параметры глубин и объем извлекаемого грунта. Тут и подоспел приказ: «Отставить!».

Раздался он на прошлой неделе из Главного штаба ВМФ РФ, в чьем ведении «корабль № 1» российского Военно-Морского флота. Официальная версия: дноуглубительные работы ни по фарватеру буксировки, ни на месте стоянки крейсера не вписываются в график, их нужно было начать не позже 20 апреля.

Но как сказал корреспонденту «СП» один из офицеров штаба ЛенВМБ, на самом деле главная причина чисто финансовая. Новому главкому Владимиру Королеву поставлена задача обойтись без «лишних» трат. Тем более, что за минувшие месяцы смета предполагаемых дноуглубительных работ еще выросла. А в стране, как известно, экономический кризис.

Каких-либо комментариев или хотя бы просто уточнений от флотского начальства, увы, не последовало. Так что остается только догадываться об истинных причинах приказа. Он, к слову, совпал с визитом в Кронштадт руководителя департамента Минобороны по обеспечению госзаказа Андрея Вернигоры, который среди прочего ознакомился с ходом ремонтных работ на «Авроре». Так что принимали решение, скорей всего, «на самом верху».

Вышло очень «по-нашему»: военные и сами не сделали, и городу не дали…

Когда специалисты изучали дно под местом стоянки крейсера, они исследовали также и его «мертвые» якоря. Одного из четырех долго не могли найти. Как позже выяснилось, стотонная бетонная глыба унесена во время ледохода на несколько метров в сторону. Мало того, якорь погребен под спудом ила. Кто-то говорит, что проще изготовить новый, чем тратить силы и средства на откапывание имеющегося. Кто-то уверен: надо откапывать!

— Левый носовой якорь действительно на некоторое время пропал из виду, — сказал Игорь Курдин, капитан 1 ранга в отставке, руководитель Клуба моряков-подводников, советник губернатора Петербурга. — Пропал, но потом нашелся. Есть основания полагать, что со штатного места он сдвинулся ещё лет тридцать назад из-за неисправности плавкрана. Тогда один из тросов оборвался, и якорь вошел в дно не плашмя, как положено, а боком. За минувшие годы он осел, ещё больше, заилился.

«СП»: — Когда два года назад «Аврора» уходила на ремонт в Кронштадт, было заметно, что в первые минуты она дала небольшой крен. Зрителям, провожавшим корабль на Петроградской набережной и заметившим это, потом говорили, что «так положено»…

— Ну, а зачем пугать народ? Тем более, корабль удалось быстро выправить. Он глубоко осел в иле, для размыва которого пришлось применять буксиры. А «дефективный» якорь тогда раскапывать не стали, просто обрезали цепь.

«СП»: — На днях прошла информация, что возвращение крейсера хотят провести июльской ночью, чтобы избежать помех транспортному движению, которое непременно забуксует, если поднять три главных городских моста, через которые поведут «Аврору»: Благовещенский, Дворцовый и Троицкий.

— Я категорически против ночной буксировки. Это как небезопасно, так и неуважительно по отношению к петербуржцам, которые ждут корабль, готовятся выйти встречать его на набережные, потому что считают настоящим праздником.

Я уже не говорю о том, какое это важное событие с точки зрения воспитания патриотизма у молодежи! Между прочим, тридцать лет назад, возвращаясь после ремонта именно ночью, «Аврора» зацепила опору Дворцового моста. Многие об этом уже забыли. И напрасно.


Источник

Категория: Жизнь в России | Добавил: Ленпех (30.04.2016)
Просмотров: 959
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 396
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0