08:50
Воскресенье, 28.04.2024
Главная » Статьи » Новости МО и МВД РФ и мира [ Добавить статью ]

ВОСПОМИНАНИЕ О ПОДВОДНИКЕ (ветеране Подразделений особого риска).

ВОСПОМИНАНИЕ О ПОДВОДНИКЕ

(ветеране Подразделений особого риска).

Воистину пути Господни неисповедимы, как и Его дела и мысли. Так и судьбы человеческие. Одного бросает судьба в сельское хозяйство, другого в промышленность, третьего на подмостки сцены, четвёртого в литературу, а иного (наиболее воинственного и патриотичного) на ратную службу. Вот так и Борис Фёдорович Задорин опомниться не успел, как попал на эту самую службу ратную. Да не просто ратную, а в действующий военный флот, да ещё и в глубины моря-океана на тогда новейшие атомные подводные лодки. По молодости не понимал, но всё к этому вело с раннего короткоштанного и босоногого детства.

Родился Борис Фёдорович 1 сентября 1939 года в бывшей вотчине Емельяна Пугачёва городе Илек, Оренбургской области на берегу Урала. Не научился ещё твёрдо стоять на ногах, а уже плавал и ловил рыбу. Первый знак Судьбы

Детство его не баловало. Отец - Фёдор Иванович - окончил в 1933 году Сельскохозяйственную академию им. Тимирязьева. Работал заведующим учебной части Сельскохозяйственного техникума. Провоевал всю войну и закончил её капитаном Войска Польского. После войны демобилизовался и продолжал работать в том же техникуме и на той же должности. Мать - Анастасия Васильевна - домработница. Счастливая семья, если отец вернулся с фронта целым и невредимым. Но счастье длилось недолго. В 1952 году отцу предложили возглавить отстающий колхоз. С таких колхозов председатели часто попадали в ГУЛАГ. Нашёл мужество отказаться. И это во времена Сталина Посадить не посадили, но выгнали из партии, а заодно и из техникума. Одним словом, дали «белый билет». Никуда на работу не принимали. Чтобы не попасть в тюрьму, как тунеядцу, отец скрытно уехал из города. Удалось устроиться завучем Сельскохозяйственного техникума города Махачкалы (Дагестан). Связь с семьёй поддерживал скрытно. Проработал там до 1956 года. Во времена Н.С.Хрущёва опять «вычислили» и предложили должность ... председателя отстающего колхоза. Рок какой-то Пришлось уезжать из Махачкалы. Таким образом семья Задориных оказалась в городе Сычёвка, Смоленской области. Отец устроился на должность директора сельскохозяйственного техникума. Боря Задорин здесь закончил в 1958 году 10 классов средней школы и подался в Ленинградский кораблестроительный институт. Поступил в институт успешно. Всё ближе Судьба приближала его к морю... Тем более, что попал он в группу спецустановок (атомных энергетических установок) машиностроительного факультета. Попасть в заводскую сдаточную команду после окончания института - 90 процентов. А это - море Стало вообще «горячо», но он и тогда этого не понял.

Судьба обошлась гораздо круче... Февраль 1963 года. Успешно закончен институт. По распределению Борис получил назначение на кораблестроительный завод города Северодвинска, Архангельской области. Его жена Галина тоже после окончания института получила назначение в город Северодвинск. Лучшей судьбы и не пожелаешь. Молодые специалисты, молодая семья и назначение в один и тот же город. Завод богатый, а значит с квартирой нет проблемы. Живи и радуйся И тут «грянул гром» Направили на скрупулёзную медкомиссию. Молодые специалисты и не подозревали для чего. Каждый хотел выглядеть здоровым. Так оно в основном и было. А затем вызвали в Военкомат. Серьёзные «дяди» в погонах довольно круто предложили посвятить свою жизнь служению Отечеству на новейших кораблях - атомных подводных лодках. Говорили об империалистическом окружении, о желании стран НАТО уничтожить Советский Союз, о долге каждого советского человека и так далее.

Всё понятно. В институте изучали эти самые атомные энергетические установки, теоретически знают эти самые подводные лодки, но психологической и моральной подготовки служению на этих лодках никакой. Да и распределение уже есть на кораблестроительный завод. В перспективе строительство этих кораблей, но служба на них? Крик души: «Н - е - е - т». Но «дядей» в погонах этим не проймёшь. Тёртые калачи. Сожалея о том, что нельзя сказать: «Партбилет на стол» (Борис не был членом партии), они умело обрисовали ему ближайшее будущее при отказе в очень тёмных тонах вплоть до тюрьмы. За короткий срок (очень короткий) они успешно убедили его стать морским офицером-подводником. Приблизительно такие беседы проводились со всеми членами группы. Из 25 человек больше половины таким образом одели погоны. Отличная способность убеждать

Небольшое отступление. В шестидесятых годах шло бурное строительство атомных подводных лодок на кораблестроительных заводах городов Северодвинска и Комсомольска на Амуре. Темпы строительства постоянно нарастали. Начали осваивать строительство атомных подводных лодок второго поколения кораблестроительные заводы городов Ленинграда и Горького Предполагалось на каждый корабль готовить по два экипажа - основной и резервный (затем переименованные в первый и второй). Готовили офицеров на эти корабли два училища - ВВМИОЛУ им. Ф.Э Дзержинского в Ленинграде и ВВМИУ в Севастополе. В год эти училища выпускали 300 специалистов по эксплуатации атомных энергетических установок, но этого количества специалистов не хватало, т. к. кораблестроительные заводы городов Северодвинска и Комсомольска на Амуре готовились закладывать большую серию атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПК СН), где предполагалось точно иметь по два экипажа на каждый крейсер (как в США).

Так молодой специалист Борис Задорин, приняв Присягу, одел золотые погоны лейтенанта Флота Российского и стал слушателем Офицерских курсов при ВВМИОЛУ им Ф.Э. Дзержинского. Преподавали на курсах эксплуатацию атомных энергетических установок лодок первого поколения (проектов 627А и 658). Дисциплины преподавались глубоко и подробно, т.к. опыт эксплуатации этих установок был уже внушительный. Преподаватели дисциплин были отменные. У Бориса появился интерес к учёбе. Как результат - в феврале 1964 года он закончил курсы с красным Дипломом, получив назначение в первый экипаж атомной подводной лодки проекта 627А «К-52», базировавшейся в губе Большая Лопаткина Западной Лицы (так называемый город Североморск-7 или посёлок Заозёрный). Экипаж был грамотный, опытный и сплочённый. Одним словом, родные братья. Итак, Судьба Бориса выполнила свою задачу - привела его в подводную стихию. Приняли мы его тепло, как и подобает в хорошей дружной семье. А этой семьёй командовал большой души человек - командир капитан 2 ранга Гринчик Евгений Николаевич, имевший за своими плечами большой опыт подводного плавания, строгий, но справедливый. Старпомом был капитан 2 ранга Чубич Максим Максимович (подпольная кличка «Хулиган») - весельчак и балагур, отлично рисовал, пел и играл на аккордеоне. Механик (командир БЧ-5) - Татаринов Анатолий Иванович (подпольная кличка «Кувшин»), замполитом - капитан 2 ранга Нарожных Иван Петрович. Он был похож на французского комика Фернанделя, поэтому у него было несколько подпольных кличек - «Снежный человек», «Челюсть» и « Красавчик». Представьте улыбку Фернанделя - копия. Наш старший брат - командир дивизиона движения (1-го дивизиона БЧ-5) капитан 3 ранга Малышев Александр Матвеевич. И мы - офицеры 1-го дивизиона: капитан-лейтенанты Аскольд Гарда, Евгений Боровенский, Олег Агапов, старшие лейтенанты Владимир Карпутов, Александр Скуркис, Вячеслав Парфёнов, Вадим Мужецкий, Леонид Романов и я - Валерий Шумаков. Опекали Бориса все, но ответственность за подготовку командир дивизиона возложил на Аскольда Гарду и Евгения Боровенского. Они были самыми опытными из нас, уже получившие первое морское звание - капитан-лейтенант. А Евгений Боровенский даже сходил на Северный полюс на первой атомной подводной лодке Советского Союза «К-3» (впоследствии названной «Ленинский Комсомол»). За этот поход он был награждён орденом Красного Знамени. Борис быстро за два месяца (при положенных шесть месяцев) сдал на самостоятельное управление атомной энергетической установкой и стал полноправным командиром 3 группы первого дивизиона БЧ-5 (оператором ГЭУ*). За последующие месяц сдал зачеты командиру БЧ-5 и командиру дивизиона живучести (3-го дивизиона БЧ-5) капитан-лейтенанту Герману Кнатько на самостоятельное несение дежурства по кораблю. Теперь (конец мая 1964 года) инженер-лейтенант Борис Задорин становится полноправным членом экипажа.

Одновременно с Борисом Задориным прибыл к нам в экипаж ещё один студент, как мы их поначалу называли, выпускник Московского энергетического института инженер-лейтенант Юрий Герасимов. Он готовился в тандеме с Борисом и также успешно сдавал зачёты. Эти два лейтенанта были одними из лучших в пополнении нашего экипажа.

Небольшое отступление. Начавшееся с 1958 года освоение в морях атомных подводных лодок продолжалось до конца 1965 года. С 1966 года сначала осторожно, а затем всё интенсивнее началось большое плавание в морях и океанах - боевые службы (по-морскому сленгу - автономки), которые длились по 2...3 месяца. За один поход наматывали на винты по 16...20 тысяч миль. Уверяю неверующих - это много. Так что, забегая вперёд, могу сказать - морской офицер-подводник Борис Задорин принимал активное участие в освоении атомного подводного флота Советского Союза и за сравнительно небольшой срок активного плавания (до конца 1968 года) сделал для флота много и хлебнул немало. Ведь это были первые атомные подводные лодки. Для сведения: «К-52» - пятая по счёту атомная торпедная подводная лодка Советского Союза. Военно-Морской флаг был поднят на ней в декабре 1960 года.

Итак, начались обычные флотские будни. Реакторы обоих бортов на лодке выработали свой моторесурс. Необходима была перегрузка активных зон реакторов. Очередь подошла только в июле 1964 года. Для этого необходим был переход в посёлок Гремиха. Запустили дизель - генераторы и шли в Гремиху в надводном положении под гребными электромоторами. Вспомнилось старое четверостишье:

«Из-за сопки, из-за буя,

Чтоб пугать английский флот,

Громыхая дизелями,

Выходил атомоход».

Мы считали это позорным, чтобы атомная субмарина пересекала часть Баренцева моря в надводном положении да ещё и с грохотом дизелей. Но ... в тот момент наш корабль другим способом передвигаться просто не мог. Нужна была другая энергия. Вот наш корабль и шёл пополнять её.

В это время большая часть офицерского и мичманского состава корабля была в отпуске.

С небольшими приключениями перегрузка была закончена.

Август 1964 года. У лейтенанта Бориса Задорина первый самостоятельный ввод атомной энергетической установки. Сделан расчёт критического положения компенсирующей решётки реактора.**

Комплексная проверка установки, пуск насосов, подъём поглотителей... Подошёл к критическому положению реактора... Вот-вот реактор «задышит», приборы начнут отслеживать цепную реакцию деления ядер урана. Душа трепещет, руки дрожат Но... делай, как учили Реактор «пошёл» А далее по схеме - разогрев, прогрев, пробные обороты паровой турбине и вывод установки в турбогенераторный режим. Ура Я оператор атомной энергетической установки подводного атомохода Душа поёт. В этот момент твоё «Я» для тебя только с большой буквы. Наверное тоже испытывает молодой лётчик после первого успешного самостоятельного полёта. В этот момент молодой человек чувствует, что он значим и всё ему по плечу. Дай бог, чтобы эта романтика и оптимизм никогда не покидали русского человека, тем более морского офицера в его тяжёлой и рискованной службе, настоящей мужской работе.

Море штормило. Решили при переходе в базу пройти глубоководное погружение. Успешно погрузились и всплыли. И тут же получили радио: «Подводной лодке «К-52» (бортовой номер 308) запрещается погружаться на глубину более 50 метров». (Это из-за невыполненной операции после перегрузки реакторов - подкрепление шпангоутов прочного корпуса реакторного отсека. Ведь при перегрузке вырезается часть прочного корпуса над реакторами. После вварки листа шпангоуты в районе этой вварки необходимо подкрепить дополнительными полосами ). А ведь были только что на глубине 250 метров. Повезло! (Операцию по подкреплению шпангоутов проводили уже в базе). Оставшийся после глубоководного погружения путь шли в надводном по- ложении при жестоком шторме. Ощущение не из приятных. Одним словом, Борис Задорин теперь и оморячился.

1965 год прошёл в обычных флотских буднях. Это сдача задач боевой подготовки, торпедные стрельбы, походы с представителями науки и отработка резервных экипажей. Но один запоминающийся случай произошёл. Напичкав подводную лодку наружной и внутренней фото- и телеаппаратурой мы пошли с представителями науки под паковый лёд Северного Ледовитого океана. Не доходя до пакового льда, всплыли. Уточнив операцию по визуальному наблюдению рельефа подводной части пакового льда, тщательно проверив ещё раз аппаратуру, подводная лодка начала погружаться. На глубине 50 метров представитель науки через телекамеру, установленную на наружной части кормы лодки, обнаружил на экране монитора извивающийся кабель и тут же доложил об этом в центральный пост. Погружение застопорили и уменьшили ход корабля. И в этот момент из 1-го отсека с визгом доложили, что в районе носовой части отсека по левому борту интенсивно поступает забортная вода. Интонация доклада была такая, что старпом капитан 3 ранга Жуков Анатолий Яковлевич потерял дар речи. А сидел он в кресле вахтенного инженера-механика. Оценив обстановку, командир БЧ-5 капитан 3 ранга Полусмяк Григорий Павлович (бывший командир электротехнического дивизиона) буквально вырвал Жукова из кресла и дал команду на продувание всего балласта аварийно. Лодка пробкой выскочила на поверхность. Вовремя всплыли! Оказалось, что вваренный в прочный корпус лист, через который проходят пучки кабелей гидроакустической станции МГ-10, по сварке начал расходиться. А ведь всего полгода назад наша лодка погрузилась на 250 метров во время глубоководного погружения. Воистину Всевышний опекал нас! В противном случае был бы второй «Трешер». В рубашке родились. В базе лодку передали резервному экипажу, который перевёл её в ремонт на судоремонтный завод города Полярный. Наш экипаж впервые в полном составе убыл в отпуск, да ещё и летом. Фантастика!

Текущий ремонт на заводе незаметно перешёл в средний, т.к. «Королевская фирма «Тип-топ», как мы называли этот судоремонтный завод, ещё не обладал достаточным опытом ремонта атомных кораблей. Наша лодка была только вторым атомным кораблём на заводе. Для механиков корабля это была большая школа приобретения опыта по ремонту и эксплуатации техники. Так приобретал опыт и становился матёрым подводником Борис Задорин - уже старший инженер-лейтенант. Из командира 9-го отсека (кормового) он стал командиром 5-го отсека (реакторного). Большое доверие! Это признание опыта офицера-подводника. Шло время. Ремонт закончился. Заменили в ремонте и парогенераторы. Эти парогенераторы - самое слабое место в атомных установках лодок первого поколения, т.к. моторесурс их был всего 3 тысячи часов. Далее появлялись трещины трубок в их трубной системе и, как следствие, радиоактивные течи 1-го контура. Вся радиоактивная гадость в виде газов и золей выходила через выпары эжекторов в атмосферу турбинного отсека. Начинался мучительный поиск текущей секции парогенераторов и не менее мучительная операция по отключению этой текущей секции (локализация).

В базу прибыли в начале апреля 1967 года. В конце апреля ушли с наукой под паковый лёд, а за одно и взяли «киношников» для съёмок двух фильмов о Военно-Морском Флоте: «Родины верные сыны» и « Служу Советскому Союзу». Мы изображали первую атомную подводную лодку Советского Союза «Ленинский Комсомол» («К-3»), которая летом 1962 года покорила Северный Полюс. Для этого взяли на борт с «К-3» боцмана Луню, который в 1962 году водружал флаг Советского Союза на Северном Полюсе. При ходе под паковым льдом определяли полыньи в нём доморощенным способом - лёжа в трюме и смотря в опущенный перископ. Задача заключалась в том, чтобы докладывать в центральный пост: «Темно..., темно..., темно... Светло! Светло-о-о!» Корабль отрабатывал реверс (задний ход) ходовыми турбинами, чтобы остановиться точно под полыньёй. Из-за малых полыней и течения не всегда удавалась эта операция. Но у настоящего подводника есть хорошее качество - терпение. «Потыркавшись» неопределённое количество раз, наконец попали в большую полынью. 1-го Мая всплыли, и произвели фрагменты съёмок для фильмов. В кадр попал и Борис Задорин. Его снимали за работой в пульте управления ГЭУ, а затем в кают-компании в торжественной обстановке его поздравил командир капитан 2 ранга Борисенко Виталий Дмитриевич с присвоением первого военно-морского звания и вручил погоны инженер-капитан-лейтенанта.

Далее подводная лодка участвовала в учениях Варшавского Договора, проходивших в Атлантическом океане. В это время в мире было неспокойно. Назревали военные действия между Египтом и Израилем, а у Советского Союза были свои интересы в Египте. Учение должно было продолжаться 10 суток, продуктов же у нас по вине командира и замполита было всего на 15 суток. (По требованиям руководящих документов любой корабль, находящийся в первой линии, должен постоянно иметь полный запас оружия, продуктов питания и средств жизнедеятельности). Успешно отработав учение, наш корабль возвращался в базу. По приказу командира из оставшегося мяса коки готовили блюда на завтрак, обед и ужин. Вот тут беда и подстерегла экипаж. Не заходя в базу, 29 мая корабль получил приказ полным ходом идти в район Тель-Авива и Порт-Саида, где находились корабли НАТО во главе с авианосцем 6-го флота США. Рано утром 6-го июня в море на траверзе Тель-Авива наши гидроакустики обнаружили американский ударный авианосец «Эссекс». Мы неоднократно выходили на авианосец в учебную торпедную атаку. Все предполагали, что пахнет 3- ей мировой войной, т.к. на переходе при всплытии под перископ на связь мы не успевали переключать антенну на радиоприёмник кают-компании, чтобы поймать Москву, из-за появления патрульных самолётов НАТО типа «Нептун», «Орион» и пр.. Только в середине июня нам удалось поймать передачу «Пионерская зорька». «На зарядку становись!» - прямо бальзам на измученные души из-за отсутствия информации и подстерёгшего нас голода. Попробовали сварить из оставшейся тараньки уху и все заработали гастрит. У доктора выпили всю соду. На обед была консервированная квашенная капуста. Подогретая жижа с двумя кусочками сухарей размером со спичечную коробку - первое, поджаренная капуста - второе. На ужин четверть стакана какао с одним кусочком белого сухаря. И это не всё. Не хватало регенерации для превращения углекислого газа в кислород. Содержание углекислого газа в отсеках поднималось до 3%. Вялое тело, ватные ноги, кровь из носа... Закончилось мыло и зубная паста. Мыли руки водяным отстоем отработанных пластин регенерации. Лицо мыть этим отстоем нельзя было, т.к. появлялись водянистые прыщи, вызывающие сильный зуд. (Старпом испробовал). На ослабленный организм стало воздействовать световое голодание - тела покрывались гнойными прыщами. Ослабленных турбинистов-водянщиков спускали в трюм турбинного отсека на верёвочных концах для регулирования вручную уровня воды в конденсатосборниках главных конденсаторов паротурбинных установок. У Бориса Задорина появилась непроходимость желудка. Только благодаря доктору майору Владимиру Кищевскому он был спасён.

Беда не любит ходить в одиночку, а любит коллектив. Благодаря внимательному несению вахты и умению аналитически мыслить Борис определил малую течь 1-го (радиоактивного) контура паропроизводящей установки правого борта. Как командир реакторного отсека он предложил метод отыскания конкретного места радиоактивной течи. Командование БЧ-5 и корабля одобрило этот метод. Общими усилиями личного состава дивизиона движения течь была локализована, но пришлось вывести из действия реактор правого борта, впервые на атомных лодках применив смешанный режим работы - работа паропроизводящей установки левого борта на паротурбинные установки обоих бортов, чтобы меньше потерять в скорости корабля. Пробыли в море более 70-ти суток и из них проголодали 47 суток. Прибыли в базу дистрофиками. Некоторых из нас не узнавали при встречи даже однокашники. Медосмотр превратился в цирк: три приседания - обморок, укол в палец для взятия крови на анализ - обморок, а кровь из пальцев не идёт. Каждый потерял в весе в среднем 10...12 килограмм, а некоторые и до 14 килограмм. Весь экипаж распихали по санаториям.

После гибели на боевой службе 39 человек экипажа подводной лодки «Ленинский Комсомол» («К-3») наш экипаж вызвали досрочно из отпуска. Все прибыли в назначенный срок, не догуляв в отпуске до 30...34 суток. Патриотизм и любовь к кораблю были тогда на очень высоком уровне. Все понимали важность выполняемой работы и значимость её. Пошли во вторую боевую службу (октябрь, ноябрь, декабрь). Служба проходила нормально, но при возвращении домой в Тунисском проливе у острова Пантелерия на скорости 13 узлов и глубине 40 метров мы столкнулись с американской ракетной атомной подводной лодкой SSBN 627 «Джеймс Мэдисон» типа «Лафайет». Относительная скорость столкновения была 2...3 узла. Лодку бросало под водой, как щепку. Казалось она становилась под водой вертикально. Людей сбрасывало с коек, кресел, сильно било о препятствия, срывались с мест слабо закреплённые предметы. Стоял грохот. У всех появилась мысль, что это конец. Капитан-лейтенант Борис Задорин нес вахту на пульте ГЭУ вместе со старшим лейтенантом Валерием Шапошниковым. Сорвали конденсатные насосы, дающие подпор питательным насосам. Стал быстро осушаться тёплый ящик, грозя срыву питательных насосов, а это автоматический сброс аварийных защит обоих реакторов да ещё и в аварийной обстановке под водой. Далее потеря скорости и неминуемая гибель, если бы у лодки при столкновении разгерметизировался прочный корпус. Пока мы этого не знали, и можно было предполагать худшее. Но Бог миловал. Прочный корпус остался герметичным. Моментальный доклад в центральный пост. И в это время лодку подбросило, и ... дифферент резко выровнялся. По глубиномеру порядка семи метров. Началась качка. Оказывается аварийно всплыли. Режим установок стабилизировался. Окей! После стабилизации режимов установок появилось время, чтобы осмотреться. Валерий Шапошников, смотря на Бориса изумлёнными круглыми глазами, выпалил: «Боря, что с тобой? Тебе плохо? На тебе лица нет, ты весь белый!». «Нет, всё нормально. Ты тоже выглядишь не лучше, того же цвета!» - нервно выпалил Борис. Оба расхохотались, что всё обошлось благополучно после таких кульбитов. А ведь, как в последствии по приходе в базу оказалось, до лобового столкновения торпедными аппаратами не хватило всего 10...15 сантиметров. Второй раз подтвердилось, что нас Всевышний не забывает.

В базе как обычно передача корабля резервному экипажу, который перегнал его на ремонт в «Королевскую фирму «Тип-топ» города Полярного, отпуск в 1968 году зимой, приём корабля после отпуска, ходовые испытания, сдача задач, торпедные стрельбы и подготовка к новой боевой службе.

Впервые, в зимнем отпуске, у Бориса Задорина появилась мысль демобилизоваться и спокойно работать на берегу, строя корабли, а не плавая на них. Тем более, что вместо положенных 3-х лет служит уже 6-ой год. Пора и честь знать. Хватит заниматься «полётами» под водой. В конце лета 1968 года подал рапорт по команде на увольнение в запас. Командиру было жаль отпускать такого опытного офицера, тем более командира реакторного отсека, да и с заменой были проблемы. Как всегда, офицеров не хватало. Командир убедил Бориса сходить в последний раз на боевую службу, на что он дал согласие. Боевая служба проходила в сентябре, октябре и ноябре и опять в Средиземном море, т.к. наш корабль входил в Средиземноморскую эскадру. В основном служба проходила спокойно, если не считать выплавления баббитовых подшипников скольжения турбогенератора левого борта по вине матроса-маслёнщика турбинной группы, который хотел из лучших побуждений на ходу лодки притереть пробку подачи масла на подшипники (она пропускала масло). Он её просто перекрыл! Вот так бывает - ум за разум зашёл. Лишились одного источника электропитания, на длительное время получили солидное ограничение в скорости (не отсоединив турбогенератор от редуктора, нельзя было вращать левую линию вала ходовой турбиной) и ухудшили скрытность подводной лодки из-за перекладки вертикального руля (ведь корабль двухвальный). Через некоторое время удалось отсоединить турбогенератор от редуктора и использовать обе ходовые турбины. Этим самым восстановили также характеристики скрытности. Проверили ещё и возможность подачи электроэнергии от гребных электродвигателей, обмотки якорей которых соединили последовательно для работы в генераторном режиме. Оказалось, что даже при работе водоопреснительной установки можно иметь ход 11 узлов без разрядки аккумуляторных батарей. Есть резерв! Домой дойдём спокойно, если не найдётся на нашу голову ещё подобный «вундеркинд». Поход закончился нормально. Задачу корабль выполнил. А вот в базе Бориса Задорина ждали финансовые неприятности. Прибыли в базу 3 декабря. Приказ об увольнении в запас тоже был 3-го, но только ноября. Прошёл месяц. Из-за финансовых заморочек капитан-лейтенант Задорин получил вместо 3-х окладов со всеми процентами Заполярья, только... один «голый» оклад, как компенсацию за отпуск! Получилось так, что этот подводный «круиз» он оплатил из своего кармана. Анекдот! Вот это Флот Российский! Отблагодарил за добрые дела. А получали мы мало по сравнении с гражданскими, т.к. нам не платили «полярку».

Озлоблённый на всех и вся, Борис Задорин - уволенный в запас воин - в первой половине декабря 1968 года покинул Западную Лицу. Прощай флот, будь ты неладный!

Куда ехать? Вопрос... Новороссийск, Питер, Житомир? Остановился на Житомире, родине жены Галины. По прибытии на место оказалось, что с такой специальностью он здесь не нужен. Правда предлагали механиком в автобазу. Но так низко падать с новейшей техники и в молодые годы!? Нет! Ведь ему ещё не было и 30 лет. Не приняла душа предложения. Помыкавшись, Борис отправляется в Питер. Здесь через своих друзей-однокашников по институту он попадает в научноисследовательский институт (НИТИ) города Сосновый Бор. От института его направляют на учёбу в Учебный Центр города Обнинска, Калужской области, где он проучился с марта по август. После окончания курсов ему предложили должность старшего инженера управления строящейся вспомогательной атомной энергетической установки (ВАУ-6) для дизельных подводных лодок. Прошёл в этой должности холодные, швартовые и комплексные испытания. Установка показала себя с лучшей стороны, но в серию по неизвестным причинам не пошла.

Через полгода по линии Военкомата получил квартиру. Семья в сборе. Растёт дочка Инна. Жена устроилась на работу. Всё нормально. В 1972 году родилась вторая дочь Татьяна. И в этом же году голодная боевая служба напомнила о себе... Находясь в отпуске у себя на родине (в гостях у отца), почувствовал себя плохо. Положили в больницу, где не было даже рентгена. Хирург (он же и заведующий больницей) заявил, что у него один инструмент для установки диагноза - это пальцы. «У тебя прободение желудка из-за язвы. Необходима срочная операция, иначе не доживёшь до утра» - спокойным голосом вынес он приговор. Согласился на операцию. Диагноз подтвердился. Операция прошла успешно. Опять везение, жив курилка! Борис быстро поправился и продолжил работу. В 1974 году начали строить стенд КВ-1 (ГЭУ атомных подводных лодок 3-го поколения). Его переводят на эту установку. Только теперь, оттаяв душой, он понял, что действующий флот дал ему очень много. Он может со знанием дела сравнивать установки, аналитически мыслить, видеть вперёд все слабые и сильные стороны новой техники, опираясь на большой практический опыт эксплуатации, быть справедливым руководителем. Опыт - это хороший багаж. Руководство института тоже заметило способности и опыт тогда молодого специалиста и в 1976 году назначило Бориса Задорина начальником группы испытаний этой установки. Главная его задача теперь - это подготовка Программ проведения испытаний вплоть до Программ «запредельных режимов» и обработка результатов испытаний. Работа по душе да и дело спорится.

В начале 1995 года Флот Российский вспомнил о нём. 25 мая 1995 года Борису Задорину вручили Удостоверение «Ветеран Подразделений особого риска».

В этом году у него юбилей. 1 сентября ему исполняется 60 лет, но он не собирается на покой, а продолжает работать.

Дай Бог тебе, Борис Фёдорович, крепкого здоровья, семейного благополучия, удовлетворения и творческих успехов в твоей работе, которая очень необходима для обороноспособности нашей Родины.

И, как говорят моряки, семь футов тебе под килем!

- оператор ГЭУ - командир 3 группы 1-го дивизиона БЧ-5 (офицер), управ- ляющий главной (атомной) энергетической установкой.

- компенсирующая решётка реактора - устройство, компенсирующее запас ядерного топлива, не участвующего в данный момент времени в изменении мощности реактора.

- парогенератор - агрегат (теплообменник), передающий тепло радиоактивной воды 1-го контура воде 2-го контура. Вода 2-го контура в парогенераторе превращается в перегретый пар, поступающий на вращение ходовой (паровой) турбины.

- 1-ый контур - замкнутая герметичная система, обеспечивающая с помощью воды съём тепла с ядерного топлива реактора при цепной ядерной реакции и передачу этого тепла в парогенераторы.

- эжектор - устройство, поддерживающее вакуум в главном конденсаторе ходовой (паровой) турбины и уплотнение (при помощи отсоса излишков пара) в лабиринтных уплотнениях вала ротора ходовой (паровой) турбины.

- турбинист-водянщик - специалист, обслуживающий оборудование 2-го контура паротурбинной установки (ПТУ).

- конденсатосборник - ёмкость главного конденсатора для сбора конденсата отработанного на лопатках паровой турбины пара и излишков пара.

- главный конденсатор - агрегат плотно соединённый с нижней частью корпуса ходовой (паровой) турбины и предназначенный для конденсации отработанного на лопатках этой турбины пара посредством омывания трубок конденсатора, через которые проходит холодная забортная вода.

- тёплый ящик - небольшая ёмкость, компенсирующая излишек или недостаток воды 2-го контура. При срыве конденсатного насоса служит на непродолжительное время подпором для всасывания питательного насоса. Вода в этом ящике ранее подогревалась паром, проходящим через него по трубкам, для уменьшения кислородосодержания воды. Поэтому он назывался «тёплым». Подогрев в дальнейшем убрали, а название осталось.

- конденсатный насос - насос, предназначенный для создания подпора воды на всасывании питательного насоса. Воду насос забирает из конденсатосборника. Если бы не было в конструкции ПТУ этого насоса, питательный насос не вместился бы в прочном корпусе подводной лодки по высоте отсека.

- питательный насос - насос, предназначенный для подачи воды 2-го контура в парогенераторы для превращения её в перегретый пар.

Заместитель командующего флотилией атомных подводных лодок (флагманский механик флотилии) капитан 1-го ранга Валерий Шапошников геройски погиб в ноябре 1989 года в посёлке Гремиха, выполняя служебный и гражданский долг.

Ветеран Подразделений особого риска

капитан 1-го ранга запаса В.А. Шумаков

19.03.99г. Город Сосновый Бор.

Категория: Новости МО и МВД РФ и мира | Добавил: Ленпех (18.05.2014)
Просмотров: 1992
| Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 389
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 61
Гостей: 60
Пользователей: 1
Ленпех