00:43
Четверг, 09.05.2024
Главная » Статьи » Пенсионеры и жизнь на пенсии [ Добавить статью ]

От пенсионной реформы Медведева пришли в ужас даже в Кремле

Той самой, которая несколько дней назад возмущалась, как же, дескать, можно обеспечить достойный уровень пенсией, если 38 миллионов граждан (а это 45% трудоспособного населения) заняты в теневом секторе, откуда не поступают или почти не поступают пенсионные взносы.Тем не менее проект реформы, которая обещает будущим пенсионерам безбедную старость, был тщательно обсужден кабинетом с участием Дмитрия Медведева и, раз Голодец его подписала и отправила президенту, в целом правительством благословлен.

Но, как удалось выяснить «Финмаркету», многомесячные дискуссии в правительстве по реформе пенсионной системы завершились тем, что из Белого дома пенсионная формула все же ушла к президенту с разногласиями. Да еще какими! Чиновники, в частности, так и не смогли решить:

– когда начинать реформу и с какого года пересчитывать размер пенсионных отчислений;

– сколько должны платить «самозанятые» граждане;

– гарантировать ли гражданам навсегда и при любых обстоятельствах неизменную покупательную способность пенсии.

В итоге на днях Дмитрий Медведев вновь поручил чиновникам дополнительно поработать над грядущей пенсионной реформой. Потрясающая продуктивность работы правительства, не так ли?

До конца мая ведомства финансово-экономического блока правительства должны договориться, сообщил изданию источник в правительстве, знакомый с протоколом финального совещания у Медведева. Чтобы граждане знали о реформе и могли о ней высказаться, Минтруда и Минэкономразвития поручено до 15 июня провести ее общественное обсуждение. Гражданам также подарят «пенсионный калькулятор» в интернете, который с точностью до рубля подсчитает размер их будущей пенсии по новой формуле.

Математика новой формулы

Пока контуры пенсионной реформы, по словам одного из ее авторов, выглядят так.

Размер заработка, с которого уплачиваются страховые взносы, – главный показатель, определяющий размер пенсии по достижении пенсионного возраста. Он останется неизменным: 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин.

За 35-летний трудовой стаж к индивидуальному пенсионному коэффициенту (ИПК) прибавят единицу, за каждый последующий год на работе – еще по 0,1. Ранее предполагалось, что граждан начнут поощрять уже после 30 лет трудового стажа.

Разработчики реформы обещают весомую индексацию пенсии за продолжение работы после достижения официального пенсионного возраста. За пять дополнительных лет работы без оформления пенсии фиксированная часть пенсии будет дополнительно проиндексирована на 36%, а оставшаяся страховая – на 45%; за десять лет – увеличена в 2,11 и 2,32 раза соответственно.

Для получения права на пенсию в установленном пенсионном возрасте граждане должны иметь не менее 15 лет трудового стажа (сейчас достаточно отработать пять лет) и ИПК не менее 2,3. По расчетам Минтруда, такой коэффициент можно заработать за 15 лет, платя страховые взносы с зарплаты не менее двух МРОТ. Естественно, пенсия в этом случае будет не выше прожиточного минимума.

Стоимость одного пенсионного коэффициента (СПК) будет ежегодно утверждаться Госдумой в законе о бюджете Пенсионного фонда. Определяться он будет, грубо говоря, как сумма всех страховых взносов и трансферта из федерального бюджета, деленная на все коэффициенты находящихся на заслуженном отдыхе граждан.

Предполагается, что размер СПК будет расти вслед за средней зарплатой. А в случае ухудшения экономической ситуации и падения доходов населения неснижение уровня благосостояния пенсионеров будет обеспечено за счет роста трансферта из Фонда национального благосостояния.

В рамках бюджета ПФР предлагается создать свой Резервный фонд на случай резкого ухудшения экономической ситуации в стране. Наполняться он будет сверхплановыми доходами в благополучные годы. Его размер составит не более 1/6 годовых расходов ПФР. В этот же резерв будут направляться взносы граждан, решивших отсрочить свой выход на пенсию.

Теперь из принципиальных вопросов правительству, как уже говорилось, осталось решить сущую «малость» – определиться с датой начала реформы и с тем, гарантировать ли гражданам неизменную покупательную способность пенсии или нет.

Авторов пенсионной реформы сочли извращенцами

Отмашки правительства на обсуждение реформы еще не последовало, а противники новой пенсионной формулы уже не оставили от нее камня на камне, без особого труда найдя в ней противоречия и с Конституцией, и с нормативами Международной организации труда, да и просто со здравым смыслом.

Уничтожающей критике новую формулу подверг в минувшую среду начальник управления президента РФ по социально-экономическому сотрудничеству с государствами СНГ Юрий Воронин, работавший в прошлом замглавы Минздравсоцразвития и отвечавший там как раз за пенсионную реформу. Свои аргументы он изложил в ходе обсуждения готовящейся реформы, которое прошло в Московской государственной юридической академии.

По его словам, которые приводят «Ведомости», сама логика новой формулы извращенная: «Стаж и заработок будут искусственно занижать стоимость балла». На сумму всех баллов делятся доходы ПФР, и получается, что чем больше люди работают, тем меньше стоит балл и тем меньше пенсия.

Новая формула – это и явный грабеж: если человек проработал не весь год при уплаченных взносах, этот год учитываться вообще не будет. Кроме того, возможности претендовать на хорошую пенсию лишаются 82% работников, которые имеют зарплату ниже средней.

Новая формула, считает Воронин, не решает ни одну из поставленных задач: стимулирования стажа, изменения механизма индексации, возможности варьирования объема облагаемого взносами ФОТ. А для населения она слишком сложна: «Даже Эльвира Сахипзадовна (Набиуллина, новый глава Центробанка России), при всех ее регалиях, не поняла».

Просветил нас г-н Воронин и на предмет того, почему государство именно сейчас принялось судорожно искать новую пенсионную формулу. Истинная причина оказалась очень прозаической – ради того, чтобы обойти, не выполнить обещания, которые оно давало ранее.

«Об этом открыто не говорят, – приводит его слова «Финмаркет», – но это проблема 2015 года, когда по действующему законодательству фиксированный базовый размер должен повышаться за дополнительные годы стажа: за год – на 6%. Принималось это в 2009 году, чтобы стимулировать более поздний выход на пенсию. Только сейчас финансово-экономический блок правительства понял, что это дорогое удовольствие. Есть желание… от этого повышения отказаться, изменив правила игры».

Кроме того, по словам Воронина, «у нас в системе остались солидарные обязательства, под которые формально не оказалось источника финансирования: конвертация пенсионных прав, досрочный выход на пенсию, инвалиды и получающие пенсии по потере кормильца». «В нынешней формуле один и тот же механизм индексации назначенных и формирующихся пенсионных прав: по росту доходов Пенсионного фонда. Это приводило бы к тому, что людям, работающим на одном и том же месте, получающим одну и ту же зарплату, только из-за разницы времени выхода на пенсию назначали разительно отличающуюся пенсию», – пояснил человек, прекрасно знакомый с историей пенсионных реформ.

Главные возражения г-на Воронина против предложенной кабинетом Медведева формулы:

«1) Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). Это сладкий сон либеральных экономистов. Даже Зурабов (Михаил Зурабов, бывший глава Минздравсоцразвития, при котором вводилась нынешняя формула. – Прим. КМ.RU) на это не решился. В предлагаемой формуле сумма всех ИПК ничего не значит. Главное – стоимость одного ИПК. Платить будут ровно столько, сколько поступит страховых взносов. Не по нормативам Международной организации труда, определяющим достойную пенсию, и не по 40-процентному коэффициенту (замещения утерянного заработка), а как получится.

2) В формуле нет никакой солидарности. По сути, произойдет нарушение баланса между стажем, заработком и возрастом. 82% людей получают зарплаты ниже взносооблагаемого уровня, а его еще и предлагают серьезно увеличить. Подавляющая часть людей не смогут заработать балл за год. А если в Минтруда считают, что балл нельзя получить, если не отработан год целиком, – и того больше. Невозможно стажем компенсировать низкий заработок.

3) Не представлено никаких модельных расчетов последствий введения этой формулы. Есть только отдельные примеры, сделанные на максимальных показателях. Подобные решения надо моделировать на реальном репрезентативном (не менее 10%) контингенте пенсионеров.

4) Минимальная граница взносооблагаемого заработка. Если взнос не будет платиться с двух МРОТ, год стажа не будет зачтен. Это – очевидное нарушение конституционных прав. Неуплата взносов не является основанием для наказания работника. Соответствующее решение Конституционного суда есть. Таким же нарушением Конституции будет необразование пенсионных прав у работающих пенсионеров.

5) В целях достижения сбалансированности бюджета ПФР индексация пенсий будет проводиться по инфляции. Остальные деньги уйдут в резерв. Это приведет к снижению коэффициента замещения и со временем вызовет недовольство людей. Потребуется изобретать способ доиндексации, выравнивания уровней пенсий у людей, вышедших на пенсию давно.

6) Резкое увеличение минимального стажа с 5 до 15 лет, необходимого для получения минимальной пенсии, противоречит 102-й конвенции МОТ и 55-й статье Конституции. МОТ допускает 30-процентное снижение уровня пенсии при десятилетнем стаже. Нельзя принцип солидарности превращать в конфискационный. За 15 лет можно приобрести достаточно серьезные права».

«Нет смысла переходить на новую формулу, – резюмирует эксперт, представляющий Администрацию Президента РФ. – Она не предлагает ничего лучшего по сравнению с действующей с 2002 года и только ухудшает права людей. Я выступаю за возвращение формулы с индивидуальным коэффициентом пенсионера, которая была введена в 1998 году. На самом деле это модификация немецкой балльной формулы. Уход от нее был ошибкой».

Не беремся сейчас судить, насколько хороша формула 1998 года, которую так нахваливает бывший замглавы Минздравсоцразвития. Но то, что предлагаемая сейчас кабинетом Медведева реформа ущербна для подавляющего большинства пенсионеров, уже очевидно. Это ж надо было столько месяцев потратить кабинету Медведева (с привлечением экспертов Российской академии народного хозяйства и госслужбы и прочих либеральных «мозговых центров») на изобретение новой формулы, чтобы в итоге получить проект, противоречащий и Конституции, и международным конвенциям, подписанным Россией, и просто здравому смыслу! По большому счету, в этот документ правительство вложило лишь один, но очень нужный ему смысл – отказаться от ранее данных дорогостоящих обещаний и максимально сэкономить на подавляющем большинстве пенсионеров.

К концу дня, правда, в Кремле спохватились и решили, что негоже столь наглядно демонстрировать разногласия между президентской администрацией и правительством – равно как и незачем, по их мнению, людям знать правду о том, что их ждет. «По поводу высказывания Воронина будет проведено административное расследование, по результатам которого возможно и административное взыскание», – рассказали вечером некие источники в АП. Заодно анонимы подвергли сомнению компетентность человека, поставившего под сомнение правильность затеянной пенсионной реформы: пенсионной реформой, дескать, занимается правительство, а в администрации президента ей ведает экспертное управление.

Некомпетентен, говорите? Ну, судите сами, уважаемые читатели. Вот биографическая справка на Юрия Воронина, подготовленная газетой «Коммерсант» в момент его назначения на Старую площадь:

«С 1982 года трудился в главном управлении соцобеспечения Мосгорисполкома инспектором, старшим инспектором, заместителем начальника управления государственных пенсий и пособий.

С 1989 года работал в Госкомитете СССР по труду и социальным вопросам (позже комитет получил статус министерства), где также занимался пенсионными вопросами.

В 1991-1992 годах – заместитель начальника управления социальных программ и гарантий Министерства труда и занятости РФ.

С 1992 года – заместитель начальника, затем начальник управления пенсионного обеспечения министерства социальной защиты населения.

С 1996 года руководил департаментом по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития РФ.

В 2004 году возглавил департамент развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития.

В декабре 2007 года назначен заместителем министра, а в апреле 2008 года – статс-секретарем – заместителем министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой».

Уж в чем в чем, а в некомпетентности в пенсионных вопросах упрекать человека с такой биографией, на наш взгляд, как минимум странно. Так что, скорее всего, дело в другом. Юрий Воронин просто-напросто назвал вещи своими именами. В Кремле почитали – и сами ужаснулись тому, что затеяли. А так как признавать свои ошибки власть у нас не любит, вот и нашли, как говорится, крайнего.

А нам тоже пора делать выводы относительно того пенсионного «сюрприза», который приготовили в Белом доме. И выводы эти неутешительные.


Иван Гладилин


Источник

Категория: Пенсионеры и жизнь на пенсии | Добавил: старкап (14.04.2013)
Просмотров: 1050
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 399
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0