01:45
Суббота, 17.11.2018
Главная » Статьи » Пенсионеры и жизнь на пенсии

Заключение Комитета Государственной Думы по обороне по проекту федерального закона № 556372-7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комитета Государственной Думы по обороне

"6" ноября 2018 г. утверждено решением № 88/2

по проекту федерального закона № 556372-7 "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"

внесен Правительством Российской Федерации

Рассмотрев проект федерального закона № 556372-7 "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее – законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне о т м е ч а е т:
В соответствии с частью второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон № 4468-I) денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий с 1 января 2012 года учитывается в размере 54 процентов ("понижающий коэффициент 0,54") и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. При этом с учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2020 года действие части второй статьи 43 Закона № 4468-I, сохранив ранее установленный (впервые - с 1 февраля 2017 года, а затем - с 1 января 2018 года) размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, - 72,23 процента от размера указанного денежного довольствия.

Из пояснительной записки к законопроекту следует, что он подготовлен в соответствии с пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), в соответствии с которым в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.
С учетом проектируемого в 2019 году профицита федерального бюджета в 1,9 триллиона рублей рассматриваемый законопроект не соответствует норме, установленной пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса.
Кроме того, как следует из пояснительной записки к законопроекту, проект федерального закона № 556362-7 "О федеральном бюджете
на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" учитывает повышение денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, на прогнозный уровень инфляции - 4,3 процента с 1 октября 2019 года, что, как следствие, повлечет повышение пенсий лицам, проходившим военную и приравненную к ней службу, на 4,3 процента.
В целях реализации установленного в части второй статьи 43 Закона № 4468-I правила о ежегодном повышении размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, не менее чем на 2 процента федеральными законами о бюджете 2013 и 2014 годов было предусмотрено его установление в размере:
с 1 января 2013 года - 56 процентов;
с 1 октября 2013 года - 58,05 процента;
с 1 января 2014 года - 60,05 процента;
с 1 октября 2014 года - 62,12 процента.
Тем самым в 2013 и 2014 годах были заданы опережающие темпы доведения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, до ее максимального уровня.

В последующие годы (2015 - 2017 годы), учитывая данное обстоятельство и исходя из имеющегося на эти цели объема финансовых средств, законодатель принимал решение о приостановлении действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I, но, стремясь обеспечить преемственность правового регулирования, предусматривал следующие размеры денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии:
с 1 января 2015 года - 62,12 процента;
с 1 октября 2015 года - 66,78 процента;
с 1 февраля 2016 - 69,45 процента;
с 1 февраля 2017 года - 72,23 процента.
Военные пенсионеры, помимо того, в январе 2017 года получили фиксированную выплату – 5000 рублей.
Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой законодатель должен формировать механизм реализации права на пенсионное обеспечение с учетом финансово-экономических возможностей государства при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.
Приостановление действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I в 2015 - 2017 годах было признано соответствующим Конституции Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 октября 2017 года № 2347-О). Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что последовательное увеличение в 2015 - 2017 годах размера денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении пенсий, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Таким образом, само по себе приостановление действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I возражений не вызывает.
Вместе с тем, вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации приостановления в 2018 действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I и "заморозки понижающего коэффициента" на уровне 72,23 процента с одновременной индексацией в январе 2018 года на 4 процента денежного довольствия военнослужащих, а, следовательно, и военных пенсий, Конституционным Судом Российской Федерации не исследовался.
По такому же, как и в прошлом году, пути предлагается пойти и в 2019 году, но проиндексировать денежное довольствие военнослужащих, а, следовательно, и военные пенсии, не с 1 января, а с 1 октября 2019 года на 4,3 процента, что, по нашему мнению, не соответствует положению статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При этом следует учитывать, что бюджет 2018 года изначально формировался как дефицитный, тогда как по итогам исполнения бюджета 2018 года предусмотрен профицит в размере 1,3 триллиона рублей.
По мнению Комитета по обороне, предложенное Правительством Российской Федерации повышение денежного довольствия на 4,3 процента с 1 октября 2019 года в качестве соразмерной компенсации за пролонгацию "заморозки понижающего коэффициента" на уровне 72,23 процента является недостаточным, поскольку назначением указанного повышения на 4,3 процента является компенсация ожидаемой в 2019 году инфляции, а не адекватной заменой приостановлению действия вышеназванной нормы.
Наряду с этим, подпунктом "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" (далее – Указ № 604) Правительству Российской Федерации поручено обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции.
Комитет по обороне неоднократно отмечал, что, начиная с 2015 года, положения Указа № 604 выполняются не в полной мере. В проекте бюджета на 2019 год требования подпункта "г" пункта 1 Указа № 604 также не учтены.
К сожалению, при корректировках федерального бюджета 2018 года были проигнорированы требования пункта 2 Постановления Государственной Думы от 24 ноября 2017 года № 2835-7 ГД, в соответствии с которым Правительству Российской Федерации предлагалось в течение 2018 года обеспечить выполнение в полном объеме требований подпункта "г" пункта 1 Указа № 604, а именно доиндексировать "военные пенсии" еще на 1,2 процента, путем увеличения размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона № 4468-I, что позволило бы довести индексацию "военной пенсии" до 5,2 процентов, хотя бюджет 2018 года, планировавшийся как дефицитный, стал профицитным (в размере 1,3 триллиона).
В отсутствие надлежащей компенсации закрепленное в части второй статьи 43 Закона № 4468-I право военных пенсионеров на ежегодное увеличение размера денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении пенсий, фактически будет блокировано на протяжении уже двух лет.

Тем самым федеральный законодатель меняет условия материального обеспечения граждан, уже выполнивших взятые на себя обязательства. По существу, складывающаяся практика приостановления действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I без адекватной компенсации означает, что государство в нарушение статей 39, 55 и 59 Конституции Российской Федерации в одностороннем порядке отказывается от своих обязательств, возникших в конкретных правоотношениях из ранее действовавшего регулирования (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 года № 9-П) и фактически дискредитирует установленный в этой норме механизм пенсионного обеспечения военнослужащих, что не соответствует положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, закрепляющим социальный характер государства.
При этом средства на увеличение размера денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении пенсий, на 2020 и 2021 годы в законопроекте также не отражены.
По мнению Комитета по обороне, для выполнения социальных обязательств государства, с учетом соответствующих положений статьи 49 Закона № 4468-I, согласно которым "военные" пенсии подлежат увеличению одновременно с увеличением денежного довольствия военнослужащих и сотрудников, необходимо провести как индексацию денежного довольствия на уровень инфляции, так и увеличение (с 1 января 2018 года) размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона № 4468-I, увеличив в 2019 году размер пенсии лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, не менее, чем на 6,3%.
Схожая позиция изложена в заключении Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, который рекомендовал принять законопроект в первом чтении с учетом высказанного замечания о необходимости увеличения размера пенсии лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, на 6,3%.
В заключении Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов предложений по законопроекту не содержится.
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, рассмотрев законопроект, поддерживает его.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера по законопроекту не имеет.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне полагает возможным поддержать концепцию рассматриваемого законопроекта при условии устранения ко второму чтению изложенных в настоящем заключении замечаний и рекомендовать Государственной Думе принять его в первом чтении.

Председатель Комитета В.А.Шаманов


Источник

Категория: Пенсионеры и жизнь на пенсии | Добавил: Стоик (07.11.2018) | Автор: Стоик E
Просмотров: 816 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Военный пенсионер.рф

Опрос
Надо ли повышать пенсионный возраст:
Всего ответов: 1846
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0