12:17
Суббота, 20.04.2024
Главная » Статьи » За отмену коэффициента 0,54 [ Добавить статью ]

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по запросам Свердловского районного суда города Костромы

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по запросам Свердловского районного суда города Костромы о
проверке конституционности части второй статьи 43 Закона
Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, органах по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их
семей»
город Санкт-Петербург 24 сентября 2012 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря,
Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой,
С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева,
О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия запросов Свердловского
районного суда города Костромы к рассмотрению в заседании
Конституционного Суда Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
1. В своих запросах в Конституционный Суд Российской Федерации
Свердловский районный суд города Костромы оспаривает
конституционность части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от
12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц,
2
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, органах по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и
органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», действующей в
редакции, вступившей в силу с 1 января 2012 года и предусматривающей, что
денежное довольствие, установленное частью первой данной статьи,
учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54
процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2
процента до достижения 100 процентов его размера; с учетом уровня
инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном
бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное
ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый
год в размере, превышающем 2 процента.
Как следует из представленных материалов, в Свердловский районный
суд города Костромы с исковыми заявлениями, касающимися пересмотра
размеров пенсий, обратились гражданин В.Н.Тарасенко, в период с 1 августа
1975 года по 19 декабря 2000 года проходивший военную службу и в
настоящее время получающий пенсию за выслугу лет, а также гражданин
А.М.Шутов, являющийся пенсионером Министерства обороны Российской
Федерации с 1996 года.
Свердловский районный суд города Костромы, придя к выводу о том,
что подлежащая применению при разрешении указанных дел часть вторая
статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, органах по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и
органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не соответствует
статьям 1, 2, 15, 17 (части 1 и 2), 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1) и 55 (части 2
и 3) Конституции Российской Федерации, обратился в Конституционный Суд
Российской Федерации с запросом о проверке ее конституционности,
3
приостановив производство по делу В.Н.Тарасенко определением от 5 июня
2012 года, а по делу А.М.Шутова – определением от 25 июня 2012 года.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение противоречит
Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно
распространяется на военнослужащих, поступивших на военную службу до 1
января 2012 года, и пенсионеров из числа указанных лиц, снижая тем самым
уровень денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, по
сравнению с ранее установленными нормами.
2. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую
Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и
здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи,
материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,
развивается система социальных служб, устанавливаются государственные
пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2),
гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом (статья 39, часть 1).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право
на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом
Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает
конкретные условия и порядок предоставления пенсий, – государственные
пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 (часть 2),
устанавливаются законом (Постановление Конституционного Суда
Российской Федерации от 18 марта 2004 года № 6-П). Определяя в законе
правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и
выплаты, законодатель вправе устанавливать различные пенсионные
системы исходя из специфики осуществляемой гражданами трудовой или
служебной деятельности.
Федеральный законодатель, действуя в рамках предоставленных ему
полномочий, во исполнение Конституции Российской Федерации закрепил в
Законе Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц,
4
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, органах по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и
органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» основания и условия
реализации права на пенсию указанных в нем лиц, отличающиеся по
аналогичным параметрам от трудовых пенсий: для них, в частности,
предусмотрена такая форма государственного социального обеспечения, как
пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей
выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий
осуществляется за счет средств федерального бюджета (определения
Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года № 437-
О-О, от 23 сентября 2010 года № 1152-О-О, от 26 мая 2011 года № 605-О-О и
от 29 сентября 2011 года № 1040-О-О).
Пенсии за выслугу лет и по инвалидности, назначаемые лицам,
проходившим военную службу, а также пенсии по случаю потери кормильца
членам их семей исчисляются из денежного довольствия, в составе которого
в соответствии с частью первой статьи 43 Закона Российской Федерации «О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в
органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах
по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»
учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации, оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию (без
учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных
местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка за выслугу
лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. При
этом понятие «денежное довольствие для исчисления пенсии
военнослужащим» отличается от понятия «денежное довольствие
военнослужащих», определяемого законодательством о статусе
военнослужащих, и имеет самостоятельное нормативное значение для целей
исчисления пенсии и ее пересмотра военным пенсионерам (Определение
5
Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года №
429-О). Этот вывод обусловлен и особенностями правового положения
военнослужащих, которые, в отличие от лиц, уволенных с военной службы,
продолжают исполнять обязанности, связанные с необходимостью
выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе
сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, а также
осуществляют деятельность, направленную на постоянное повышение
квалификации и совершенствование своей профессиональной подготовки.
3. С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 7 ноября
2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и
предоставлении им отдельных выплат». Установленная этим Федеральным
законом новая система денежного довольствия лиц, проходящих военную
службу, предусматривая значительное увеличение оклада денежного
содержания военнослужащих и изменяя состав включаемых в денежное
довольствие ежемесячных и иных дополнительных выплат, направлена на
обеспечение соответствия уровня оплаты труда военнослужащих их
высокому социальному статусу, а также качественного и эффективного
исполнения военнослужащими обязанностей военной службы,
стимулирования их к постоянному совершенствованию в профессии.
Одновременно с проведением этой реформы в законодательство о
пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, внесены
положения, устанавливающие новые правила учета денежного довольствия
для исчисления пенсий. Согласно указанным правилам с 1 января 2012 года
определение размера пенсии лицам, проходившим военную службу, и членам
их семей осуществляется исходя из установленных действующим
законодательством и учитываемых в размере 54 процентов, включаемых в
денежное довольствие для исчисления пенсий окладов по воинским
должностям и окладов по воинским званиям, а также сумм ежемесячной
надбавки за выслугу лет. При этом с 1 января 2013 года денежное
довольствие для исчисления пенсий лицам, проходившим военную службу, и
членам их семей в целях достижения 100 процентов его размера подлежит
6
ежегодному увеличению на 2 процента либо в большем объеме (в
зависимости от уровня инфляции) в соответствии с федеральным законом о
федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
3.1. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской
Федерации, само по себе изменение способа определения размеров тех или
иных денежных выплат – при соблюдении конституционных принципов
справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и
гарантированности прав граждан – является прерогативой законодателя
(постановления от 19 июня 2002 года № 11-П, от 27 ноября 2008 года № 11-
П, определения от 11 июля 2002 года № 191-О, от 16 мая 2007 года № 375-О-
П и др.), при этом изменение законодателем ранее установленных условий
пенсионного обеспечения должно осуществляться таким образом, чтобы
соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям
государства, который предполагает сохранение разумной стабильности
правового регулирования и недопустимость внесения произвольных
изменений в действующую систему норм (постановления от 24 мая 2001 года
№ 8-П, от 29 января 2004 года № 2-П и др.).
Снизив размер денежного довольствия, учитываемого при определении
размера пенсий лицам, уволенным с военной службы, со 100 процентов до 54
процентов, законодатель предусмотрел, что исчисление пенсий
осуществляется исходя из нового – более высокого – денежного довольствия,
обеспечив тем самым увеличение размера получаемых гражданами пенсий.
При подготовке проекта Федерального закона «О денежном довольствии
военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», как следует из
пояснительной записки к нему, планировалось увеличение пенсий в среднем
на 50–70 процентов по сравнению с исчисленными по нормам ранее
действовавшего законодательства.
При введении нового правового регулирования, касающегося учета
денежного довольствия для исчисления пенсий лицам, проходившим
военную службу, и членам их семей, в соответствии с принципом
стабильности правового регулирования гарантируется (часть 1 статьи 5
7
Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и
предоставлении им отдельных выплат») сохранение достигнутого к 1 января
2012 года уровня их пенсионного обеспечения. Указанная норма, в
частности, закрепляет сохранение размеров пенсий, установленных в
соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до
дня вступления в силу Федерального закона «О денежном довольствии
военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», в случае
уменьшения размеров назначенных названным лицам пенсий в связи с
вступлением в силу указанного Федерального закона и Федерального закона
от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в
связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии
военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального
закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел
Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации».
Наряду с этим правила исчисления пенсий, применяемые с 1 января
2012 года, предусматривают механизм поэтапного ежегодного повышения
величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии
лицам, проходившим военную службу, и членам их семей, и направлены на
увеличение размеров таких пенсий.
Таким образом, оспариваемая норма – несмотря на снижение
предусмотренного ею процентного размера денежного довольствия,
учитываемого при исчислении пенсий лицам, уволенным с военной службы и
членам их семей, – направлена на увеличение с 1 января 2012 года
абсолютного размера указанных пенсий в денежном выражении. Это в
полной мере соответствует предусмотренному статьей 1 Соглашения о
порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и
государственного страхования военнослужащих государств – участников
Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года правилу о том,
8
что уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей,
устанавливаемый законодательством государств-участников в соответствии с
Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц,
уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не
может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и
другими нормативными актами бывшего Союза ССР, а также толкованию
приведенного положения, сформулированному Экономическим Судом
Содружества Независимых Государств, который в решении № 01-1/2-08 от 6
февраля 2009 года указал, что для оценки уровня пенсионного обеспечения
военнослужащих имеет значение качественное состояние их прав в сфере
пенсионного обеспечения, для определения которого необходимо принимать
во внимание условия, нормы и порядок назначения пенсии, установленные
национальным законодательством.
Поскольку неопределенность в вопросе о конституционности части
второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, органах по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и
органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» отсутствует,
запросы Свердловского районного суда города Костромы не могут быть
приняты Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального
конституционного закона «О Конституционном Суде Российской
Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации
о п р е д е л и л :
1. Признать запросы Свердловского районного суда города Костромы
не подлежащими дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» итогового решения в виде постановления.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данным запросам окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации В.Д.Зорькин
№ 1800-О__

Категория: За отмену коэффициента 0,54 | Добавил: Stabilo (25.10.2012)
Просмотров: 1895
| Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 368
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 44
Гостей: 44
Пользователей: 0