Главная » Статьи » Новости МО и МВД РФ и мира | [ Добавить статью ] |
ВОЗВРАЩАЯСЬ К ТРАГЕДИИ "КУРСКА"
Полковник_Баранец Виктор Николаевич, здравствуйте! Получил Ваш ответ о наших пенсиях, спасибо за реакцию. Теперь ещё об одной теме, которую я поднимал в телефонном разговоре с Вами более 12 лет тому назад. Это "Курск". Тогда я высказал своё и моих коллег подводников мнение о случившемся. Коротко о сути: нечего было столько времени искать виноватых и писать через год книгу как бывший Генпрокурор Устинов. Мы практически сразу "въехали" в ситуацию.Виноват тот , кто позволил "неразгруженной" после боевой службы лодке уйти на учения. Загнали 150-метровый корабль с полным боекомплектом на 100-метровую глубину, загрузили (не знаю по чьей вине) ущербную или неисправную торпеду для последующей стрельбы - и давай искать виноватых! В недобрым словом поминаемым многими советское время такое было бы просто невозможно. Учебные артиллерийские стрельбы - только болванки на борту, учебные ракетные пуски - только одна учебная ракета, учебные торпедные стрельбы - только одна учебная торпеда. Весь боекомплект - это нонсенс, категорически запрещено. Не зря же все наставления, инструкции и уставы кровью писаны. Ан нет, получите... Может быть Вы помните, что тогда в одной из прямых трансляций с борта "Петра Великого" Командующий Северным флотом адмирал Попов (весьма мною и другими уважаемый человек) неосторожно бухнул в микрофон, что хотел бы поглядеть в глаза тому, кто всё это организовал (буквально и дословно). Более никогда, нигде и никто об этом не слыхал. А теперь представьте, что было бы, если бы всё делалось по правилам. Одна единственная учебная торпеда взрывается на выходе из торпедного аппарата (на выходе - потому, что "в минном деле как нигде вся загвоздка в щеколде", эта щеколда на корпусе торпеды отщёлкивается, зацепляясь за специальный выступ в трубе торпедного аппарата при выходе из него торпеды, выталкиваемой сжатым воздухом, и запускает маршевый двигатель торпеды. Вот после этого и произошёл первый взрыв. Не будь в первом отсеке других торпед, ещё одного, массированного, взрыва, угробившего корабль, не было бы. Да, погибли бы моряки в первом отсеке, но лодка с развороченным отсеком могла бы не только всплыть, но и своим ходом вернуться в базу. А так 118 трупов и погибший корабль. Тогда я по телефону Вам об этом говорил. Вы сказали в ответ, что попробуете громко поднять тему. Видимо, почему-то не получилось. А сейчас? Может быть всё-таки нужно? Ну нельзя же всерьёз принимать писания Устинова! Что Вы думаете по этому вопросу? Александр Перов ============ УВАЖАЕМЫЙ АЛЕКСАНДР! Я почти год занимался расследованием трагедии "Курска", сидя в гарнизоне, в штабе СФ, в госкомиссии. Встречался со следователями, учеными, которые работали на лодке. И опубликовал, если помните, материал под заголовком "Командир АПЛ "Курск" Лячин: "На борту аварийная торпеда. Разрешите отстрелить"... (это после разговора с одним из штабных офицеров). Мы все жили тогда в плену догадок, сказок, версий, предположений - я и сейчас живу. Для меня "дыра" в корпусе "Курска" до сих пор загадка. Помните знаменитый снимок? Один ученый пытался доказать мне, что это сработали некие законы физики... После взрыва в торпедном отсеке. Я не физик. Не знаю. Но и в "Толедо" позвольте не верить. Кстати, о загрузке ударенной о пирс торпеды я тоже писал. А сейчас позвольте напомнить вот это... Тайна «Курска» раскрыта, но об этом не говорят россиянам 28 ноября 2001 г. Источник: Комсомольская правда Лауреат Государственной премии СССР, ученый-оружейник Дмитрий Власов: Тайна «Курска» раскрыта, но об этом не говорят россиянам Известный российский эксперт в эксклюзивном интервью «Комсомолке» детально восстанавливает картину гибели подлодки 6 декабря 2000 года «Комсомолка» опубликовала интервью с засекреченным российским ученым-оружейником, доктором технических наук, лауреатом Государственной премии СССР Дмитрием Александровичем Власовым (его фамилию мы тогда не назвали. - Авт.). В материале «Командир «Курска» Геннадий Лячин успел передать шифровку на берег: «На борту аварийная торпеда. Разрешите отстрелить...» задолго до подъема подлодки ученый-практик нарисовал картину катастрофы, показавшуюся нам убедительной. «Комсомолка» не получила ни одной рекламации на сенсационные заявления оружейника. Сегодня Дмитрий Александрович знает о трагедии намного больше. Что думает он сейчас о своих выводах, сделанных почти год назад? - Дмитрий Александрович, можно ли уже выстроить трагический сюжет тех часов и минут, когда умирала лодка? Восстановить развитие событий - от первого до девятого отсеков? - Начну с того, что погибшая подлодка лежала на дне моря с поднятыми перископами. «Курск», насколько мне известно, по плану учений должен был находиться на глубине 50 - 70 метров. Его всплытие на перископную глубину означает, что были какие-то чрезвычайные обстоятельства. Судя по всему, командир лодки Геннадий Лячин должен был сообщить командованию что-то срочное. - А разве такие сообщения делаются с помощью перископа? Ведь на АПЛ есть радио... - Это типичный вопрос дилетанта. Ведь на подлодке есть перископ и есть выдвижные устройства. У каждого своя функция. Оптический перископ нужен для осмотра поверхности моря. Радиолокационный отслеживает загоризонтные объекты и так далее. Можно поднимать каждый перископ по отдельности, а можно - скопом. Но вот что принципиально важно: командир обязан зашифровать сообщение в штаб флота. А, насколько мне известно, Лячин не зашифровал. - Какое сообщение? - Самое главное. Которое многое проясняет. Я узнал о нем не только от наших, но и от зарубежных источников. Отмечу особо: в наших штабах якобы нет официального документа, подтверждающего последний доклад Лячина на берег 12 августа. Но зато такой документ существует за границей. У меня есть текст сообщения, опубликованного в бюллетене американского геофизического общества. В нем говорится, что командиру корабля Лячину был сделан радиотелефонный доклад из торпедного отсека подлодки. Офицер доложил, что в отсеке находится аварийная торпеда. - Можно ли верить какому-то бюллетеню? Мало ли какие сказки сочиняют журналисты! - Вопрос правомерен. Но вы меня не торопите. Ибо американцы располагают не вымыслом. Как я понимаю, они слышали голос Лячина. - То есть, помимо бюллетеня, есть другие доказательства открытого доклада Лячина на берег? - Есть. Доклад Лячина в эфире перехватили и записали американцы. - Вы можете пересказать эту запись близко к тексту? - Вот очень близкий текст: «Докладываю, что по сообщению командира торпедного отсека на борту аварийная торпеда. Прошу добро отстрелить ее за борт». Ответ из штаба флота: «Решение правильное - действуйте». - Командование Северного флота отказывается комментировать этот факт. Либо категорически отрицает его. - Да кто же признается! Это будет такой общественный резонанс... - «Аварийная торпеда...» В чем заключалась ее аварийность? - Вот этого, к сожалению, никто не знает. Да, наверное, и не сможет никогда узнать. Такое вполне возможно... - Почему? - Потому что телефонные доклады внутри лодки иногда не фиксируются на ленту. Но можно почти со стопроцентной уверенностью сказать: сообщение из торпедного отсека было настолько серьезным, что Лячин мгновенно понял смертельную опасность для крейсера и дал команду на экстренное всплытие под перископ. - Откуда вам это известно? - Это не мне, это следователям и командованию флота известно. Сейчас ведь все проверяется и хронометрируется до секунд. Так вот, для того, чтобы всплыть под перископ, подлодке надо было всего 8 - 12 секунд. И в следующую секунду Лячин сразу - прямым текстом! - сообщил на командный пункт флота, что на борту аварийная торпеда. Что он принял решение о пуске этой торпеды. По уставу ни командующий флотом, ни даже президент в такой ситуации не могут изменить решения командира подлодки. Только он отвечает за все. Лячин доложил, что принял решение избавиться от этой торпеды. Дежурный офицер ответил ему: «Ваше решение правильное, выполняйте». Да, забыл отметить важную деталь. Когда командиру лодки специалист торпедного отсека сообщил об аварийной торпеде, Лячин приказал ввести ее в пусковой аппарат. - Что было после этого? - Было выполнение приказа командира. Аварийную торпеду положили в ложемент, по которому торпеда засылается гидротолкателем в торпедный аппарат. - По каким признакам офицер торпедного отсека мог определить, что торпеда аварийная? - На торпеде есть специальные емкости с перекисью водорода и керосином. Они находятся в определенном месте. Так вот, они, эти емкости, после долгих плаваний и ныряний в Средиземном море... после стрельб... Очень возможно, что нарушилась целостность каких-то соединений. И пошла химическая реакция, которая в принципе не должна была возникнуть, нужны особые условия. О них сказать сейчас не могу... Эта реакция сопровождается большим выделением тепла, температура очень быстро достигает 2000 - 2100 градусов Цельсия. А сначала от торпеды показывается дым. Так было на «Курске». - Извините, я перебью вас. А мог взорваться боевой заряд торпеды, скажем, от удара вражеской подводной лодки в корпус «Курска»? От взрыва старой военной мины? - Для того чтобы взорвалась боевая часть, надо, чтобы сработали ее головной или донный взрыватели. Эту самую боевую часть уже много раз после аварии бросали на экспериментах с очень высокой вышки, и ни разу взрыватели не сработали. Ни разу! Потому что степеней защиты много. Наши институты сделали надежную торпеду и надежный заряд. - С вами согласны другие специалисты? - В устных разговорах согласны почти все. - Расскажите подробнее, что представляет собой боевая часть торпеды? - Это 500 килограммов так называемой морской, или флотской, смеси, содержащей алюминий, гексоген, тротил и другие вещества. Когда вся эта начинка взрывается, это и есть ад. Тем не менее конструкторы лодки утверждают, что, если бы боевая часть взорвалась внутри торпедного отсека, гидроакустический пик не вышел бы за пределы лодки или был бы очень слабым. - Что такое гидроакустический пик? - Высшая точка сигнала от подводного взрыва. Гидроприборы, зафиксировавшие первый взрыв, показали этот пик. Он характерен только для взрыва заряда в чистой воде. - То есть... - То есть сигнал от взрыва свободно «выскочил» из корпуса лодки. - И что? Нельзя ли объяснить более популярно? - Давайте я вам кое-что нарисую. Вот это прочный корпус лодки, вот это легкий. Между ними полтора метра воды. А под этой толщей воды - часть торпедного аппарата, в который по команде Лячина была введена аварийная «дымящаяся» торпеда. Ее боевая часть и находилась фактически в этой самой воде, которая между легким и прочным корпусом, - как и положено по технологии. - И как дальше развивалась ситуация? - Лодка по команде командира начала уходить вниз. В этот момент торпеда и рванула. Взрыв такой силы для легкого корпуса - что пуля для папиросной бумаги. Вот почему гидроакустический сигнал свободно ушел от лодки. - Не разумнее ли аварийную торпеду отстрелить прямо под водой? - По существующим регламентам, применение любого оружия на АПЛ во время учений должно быть санкционировано вышестоящим командованием. За этой санкцией Лячин и всплывал. - А разве из-под воды нельзя было запросить «добро» на пуск? - Значит, другим способом командир лодки передать сигнал беды не мог. - Не мог или не хотел? - Повторяю: не мог. КОММЕНТАРИЙ ПОДВОДНИКА-СВЯЗИСТА Владимир Калинин, капитан 1 ранга запаса, специалист по системам связи на подводных кораблях ВМФ: - На атомной подлодке есть выдвижная телескопическая антенна. Для передачи качественного радиосигнала ее действительно необходимо выдвинуть из-под воды (но лодка при этом на поверхности моря не появляется, а находится на так называемой перископной глубине). Связь во время учений осуществляется только в закрытом (закодированном) режиме. И лишь в самых экстремальных случаях командиру АПЛ разрешается делать доклады открытым текстом. - Итак, торпеда рванула вскоре после того, как была введена в аппарат... - Да. Во дворе здания ЦКБ «Рубин» в Санкт-Петербурге находится очень важная деталь торпедного аппарата, из которого Лячин хотел отстрелить аварийную торпеду. По этой детали можно сделать вывод, что команда торпедного отсека не смогла закрыть торпедный аппарат. - Почему? - Потому что произошел выброс пламени в торпедный отсек. То есть соединение перекиси водорода с керосином произошло уже в торпедном аппарате. Из него начало вырываться пламя. Потому торпедистам и не удалось закрыть запорный люк. - Что сделала команда торпедного отсека в момент выброса пламени? - Думаю, они вынуждены были искать спасение во втором отсеке. - Почему вы делаете такой вывод? - Потому что там, в торпедном отсеке, не нашли ни одного человека. Даже маломальского останка... - Вы сами говорили, что в первом отсеке огонь пожрал все. - И тем не менее не может не остаться доказательств присутствия людей. Торпедный отсек - почти 19 метров в длину. Высота тоже приличная. Что-то от людей должно было обязательно остаться. - Это очень серьезное заявление - об отсутствии людей в первом отсеке. - Я не беру выводы с потолка. Я общался с людьми, которые располагают всей полнотой информации. В первом отсеке не удалось найти даже малейших останков курток термостойких. - И куда же, по-вашему, подевались люди? - Они ринулись к переборке между первым и вторым отсеками. Там есть люк переходной. Через него можно было укрыться во втором, третьем отсеках. Они, судя по всему, не успели задраить за собой переходные люки. - Причина? - Можно только догадываться. Представьте себе несколько десятков человек, которые собрались у переходного люка, ныряют в него и устремляются во второй отсек. Они спасались от собственной смерти. Возможно, почти все успели проскочить. Но тут произошел взрыв. Гигантский напор пламени - 2100 градусов! Последний или последние не успели задраить переходной люк... А если люк открыт, в торпедный отсек нельзя подать воздух высокого давления, который выбрасывает торпеду за пределы торпедного аппарата. - Итак, люк между первым и вторым отсеками был открыт. Это говорит о нарушении устава подлодки? Все переходные люки во время аварии должны быть закрыты... - Да, это нарушение. Возможно, люди из второго отсека не задраили люки из гуманных целей. - А если бы люк успели задраить? - Тогда, возможно, был бы спасен центральный пост. И все отсеки лодки, которые примыкают к нему. В том числе, разумеется, и аварийно-спасательная камера «Курска». Если бы ее не повредило взрывом и огнем, надежд на спасение было бы куда больше. - Но был не один, а два взрыва. Второй, гибельный, примерно в пять раз сильнее. Давайте теперь поговорим о нем... (Окончание в следующем номере.) 28 ноября 2001 г. Виктор БАРАНЕЦ | |
Просмотров: 984 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |
МЕНЮ
Опрос
Статистика