23:35
Четверг, 25.04.2024
Главная » Статьи » Пенсионеры и жизнь на пенсии [ Добавить статью ]

ПЕНСИИ. ЧАСТЬ - 1
1. Система социального страхования в РФ
2. Пенсии по старости
3. Пенсии за выслугу лет
4. Пенсии по инвалидности
5. Пенсии по случаю потери кормильца
6. Социальные пенсии
7. Назначение, выплата, перерасчет пенсий
Образцы документов. Домашняя правовая энциклопедия.
Раздел IV-III. Пенсии. Оглавление Домашней правовой энциклопедии
Алфавитно-предметный указатель
1. Система социального страхования в РФ
1.1 Обязательное социальное страхование
Обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения и представляет собой комплекс мер по компенсации или минимизации последствий изменения материального и (или) социального положения граждан (в том числе по независящим от них обстоятельствам) вследствие наступления страхового случая.
В обязательном социальном страховании участвуют страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане (в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования).
Страхователи обязаны уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями могут быть:
- организации любой организационно-правовой формы;
- граждане;
- органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
Страховщики - некоммерческие организации, обеспечивающие права застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные лица - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, а также иные категории граждан (в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования).
На выплаты застрахованным гражданам должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Они имеют право на обязательное пенсионное обеспечение.
К застрахованным лицам (в случае уплаты страховых взносов) относятся:
- работающие по трудовому, авторскому или лицензионному договору;
- работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг;
- самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
- члены крестьянских (фермерских) хозяйств;
- члены родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
- иные категории граждан. <br /><br /> Застрахованное лицо имеет право:
- своевременно получать страховое обеспечение;
Примечание. В предусмотренных законом случаях такое право имеют члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении. <br /><br /> - защищать (лично, через своего представителя или профсоюз) свои права, в том числе в суде;
- участвовать (через своего представителя или профсоюз) в управлении обязательным социальным страхованием;
- вносить предложения (через своего представителя или профсоюз) о тарифах страховых взносов страховщикам и в Правительство РФ;
- получать информацию о деятельности страховщиков и страхователей, в частности:
- один раз в год (бесплатно) в органах ПФР по месту жительства или работы - сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете;
- у страхователя (бесплатно) - копию сведений о себе, представленных страхователем в ПФР для индивидуального (персонифицированного) учета. В случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, застрахованное лицо имеет право обратиться с заявлением об исправлении этих сведений в органы ПФР, включая его Правление, либо в суд.
Застрахованное лицо обязано:
- пройти регистрацию в органах ПФР, если оно самостоятельно уплачивают страховые взносы (сведения для регистрации в органах ПФР работающих по найму лиц представляет работодатель);
- получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и предъявлять его по требованию страхователя, работников органов ПФР;
- обратиться с заявлением в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате страхового свидетельства;
- представить по требованию органов ПФР документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет. <br /><br /> Видами социальных страховых рисков (предполагаемых событий, при наступлении которых осуществляется обязательное социальное страхование) являются:
- необходимость получения медицинской помощи;
- утрата застрахованным лицом заработка или иного дохода в связи с наступлением страхового случая;
- дополнительные расходы самого застрахованного или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая. <br /><br /> Страховыми случаями признаются:
- достижение пенсионного возраста;
- наступление инвалидности;
- потеря кормильца;
- болезнь, травма;
- несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание;
- беременность и роды;
- рождение ребенка, уход за ребенком в возрасте до полутора лет;
- иные случаи, установленные законодательством Российской Федерации.
Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:
- оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи (см. раздел Медицина и здоровье - Обязательное медицинское страхование);
- пенсия по старости;
- пенсия по инвалидности;
- пенсия по случаю потери кормильца;
- пособие по временной нетрудоспособности (см. раздел Работа);
- страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием и оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию (см. раздел Работа - Профессиональные заболевания и травмы);
- пособие по беременности и родам (см. раздел Семья и дети);
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком (см. раздел Семья и дети);
- иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (см. раздел Работа - Безработные граждане);
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (см. раздел Семья и дети);
- единовременное пособие при рождении ребенка (см. раздел Семья и дети);
- социальное пособие на погребение (см. раздел Наследование - Гарантии осуществления погребения). <br /><br /> Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются:
- страховые взносы;
- межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- штрафные санкции и пеня;
- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
- доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
- иные поступления.
Льготы. Денежные выплаты
Под льготами принято понимать преимущества и дополнительные права, предоставляемые определенным категориям граждан. Распространена такая форма льгот, как дополнительные выплаты - повышенные стипендии, пенсии, пособия. Льготы могут быть предоставлены также в форме освобождения (полного или частичного) от налогов и других обязательных платежей (например бесплатный проезд в общественном транспорте) либо от выполнения общих для всех обязанностей. Закон о монетизации льгот предусматривает замену ряда натуральных льгот ежемесячной денежной выплатой.
Взамен натуральных льгот (кроме санаторно-курортного лечения и проезда до места его проведения, обеспечения лекарствами по показаниям врача, проезда на пригородных электричках) федеральным льготникам одновременно с пенсией производится ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) из федерального бюджета.
К федеральной категории льготников относятся:
- инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
- жители блокадного Ленинграда;
- военнослужащие 1941-1945 гг., которые не участвовали в боевых действиях;
- несовершеннолетние узники концлагерей;
- члены семей погибших (умерших) участников и инвалидов войны;
- ветераны боевых действий, инвалиды всех групп и степеней;
- лица, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы.
Законодательные акты некоторых субъектов РФ могут предоставлять отдельным категориям федеральных льготников право на получение социальной поддержки на региональном уровне. В этом случае у получателя ЕДВ, например инвалида (федерального льготника), имеющего, кроме того, льготы "ветерана труда" или "труженика тыла" (региональные льготы), есть возможность выбрать, по какой из категорий ему выгоднее и целесообразнее получать набор социальных услуг. <br /><br /> Назначение и выплата ЕДВ производятся только на основании личного заявления гражданина со всеми необходимыми документами, подтверждающими право на льготы.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается со дня подачи соответствующего заявления, но не ранее возникновения права на нее. За периоды, прошедшие до подачи заявления, ЕДВ не начисляется и не выплачивается.
1 раз в год с 1 апреля ЕДВ подлежит индексации исходя из прогнозного уровня инфляции.
С 1 апреля 2011 г. ЕДВ инвалидам устанавливается в размере:
- инвалидам I группы - 2 532,78 руб.;
- инвалидам II группы, детям-инвалидам - 1 808,80 руб.;
- инвалидам III группы - 1 447,97 руб. ;
- инвалидам войны, боевых действий, инвалидам из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны - 3 617,59 руб.
Примечание. С 1 апреля 2012 г. ЕДВ инвалидам подлежит индексации на коэффициент 1,06 в соответствии с прогнозным уровнем инфляции на 2012 г. <br
ЕДВ установлена также для ряда категорий граждан, в частности, для пострадавших от Чернобыльской катастрофы и других радиационных аварий, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и для ветеранов.
Граждане, имеющие право на выплаты по нескольким основаниям, получают одну из них по своему выбору (за исключением пострадавших в результате радиационных катастроф). Часть ЕДВ федеральные льготники имеют право получить в виде набора социальных услуг (соцпакета). В его состав входят:
- дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. <br /><br /> Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:
- все инвалиды (в том числе инвалиды войны и дети-инвалиды);
- участники Великой Отечественной войны;
- ветераны боевых действий;
- военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
- лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
Граждане, имеющие 1 группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Получатели ЕДВ имеют право отказаться от соцпакета полностью или частично и получить деньгами его стоимость (с 1 апреля 2011 г. - 795,88 руб.). Стоимость соцпакета (или той его части, от которой гражданин не отказался) удерживается из общей суммы ЕДВ. Если получатель ЕДВ впоследствии решит вновь получать социальные услуги в натуральной форме, он должен до 1 октября текущего года подать соответствующее заявление в территориальный орган Пенсионного фонда России; с 1 января года, следующего за годом подачи заявления, денежная компенсация соцпакета будет отменена полностью или в части и социальные услуги будут предоставляться в заявленном получателем ЕДВ объеме.
Примечание. С 1 апреля 2012 г. стоимость соцпакета подлежит индексации на коэффициент 1,06 в соответствии с прогнозным уровнем инфляции на 2012 г.
Ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1 200 руб. установлены неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за:
- инвалидом I группы;
- ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
- престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним, компенсационные выплаты производятся с учетом районного коэффициента.
Такие выплаты производятся вместе с назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение периода ухода за ним в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
Пенсионерам и другим гражданам, нуждающимся в социальной помощи, могут также назначаться субсидии и социальные пособия.
Субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.
Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законодательством субъекта РФ малоимущим гражданам, имеющим доходы ниже уровня прожиточного минимума, может устанавливаться дополнительная социальная помощь в натуральном (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и т.д.) или денежном виде (субсидии, социальные пособия и другие выплаты).
Пенсия неработающего пенсионера в совокупности с денежными выплатами и мерами социальной поддержки, установленными в денежном выражении, не должна быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в конкретном субъекте РФ по месту его жительства. При этом учитываются также денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг. Если указанная сумма окажется меньше прожиточного минимума, то пенсионеру полагается соответствующая социальная доплата к пенсии.
В случае, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ, который, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ, то пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии.
В случае, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ по месту его жительства или пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ, то пенсионеру устанавливается региональная социальная доплата к пенсии.
Социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами, на срок, на который установлена соответствующая пенсия. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера предоставление документов не требуется.
Детям-инвалидам и детям до 18 лет, которым установлена пенсия по случаю потери кормильца, социальная доплата устанавливается без подачи заявления со дня, с которого назначена соответствующая пенсия.
Куда обратиться?
Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи делает орган социальной защиты населения (по месту их жительства либо пребывания), в который поступило письменное заявление гражданина. <br /><br /> 1.3 Система пенсионного обеспечения
Пенсия - наиболее распространенный вид социального обеспечения лиц пожилого возраста и нетрудоспособных граждан.
Обязательное пенсионное страхование распространяется на граждан Российской Федерации (а также постоянно или временно проживающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства), которые:
- работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договорам;
- самостоятельно обеспечивают себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
- являются членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
- работают за пределами территории РФ и уплачивают страховые взносы;
- являются членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
- являются священнослужителями;
- относятся к другим категориям, указанным в законе.
На выплаты застрахованным гражданам должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Они имеют право на обязательное пенсионное обеспечение.
В страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию входят:
- трудовая пенсия по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца;
- выплата правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета;
- единовременная выплата средств пенсионных накоплений лицам, не приобретшим право на трудовую пенсию по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа;
- социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
Трудовая пенсия предоставляется застрахованному гражданину (или нетрудоспособным членам его семьи в случае его смерти), за которого на протяжении трудовой деятельности уплачивались взносы в Пенсионный фонд.
Для лиц, по каким-либо причинам не имеющих права на трудовую пенсию, для ряда категорий госслужащих, военнослужащих, а также граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, установлено государственное пенсионное обеспечение.
Согласно действующей в России пенсионной системе трудовая пенсия включает страховую и накопительную части.
Страховая и накопительная части определяются для каждого гражданина индивидуально исходя из отчислений от его заработков (других доходов), полученных, начиная с 1 января 2002 г. Размер пенсии определяется реальным заработком работника и размером отчислений в ПФР, производимых работодателем, а не стажем работы, как прежде (при этом, однако, чем больше стаж, тем больше, как правило, и сумма отчислений).
Накопительная система предусмотрена только для граждан определенного возраста: мужчин 1953 г. рождения и моложе, и женщин 1957 г. рождения и моложе. Лица старше этого возраста не участвуют в накопительной пенсионной программе, для них предусмотрена лишь страховая часть пенсии, отчисления на личный накопительный счет для них не производятся. Поскольку лица, участвующие в программе пенсионных накоплений, начнут достигать пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в 2012 г., накопительная часть трудовых пенсий (как по старости, так и по инвалидности) для большинства пенсионеров будет выплачиваться лишь с этого момента. C 2005 г. обязательные отчисления на финансирование накопительной части трудовой пенсии производились только для лиц 1967 г. рождения и моложе. С 2009 г. действует дополнительное финансирование накопительной части пенсии за счет добровольных взносов граждан и их работодателей. Мужчины 1953-1966 г.р. и женщины 1957-1966 г.р., которые в 2002-2004 гг. накопили некоторые средства на накопительных счетах, могут участвовать в дополнительном финансировании. Они вправе выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию) либо перевести средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд.
Страховая и накопительная части пенсии регулярно индексируются (повышаются) с целью компенсации роста стоимости жизни.
Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а также трудовой пенсии увеличивается с учетом соответствующего районного коэффициента, устанавливаемого Правительством РФ, на весь период их проживания в этих районах (местностях). Для пенсионеров, имеющих стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет и страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или 20 лет у женщин, установлен фиксированный повышенный размер страховой части пенсий. Такие пенсионеры вправе выбирать порядок исчисления страховой части пенсии: с учетом районного коэффициента, установленного для соответствующего района или местности, либо в фиксированном размере.
При переезде в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с иными районными коэффициентами размер страховой части трудовой пенсии определяется с учетом коэффициента по новому месту жительства. При выезде за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства размер страховой части рассчитывается в общем порядке.
Стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним учитывается при досрочном назначении пенсии. Районный коэффициент может повлиять (в сторону увеличения) на величину расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 г. (см. Пенсии по старости).
Государство несет полную ответственность за выплату пенсий, в том числе за деятельность ПФР и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.
Пенсионная система основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером.
Индивидуальный (персонифицированный) учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения сведений, необходимых для реализации пенсионных прав каждого застрахованного лица.
Страхователь (это, как правило, работодатель) представляет в соответствующий орган ПФР сведения о всех лицах, за которых он уплачивает страховые взносы. Это лица, работающие у него по трудовым договорам, а также заключившие с ним договоры гражданско-правового характера.
ПФР открывает на каждое застрахованное лицо индивидуальный лицевой счет, в котором содержатся сведения:
- о застрахованном лице;
- о периодах трудовой и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж для назначения трудовой пенсии и стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- о заработной плате (доходах), на которую начислены страховые взносы;
- о расчетном пенсионном капитале, включая сведения о его индексации;
- об установлении трудовой пенсии и индексации ее размера, включая страховую часть трудовой пенсии;
- о пенсионных накоплениях застрахованного лица;
- другие.
Застрахованные граждане имеют право ежегодно бесплатно получать в ПФР сведения, содержащиеся в индивидуальном лицевом счете.
Необходимые документы
ПФР и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. <br /><br /> См. также раздел Страхование.
В рамках добровольного (негосударственного) пенсионного обеспечения вкладчик - работник или предприятие (юридическое лицо) заключает договор со страховой компанией (негосударственным пенсионным фондом) и выплачивает взносы. После наступления указанного в договоре срока компания начинает производить выплаты физическому лицу - участнику программы добровольного пенсионного страхования. Участником (получателем пенсии) может быть как сам вкладчик, так и другое лицо.
Негосударственные пенсионные фонды осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от деятельности по обязательному пенсионному страхованию (назначение и выплата накопительной части трудовой пенсии).
Гарантии исполнения фондом своих обязательств перед пенсионером установлены законом. Это - формирование страхового резерва, государственный контроль и проверки, участие в объединенных гарантийных фондах и обществах взаимного страхования и другое.
1.4 Страховой стаж
Продолжительность страхового стажа имеет значение при определении права на получение трудовой пенсии - для получения пенсии по старости он должен быть не менее 5 лет. Так, например, мужчина, проработавший 15 лет в районах Крайнего Севера, получает право на трудовую пенсию с 55 лет при наличии 25 лет страхового стажа.
Страховой стаж определяется как суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также следующих периодов (если им предшествовали или за ними следовали периоды работы):
- прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы;
- получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
- ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
- получения пособия по безработице;
- участия в оплачиваемых общественных работах;
- переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
- содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
- ухода трудоспособного лица за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
- проживания супругов военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности;
- проживания за границей (не более 5 лет в общей сложности) супругов работников, направленных в:
- дипломатические представительства и консульские учреждения РФ;
- постоянные представительства РФ при международных организациях;
- торговые представительства РФ в иностранных государствах;
- представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом;
- представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. <br /><br /> В страховой стаж до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица включается любая работа и иная деятельность, выполняя которую, работник подлежал обязательному социальному страхованию.
К уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
В большинстве случаев страховой стаж совпадает с трудовым и подтверждается, как правило, записями в трудовой книжке.
Трудовой стаж - это суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии.
Общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, которая учитывается в календарном порядке при оценке пенсионных прав застрахованных лиц.
Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Необходимые документы
Уплата подтверждается следующими документами:
- взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 г. - документами территориальных органов ПФР;
- единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;
- единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством, выданным территориальными налоговыми органами.
Застрахованные лица, освобожденные от этих обязательных платежей, представляют документ об освобождении их от уплаты соответствующих видов обязательных платежей.
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с действовавшим в эти периоды трудовым законодательством, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором.
Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются этим договором, оформленным в соответствии с действовавшим в тот период гражданским законодательством, и документом работодателя об уплате обязательных платежей. Продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия гражданско-правового договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.
Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются этими договорами, оформленными в соответствии с действовавшим в эти периоды гражданским законодательством, и документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия авторского или лицензионного договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.
Периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и другие) за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах, и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
1.5 Право на пенсию
Право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования, достигшие пенсионного возраста или утратившие трудоспособность, а также нетрудоспособные члены их семей (при потере кормильца).
Иностранные граждане, имеющие статус временно пребывающих в Российской Федерации (см. раздел Работа - Трудоустройство иностранцев), не являются застрахованными лицами.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России, имеют право на пенсию наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Это относится как к трудовым пенсиям, так и к пенсиям по государственному пенсионному обеспечению.
Российские граждане, работающие за пределами территории РФ, признаются застрахованными, если добровольно уплачивают за себя страховые взносы в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа. Застраховано может быть также лицо, не подлежащее обязательному пенсионному страхованию (за которое не требуется уплата пенсионных страховых взносов), если за него такие взносы добровольно уплачивает другое физическое лицо. Таким плательщиком может быть, например, супруг, ребенок или любой другой родственник, страхующий члена семьи, ведущего домашнее хозяйство, занятого уходом за нетрудоспособными и т.п., в целях приобретения им пенсионных прав. Добровольные взносы может уплачивать и постороннее физическое лицо за другое (на началах благотворительности или по любым иным причинам), которое в этом случае признается застрахованным и может претендовать на трудовую пенсию.
Для получения права на трудовую пенсию по старости требуется наличие не менее 5 лет страхового стажа.
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:
- федеральные государственные гражданские служащие;
- военнослужащие;
- участники Великой Отечественной войны;
- граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
- граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
- граждане из числа космонавтов;
- граждане из числа работников летно-испытательного состава;
- нетрудоспособные граждане:
- инвалиды (в том числе инвалиды с детства);
- дети-инвалиды;
- дети младше 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории РФ, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами РФ, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет;
- граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);
- граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию (для них предусмотрена социальная пенсия).
В определенных законом случаях право на пенсию по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению имеют также члены семей перечисленных выше категорий граждан.
Герои Советского Союза, Герои России и ряд других категорий лиц имеют право на повышенный размер государственных пенсий. Размер повышения составляет от 15% до 100%, а в некоторых случаях и больше.
Условия предоставления государственным и муниципальным служащим права на пенсию за счет средств субъектов РФ и органов местного самоуправления определяются принятыми субъектами РФ законами и иными нормативными правовыми актами.
Гражданам, имеющим право на одновременное получение нескольких пенсий различных видов, устанавливается по выбору одна из них.
Ограниченному кругу граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите, предоставлено право на одновременное получение двух пенсий. Такое право имеют:
- участники Великой Отечественной войны (из числа участвовавших в боевых действиях или приравненных к ним), граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, а также граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (трудовая пенсия по старости и пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению);
Примечание. Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей (а также гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны), несмотря на то, что они имеют право на ряд льгот, установленных для участников войны из числа военнослужащих, права на получение двух пенсий не имеют. - родители, а также не вступившие в новый брак вдовы военнослужащих (в том числе, офицеров и контрактников), погибших в период службы или умерших позднее вследствие военной травмы (им полагается пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством);
- нетрудоспособные члены семей граждан, участвовавших в ликвидации аварии на ЧАЭС, перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие этой аварии (трудовая пенсия по старости или инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению или социальная пенсия);
- члены семей погибших (умерших) космонавтов (пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством);
- военнослужащие (офицеры, контрактники и пр.) при наличии условий, дающих право на получение трудовой пенсии по старости, могут получать ее (за исключением фиксированного базового размера страховой части) наряду с пенсией за выслугу лет или по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению.
2. Пенсии по старости
2.1 Пенсионный возраст и виды пенсий
Пенсии по возрасту бывают следующих видов: трудовая пенсия по старости (для граждан, страховой стаж которых не менее 5 лет), пенсия по старости по государственному пенсионному обеспечению и социальная пенсия (для тех граждан, которые достигли установленного возраста: мужчины - 65 лет, женщины - 60 лет, если они не имеют прав на другие виды пенсий). О социальных пенсиях см. Социальные пенсии.
Примечание. Если страховой стаж гражданина меньше 5 лет, но на его индивидуальном лицевом счету в специальной части есть средства, то по достижении пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет) он может получить эти средства в виде единовременной выплаты. Для этого необходимо обратиться в территориальный орган ПФР.
Трудовая пенсия по старости устанавливается мужчинам при достижении возраста 60 лет, женщинам - 55 лет.
Работа во вредных или тяжелых условиях труда (в горячих цехах, на подземных работах и др.) создает возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости - мужчинам в большинстве случаев при достижении возраста 50-55 лет, женщинам - 45-50 лет при наличии достаточного общего трудового стажа и стажа работы во вредных или тяжелых условиях. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий утверждаются Правительством РФ.
Право на получение пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф. Эти пенсии выплачиваются в полном размере независимо от выполнения оплачиваемой работы и назначаются в следующем размере (в процентах от размера социальной пенсии - с 1 апреля 2011 г. она составляет 3 178,54 руб.):
- гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, а также перенесшим заболевания, связанные с радиационным воздействием, или ставшим инвалидами в результате радиационных или техногенных катастроф - 250%;
- гражданам, проживающим или работающим в зоне радиоактивного загрязнения, - 200%.
При наличии трудового стажа не менее 5 лет для некоторых категорий граждан, пострадавших при аварии на ЧАЭС или в других радиационных и техногенных катастрофах, предусмотрено досрочное назначение пенсий по старости.
Право на досрочное назначение пенсий по старости при определенных условиях имеют также лица, работавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним, женщины, родившие и воспитавшие 5 детей, некоторые категории инвалидов и др.
Для отдельных категорий граждан установлены пенсии за выслугу лет (см. Пенсии за выслугу лет).
2.2 Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости Трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной. С 1 января 2010 г. существовавшая ранее базовая часть в виде фиксированного базового размера входит в состав страховой части.
С 1 февраля 2012 г. фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости составляет 3 170,48 руб. Для пенсионеров, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами первой группы, для пенсионеров Крайнего Севера и приравненных к нему районов, а также для пенсионеров, имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, установлен повышенный базовый размер.
Фиксированный базовый размер получают при выходе на пенсию все граждане, получившие право на трудовую пенсию по старости, независимо от размера их заработной платы и стажа работы. Он устанавливается государством и регулярно повышается и индексируется.
С 1 января 2015 г. фиксированный базовый размер будет зависеть от страхового стажа. Если страховой стаж больше 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, то базовый размер увеличится на 6% за каждый полный год превышения этого срока. Если же меньше, то базовый размер уменьшится на 3% за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин.
Тем, кто проработал в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 лет, и имеет страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, базовый размер страховой части трудовой пенсии устанавливается в повышенном размере независимо от места жительства.
Такие пенсионеры вправе выбирать порядок исчисления базового размера: с учетом районного коэффициента, установленного для соответствующего района или местности, либо в фиксированном размере.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления размера базовой части трудовой пенсии каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (с учетом индексации) 2.3 Страховая часть трудовой пенсии по старости &
Страховая часть трудовой пенсии по старости рассчитывается исходя из размера пенсионного капитала. Она постоянно индексируется (повышается) на основании постановлений Правительства РФ.
Расчетный пенсионный капитал представляет собой общую сумму страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо, начиная с 2002 г., и его пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 2002 г. с учетом индексаций.
Размер страховых взносов определяется исходя из величины заработной платы, а также иных выплат и вознаграждений, начисляемых по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
С 1 января 2012 г. размер страховых взносов варьируется в зависимости от величины базы для начисления страховых взносов: в рамках предельной величины базы отчисления составляют для лиц 1966 года рождения и старше 22%, а для 1967 года и моложе - 16% (отчисления на накопительную часть пенсии - 6%), свыше установленной предельной величины базы отчисления составляют 10% для обеих категорий застрахованных лиц.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации. На 1 января 2012 г. она составляет 512 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода.
В 2011 г. отчисления на финансирование страховой части пенсии составляли 26% для лиц 1966 года рождения и старше, а для 1967 года и моложе - 20%. Отчисления на накопительную часть пенсии - 6%.
В 2010 г. применялись следующие тарифы на финансирование страховой части пенсии: для лиц 1966 года рождения и старше - 20%, для лиц 1967 года рождения и моложе - 14%. Для ряда страхователей (крестьянских хозяйств, организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и др.) предусмотрены пониженные тарифы. Отчисления на накопительную часть пенсии (для тех, кто родился в 1967 году и позже) составляли 6%.
До 2010 г. действовали другие ставки. Для лиц 1966 г. рождения и старше с доходами не выше 280 000 руб. в год в бюджет ПФР перечислялись страховые взносы в размере 14% доходов (6% перечислялись на финансирование базовой части пенсий). Для тех, кто моложе, отчисления на страховую часть составляли 8%, а 6% перечислялись на финансирование накопительной части пенсии (в переходный период 2005-2007 гг. эти цифры составляли соответственно 10% и 4%). Для более высоких доходов тарифные ставки (сумма отчислений на страховую и накопительную части) были установлены в меньшем размере: 39 200 руб. и 5,5% с сумм, превышающих 280 000 руб. в год. Для доходов, превышающих 600 тыс. руб. в год, была установлена фиксированная ставка - 56 800 руб.
Пенсионные права, приобретенные до 2002 г., учитываются по сложной методике, в которой используется отношение средней заработной платы гражданина за 2000-2001 гг. (или за любые 60 месяцев подряд в течение его трудовой деятельности до 2002 г.) к средней заработной плате в РФ за тот же период. Максимальное отношение, которое учитывается при подсчетах - 1,2. Для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, это отношение может быть выше, но не более 1,9.
Для того, чтобы определить страховую часть трудовой пенсии по старости, нужно расчетный пенсионный капитал на день оформления пенсии разделить на длительность ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости:
Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости рассчитывается на основе статистических данных. Он составляет 144 месяца для вышедших на пенсию в 2002 г., затем каждый год увеличивается на 6 мес., пока не достигнет 228 месяцев (19 лет) для тех, кто выйдет на пенсию в 2013 г. Ожидаемый период выплат снижается, если производится перерасчет пенсии (см.), который производится раз в год работающим пенсионерам по их заявлению. Перерасчет производится также при полном или частичном отказе пенсионера от получения начисленной ему страховой части пенсии. Не полученные пенсионером суммы зачисляются на его индивидуальный лицевой счет и увеличивают тем самым его пенсионный капитал.
При перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости ожидаемый период выплаты сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения страховой части, но не может быть менее 14 лет (168 месяцев).


Источник

Категория: Пенсионеры и жизнь на пенсии | Добавил: alex279z (29.07.2012) | Автор: СЕМЁНЫЧ E W
Просмотров: 3158
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 383
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0