12:36
Среда, 16.10.2019
Главная » Статьи » Пенсионеры и жизнь на пенсии

Пенсия за длительный трудовой стаж: краеугольные стороны закона

Краткое содержание:

Изменения в начислениях пенсий
Пенсионные права граждан
Обсуждение

Одной из форм проявления политики социального государства является выплата пенсий по старости при соблюдении условий, установленных действующим законодательством.

С распадом СССР система пенсионного обеспечения нашей страны в целом и пенсионное законодательство в частности претерпевали серьезные изменения. На сегодняшний день в Российской Федерации существует непростая разветвленная система пенсионного обеспечения, которая включает в себя большой пласт нормативно-правовой базы, регулирующий порядок выплаты пенсий различным категориям граждан.

Изменения в начислениях пенсий
В связи с введением с 01.01.1997 на всей территории Российской Федерации системы индивидуального персонифицированного учета, которая не предполагает прямой зависимости размера пенсии работника от его стажа, существовавшая до нее советская пенсионная система полностью прекратила свое существование.


Фактически за 20 лет существования российского государства было уже принято два закона, которые изменяли порядок пенсионного обеспечения граждан, находящихся в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Так, Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за исключением отдельных его положений утратил силу в связи с принятием федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015. Таким образом, одним из ключевых нормативно-правовых актов, действующих в настоящее время и регулирующих пенсионные права застрахованных граждан в сфере обязательного пенсионного страхования, является ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Особое внимание в рамках вышеназванного закона следует уделить такому виду пенсионного обеспечения как страховая пенсия по старости. Резонансная реформа, затрагивающая повышение пенсионного возраста, вызвала значительные недовольства по всей стране. Негативную оценку и критику инициированной реформы давали не только представители КПРФ, в лице Зюганова Г., Осадчего Н., Савицкой С. и др., которые голосовали против принятия соответствующего законопроекта, но и представители от научной среды, которые также подчеркивали возможные негативные последствия повышения пенсионного возраста (Блинова А.Д., Макаревич М.Л. ) и необходимость доработки реформы в целом (Сулейманова Ф.О. ).

Пенсионные права граждан
Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», помимо существенных новшеств, активно обсуждавшихся в СМИ, предусмотрел и иные положения, которые не могут не заслуживать внимания, так как затрагивают пенсионные права граждан.

Упомянутым выше законом в статье 8 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в части 1.2 предусматривалось новое, на первый взгляд, льготное основание выхода на пенсию в связи с наличием у лица длительного страхового стажа.

Для досрочного выхода на пенсию, согласно данной части, необходимо учесть два условия:

Первое из них затрагивает продолжительность страхового стажа, который должен составлять не менее 42 и 37 лет у мужчин и женщин соответственно.

Второе касается возраста выхода на пенсию, учитывая формулировку части, максимальный возраст выхода на пенсию при длительном страховом стаже составит 63 и 58 лет у мужчин и женщин. Но по данному основанию нельзя претендовать на страховую пенсию по старости ранее 60 и 55 лет для мужчин и женщин.


Подчеркнем, что подобная норма является новшеством для российского законодательства, так как ни Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ни Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержали подобных положений. Толкуя содержание ч. 1.2. ст. 8 рассматриваемого закона, можно сделать вывод, что законодатель пошел на уступку, хотя и очень незначительную, тем лицам, у которых страховой стаж составляет длительный период времени.

Однако не совсем понятно необходимо ли иметь данной категории лиц наличие ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент) в размере не менее 30 баллов, как этого требует ч. 3 ст. 8. Очевидно, что при страховом стаже 42 и 37 лет, с большей долей вероятности, ИПК в сумме 30 баллов будет накоплен. Положения анализируемой статьи устанавливают общие требования, необходимые для получения страховой пенсии по старости для всех категорий застрахованных лиц.

Учитывая, что отдельными положениями закона (статьи 30-32) могут устанавливаться льготные условия выхода на пенсию, они должны быть отдельно оговорены в соответствующих нормах. Если же нет требования относительно снижения ИПК, то действует общее правило статьи 8. Взаимосвязь положений анализируемой нормы, позволяет сделать вывод, что для лиц, имеющих право на досрочный выход на пенсию в связи с длительностью страхового стажа, также обязательным условием является наличие ИПК не менее 30 баллов.

Так как положение относительно досрочного выхода на пенсию в связи с длительностью страхового стажа является новшеством для российского пенсионного законодательства, стоит отдельно обратить внимание на порядок исчисления страхового стажа в случае выхода на пенсию по ч. 1.2 ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Периоды, подлежащие включению в страховой стаж для лиц, уходящих на пенсию по анализируемому основанию, обозначены в ч. 9 ст. 13. Полагаем, что положения вышеназванного пункта отчасти носят дискриминационный характер, который проявляется в том, что из иных периодов (нестраховые периоды, во время которых не осуществляется выплата страховых взносов), предусмотренных ст. 12 рассматриваемого закона, в страховой стаж по ч. 1.2 ст. 8 включается только период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Законодательная логика включения именно этого нестрахового периода в страховой стаж по ч. 1.2 ст. 8 не совсем понятна и мало чем объяснима.

С одной стороны, законодатель поощряет лиц, имеющих длительный страховой стаж, предоставляя им право на досрочный выход на пенсию, с другой, существенным образом ограничивает возможность формирования стажа за счет нестраховых периодов.
В связи с тем что рассматриваемая норма носит качественно новый характер, учитывать позицию Пленума Верховного суда РФ, изложенную в постановлении от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», можно лишь опосредовано. В постановлении отдельно указано на то, что при разрешении споров, связанных с выплатой трудовой пенсии по старости ранее установленного пенсионного возраста, страховой стаж может быть исчислен с учетом положений законодательства, действовавшего на периоды выполнения соответствующих работ. Это необходимо для невозможности ухудшения существующего права на пенсионное обеспечение до введения в действие нового законодательства.

Учитывая изложенную рекомендацию, необходимо указать на то, что в интересах застрахованных лиц и полноценной реализации права на пенсионное обеспечение по старости целесообразно включать в страховой стаж по ч. 1.2 ст. 8 все нестраховые периоды, предусмотренные ст. 12. Анализ положений ст. 13, показывает, что в целом ее содержание ориентировано на интересы застрахованных лиц, но только 9 пункт, устанавливающий подобное ограничение, носит ограничивающе-дикриминационный характер и выпадает из общего содержания статьи как с правовой, так и с технико-юридической точек зрения.

Автор публикации
Юрист, Левушкина Алина Алексеевна


Источник

Категория: Пенсионеры и жизнь на пенсии | Добавил: Ленпех (16.08.2019)
Просмотров: 468 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Военный пенсионер.рф

Опрос
Как Вы оцениваете работу Правительства Медведева Д.А.
Всего ответов: 2610
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 60
Гостей: 58
Пользователей: 2
Питерский, bormotov58@mailru