00:49
Среда, 07.12.2016
Главная » Статьи » Новости МО и МВД РФ

Военный лётчик – самый дорогой солдат

В 2016 году Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова (КВВАУЛ) выпустило всего 13 лётчиков. Для ВКС России это капля в море. Прежний министр обороны без всяких на то оснований решил делать именно такие наборы (интересно, кто советовал Сердюкову устроить эту диверсию?).

Хорошо известно, как решение министра отозвалось в воинских частях. Командиры упрашивали возрастных лётчиков не уходить в запас, послужить ещё: летать и выполнять боевые задачи стало некому. Что удивительно, сокращение набора продолжалось и после августа 2008 года, после принуждения Грузии к миру, когда ВВС, с одной стороны, наглядно показали свою силу и безальтернативность, а с другой – дефицит современной и исправной техники вместе с лётчиками, готовыми к выполнению поставленных задач. В этом году, как говорит начальник училища полковник Виктор Ляхов, «мы сделали потрясающий набор – на первый курс принят 661 человек». Набор, достойный великой авиационной державы. Армавир – это истребители! Наш военно-транспортный Ан-26 заходит на посадку на аэродром учебной авиационной базы КВВАУЛ №2 в Армавире. Под крылом, вплоть до ограждения взлётно-посадочной полосы, – свежие коттеджи и дома частного сектора.

Не знали люди, когда затевали стройку, что военная авиация возродится и над головами будут часами реветь двигатели боевых машин и военных транспортников, которые малошумностью не отличаются. Здесь выполняют полёты курсанты старших курсов, будущие лётчики-истребители на новеньких реактивных учебно-боевых Як-130. Сегодня здесь демонстрируют мастерство лётчики-инструкторы. Командованию и стайке корреспондентов показывают возможности новой техники, высший пилотаж, взлёт парами. Несмотря на сильный и порывистый ветер, срывающий форменные фуражки с голов столичных полковников, в воздухе висит запах авиационного керосина – полёты идут по плану. Лётчик-инструктор – это особая статья. Он должен не только обладать безупречной техникой пилотирования, но иметь педагогический талант, научить курсанта чувствовать машину, как говорится, «пятой точкой», спокойно, без криков объяснить новичку его ошибки.

Инструкторы по большей части сами бывшие курсанты – их рекомендуют для продолжения службы в училище старшие товарищи, которые хорошо знают возможности своих учеников. Как говорит начальник училища, не всем дано учить: «На полигоне он может попасть белке в глаз, показывать высший класс, а передать мальчишкам свои навыки не способен». Начальник училища в 1995 году сам был лётчиком-инструктором и выпускал признанных в мире асов Андрея Алексеева и Сергея Щеглова – членов пилотажной группы «Русские витязи». Когда Виктор Павлович Ляхов говорит о курсантах, то и дело проскальзывает слово «дети»: «Детей научить летать, детей надо кормить». Да и в самом деле при взгляде на первокурсников другое слово и подобрать сложно. В поисках здорового поколения Спортивные тренеры говорят, что всё труднее стало найти перспективных детей и подростков для занятий в секциях – новое поколение предпочитает турнику и спортплощадке компьютерные игрушки. Бывает, что на целый школьный класс нет ни одного здорового ребёнка.

То же самое подтверждают и отцы-командиры училища. Если взять всех отчисленных за последние годы, то половина оказалась «за бортом» по причине хилого здоровья. Не зря же военные лётчики во все времена считались и считаются самыми здоровыми в мире людьми – жесточайший отбор на медкомиссии, контроль во время обучения и дальнейшей службы. Плюс ежедневный спорт – в лётном училище курсанты не толстеют. Сегодня проблема «слабого поколения» никуда не делась, но спасает высокий конкурс на вступительных экзаменах, есть из кого выбирать.

По сравнению с прошлыми годами ситуация с физическими показателями будущих лётчиков значительно улучшилась. Конкурс в этом году был больше четырёх человек на место. Это только кажется, что немного, но все абитуриенты предварительно прошли достаточно строгий фильтр в военкоматах. Вывод – профессия военного лётчика вернула себе престиж. Многие ребята мотивированы, мечтают о небе, специально готовятся к поступлению. Здесь к курсантам-первогодкам относятся как к детям, им многое прощается. Но с каждым годом спрос растёт, требования ужесточаются. В основном в училище поступают со школьной скамьи, но в этом году пришли поступать студенты из гражданских вузов, больше 40 человек.

Около сотни – из школ с начальной лётной подготовкой. Есть выпускники суворовских и президентских кадетских училищ. Для всех летающих и нет равные условия: поступил – и два года «оттруби» в классах и на тренажёрах. Как заверил полковник Ляхов, «умение летать никуда не денется, это как езда на велосипеде – научился один раз, и на всю жизнь». Другое дело, абитуриент с лётной подготовкой точно готов в профессии. Хотя бывает, что парень, два года зубривший теорию, в кабине самолёта может оказаться совершенно беспомощным. Может, пора начинать готовить лётчиков лет с 14 лет, как советуют специалисты? Дешевле обойдётся. Первокурсникам сейчас не до полётов. В учебном классе преподаватель ведёт занятие перед схемами на интерактивных дисплеях: «Мы с вами рассмотрели схему преодоления зенитно-ракетного комплекса «Роланд-2». Как видите, зона поражения комплекса с учётом помех уменьшается примерно в два раза – смотрите на мониторы… Курсант, покажите на макете самолёта, как это должно происходить в горизонтальном полёте».

Курсант, вчерашний школьник, мальчишка, берёт в руки модель Су‑27, поворачивается к аудитории и демонстрирует эволюции самолёта, змейку, чётко проговаривая величину кренов, высоту, скорость, дистанцию. Преподаватель подтверждает – ПВО противника преодолена, можно приступать к выполнению основной задачи. Совсем неплохо для первокурсника. В будущем его ждут тактика, оперативное искусство, стратегия… Но будет ли он летать на истребителях – неизвестно. Только после первого курса станет ясно, какая будет авиационная специальность у паренька. Одного желания курсанта стать, например, пилотом штурмовика, мало. Раз уж тебя учат за государственный счёт, изволь принимать суровую реальность. Инструкторы, психологи, врачи, преподаватели и командиры выявляют качества будущего лётчика, его психофизиологические особенности, которые ясно определят его дальнейший путь в авиации: истребитель, штурмовик, лётчик военно-транспортной, дальней или морской авиации.

На территории военного городка есть свой красавец-храм, служит там отец Владимир, сам лётчик, выпускник Ейского училища 1981 года. Наутро в 6:50 зазвонили колокола, в 7:00 началась служба. К отцу Владимиру курсанты тянутся и как к духовному наставнику, и как к профессионалу. Здесь идёт воспитание духа. Цена полёта Подсчитано – государству час налёта одного курсанта на реактивном Як-130 обходится в 204 тыс. 50 рублей. Умножаем на 90 часов лётной практики – 18 млн 364 тыс. 500 рублей. Именно столько стоил бюджету в этом году каждый курсант 4-го курса. Обучать в лётном вузе кого попало не выйдет: соответствуешь – проходи, не соответствуешь – выходи. Главком ВКС Виктор Бондарев поставил задачу – уже на первом году лётного обучения (3-й курс) обеспечить курсантам не менее 80 часов налёта.

Задача перевыполнена, налетали по 83 часа. Такого не было никогда, даже в советское время давали курсантам не более 50 часов, а часто и того меньше. Сегодня на выходе из училища выпускник имеет налёт не менее 200 часов. Поверьте, это очень много. При полётах на быстрых и маневренных Як-130 счёт идёт не на часы, а на минуты. Грубо, по моим прикидкам, 200 часов вбирают в себя около 500 полётов. Хватит ли техники, её ресурса, чтобы готовить резко возросший поток курсантов? Руководители училища утверждают, что хватит. Главное – обеспечить исправность существующей. А техника есть. К тому же в КБ и на авиазаводах идёт работа над новыми типами учебных летательных аппаратов, они должны прийти на смену «пожилым» чешским Л‑39. Совершенно точно известно, что скоро появится лёгкий самолёт первоначальной подготовки с поршневым мотором Як‑152, его делают в Иркутске.

Стоимость лётного часа, по сравнению с однодвигательным реактивным Л‑39 и тем более двухдвигательным Як-130 меньше в разы. Первый полёт новый «Як» совершил всего месяц назад, 29 сентября. Информационное поле кабины этого самолёта гармонизировали с мощным Як-130, который классифицируется как учебно-боевой. Многие государства Як‑130 закупают в качестве штурмовика – 9 точек подвески вооружений, 3 тонны боевой нагрузки. КВВАУЛ на днях получило ещё 4 новеньких Як-130, до конца года из Иркутска должны перегнать ещё 6 машин. Экипировка Демонстрация того, что положено курсанту из одежды и экипировки, вызвала глухую зависть – только обуви насчитал шесть пар: берцы летние и зимние, лакированные полуботинки и полусапоги, ботинки лётные и кроссовки для спорта. Ну а чтобы показать всю одежду, которая положена одному курсанту, пришлось построить 17 человек!

Полевой комплект – более 20 наименований, повседневная форма одежды – то же самое. Ещё есть спортивная форма и специальная, для полётов. Всё – отечественного производства. Материалы тоже наши, от российских производителей. Держу в руках кроссовки, мну, изучаю подошву – всё нравится, в том числе и внешний вид. Замечу – в гражданском вузе, чтобы одеться по сезону, одежду надо покупать на свои кровные или родительские. Полностью одеть курсанта бюджету Минобороны встаёт в сумму, превышающую 200 тыс., это не считая стоимости, например, ЗШ – лётных защитных шлемов. Только полевой комплект стоит 68 тыс. рублей. Следует учитывать, что сегодня ведомство научилось на конкурсах сбивать цену. Если выйти с таким набором на вещевой рынок, то взять за всё это «богатство» можно значительно больше тех денег, которые платит производителям экипировки армия.

В прошлом остались знаменитые «кирзачи» и портянки. Сейчас носки зимние – 6 пар, носки летние – 12 пар на одного слушателя. Подполковник Андрей Андреев, начальник вещевой службы ВКС России, его задача, чтобы всё до последнего носка и рулона туалетной бумаги было доведено до каждого военнослужащего. Он показывает лёгкий квадратный кофр и поясняет: – Вещевая служба ВКС придумала несессер – там помещаются мыло, пена для бритья, крем, лосьон, шампунь, гель для душа. Его место в курсантской тумбочке. Утром взял и пошёл умываться. Имущества действительно очень много. Не зря стонет начальник училища: «Ломаю голову, где взять столько кладовок?» И ничего нельзя потерять. Его легко понять – помните, какой набор был в училище в этом году? 651 человек.

Лётный интернационал За всю историю Краснодарского училища 61 страна обучила здесь своих специалистов, в том числе более 15 тысяч лётчиков. Получается, Краснодар знают практически в каждой третьей стране планеты. Сегодня здесь учатся военнослужащие из 19 стран мира – ближнего зарубежья, Азии, Африки и Латинской Америки. Экзотично смотрятся темнокожие курсанты в нашей полевой форме, шапках-ушанках, марширующие на ужин под строевую «Катюшу». Настоящее высшее Единственный вуз страны, где готовят лётчиков оперативно-тактической, дальней, морской ракетоносной и противолодочной авиации, жёстко контролирует Управление военного образования Минобороны, согласовывая учебный процесс с Минобрнауки. Закон об образовании одинаков для всех высших учебных заведений независимо от их ведомственной принадлежности. Спрашиваю полковника Ляхова, насколько это правильно – ставить на одну доску военное лётное училище и, скажем, педагогический университет?

Он уверен, что всё делается верно – есть государственные образовательные стандарты, и от них уходить нельзя. Положено будущему инженеру или учителю математики прослушать энное количество часов по физике – так тому и быть. Только начиная с 3-го года обучения курсанты приступают к практическим полётам сначала на учебных самолётах первоначальной подготовки и с 4-го курса – на учебно-боевых. Есть дисциплины, которые в советских военных лётных училищах были на вторых ролях. И вот сюрприз – в КВВАУЛ на изучение английского языка отводится более 400 часов. Сегодня вся гражданская авиация на нём ведёт радиообмен. Следовательно, заранее снимется проблема пресловутого 4-го уровня владения английским. Из-за этой преграды множество отличных лётчиков, уволенных в запас, но которым ещё летать и летать, не могли пристроиться даже вторыми пилотами в коммерческие авиакомпании. Пилоты – в гражданской авиации. В военной – лётчики.

Год назад КВВАУЛ стало самостоятельной единицей, в его составе сейчас 9 учебных авиабаз, полигоны, батальоны обеспечения. Оно уникально – численность свыше 15 тыс. человек, дислоцируется в трёх военных округах и шести субъектах России. Удивляюсь, как начальник успевает контролировать все подразделения огромного и разбросанного по многочисленным базам училища. Личный вертолёт ему не положен. Выручает, что в составе есть база в Балашове – это те самые Ан-26, на одном из которых летели из Москвы, есть база Ртищево, где в штате стоят 19-местные Л-410 чешского производства, они используются в военных училищах для предварительной подготовки будущих лётчиков дальней и военно-транспортной авиации. Есть отряд управления, в его составе вертолёты Ми-8. С них отрабатывают десантирование, совершают парашютные прыжки.

Так что у начальника есть возможность «с оказией» перемещаться с одной базы на другую. Его так же просто встретить на базе в Армавире или Майкопе, как и в Краснодаре. Плюс заместители и помощники – всё под контролем. Выпускники как знак качества Училищу 78 лет – почтенный возраст. Выпускником был Герой Советского Союза Алексей Маресьев. Он, потеряв ноги, летал и воевал с протезами. Дважды Герой, лётчик-ас Виталий Попков, прототип командира поющей эскадрильи Титаренко из фильма «В бой идут одни старики», – тоже из Краснодарского лётного. Можно назвать ещё десятки знаменитых имён. Но был лётчик – выпускник Армавирского училища (оно тоже влилось в КВВАУЛ), который вообще перевернул понятия о человеческих возможностях – Иван Леонов. Его трижды считали погибшим! В 1943-м в бою с «фоккерами», один против четырёх, потерял руку по самое плечо – снаряд пробил бронеспинку. К тому моменту у него на личном счету было пять сбитых самолётов противника. Сумел покинуть на парашюте горящую машину, приземлился на нейтралку. Выжил! А потом с механиками-умельцами сделал приспособление, с помощью которого он плечом смог управлять сектором газа, и вернулся в небо. Единственный в мире лётчик, воевавший с одной рукой.

Правда, уже на По-2. На этом «небесном тихоходе» совершил ещё 60 боевых вылетов. В конце войны на малой высоте шальная пуля попала в ногу. Самолёт он посадил в поле, огромная кровопотеря, госпиталь (повезло, что успели довезти). Опять посчитали погибшим, и когда в полк пришёл Указ о присвоении звания Героя, штаб отписался – «награда не вручена в связи с гибелью». И только в 1995-м Ивану Антоновичу было присвоено звание Героя России. О том, что он давным-давно Герой Советского Союза, узнал тогда же, на награждении в Москве. Иван Леонов жив, сейчас ему 93 года. Пустое брюхо к учёбе глухо В курсантской столовой нос передал информацию в проголодавшийся мозг, и говорить стало трудно – потекли слюнки, как у собаки Павлова. Уж очень всё аппетитно выглядит и пахнет. А не по должности сухощавый и подтянутый начальник продовольственной службы капитан Александр Усанов объясняет, как кормят курсантов: – Питание организовано с элементами шведского стола и системой управления доступом. Курсант подходит к линии раздачи, прикладывает палец к биометрическому датчику, на мониторе появляются его фотография, фамилия, имя, отчество, подразделение. Берёт поднос, приборы. На выбор – два первых блюда, три вторых, по потребности – сухари и гренки, два вида холодных закусок, хлеб, масло, сок четырёх видов. Потом подходит к салат-бару, где окончательно формирует себе холодную закуску.

Может взять всё, что хочет. И отправляется к соусному столу. – Этот «праздник живота» случайно не в честь приезда гостей? – Ловите любого курсанта и спрашивайте сами. Отловил (за пределами столовой, подальше от начальства), спросил. Так и есть. Система автоматизации предназначена для учёта стоящих на довольствии. Отправляешься в увольнение и командировку – изволь подойти к другому терминалу, приложи пальчик и сними себя с довольствия, например с обеда и ужина. Эта система постепенно внедряется в Вооружённых силах. От нарядов по столовой давно ушли – курсанты не моют посуду и не чистят картошку. Главное – учёба, говорят командиры. Но каждый день один курсант всё же заступает ответственным за организацию питания. Его задача – проконтролировать получение продуктов со склада, их количество и качество, закладку «в котёл» и доведение норм довольствия до каждого курсанта. Сам ничего не поднимает и не носит. Вот жизнь пошла! Где живёшь, курсант? У начальника 4-го курса майора Александра Чуйковского в разговоре по привычке то и дело проскальзывает слово «казарма». И каждый раз он тут же поправляется – «общежитие».

Да и как назвать казармой нормальные комнаты с хорошей мебелью на четырёх жильцов – четыре кровати, тумбочки, шкафы. Память услужливо подбрасывает видение – стройные ряды уходящих вдаль двухэтажных коек с панцирными сетками и густой аромат сохнущих портянок. А тут на армию-то не похоже. Потом, правда, уловил момент – единообразие. Зайди в любую комнату и найди хотя бы одно отличие. В общежитии для обеспечения порядка есть всё. Вместо швабр – моющие пылесосы. Вместо тазиков – штук 10 автоматических стиральных машин. Они предназначены для стирки личных, дорогих сердцу вещей. Моющего средства в избытке. Коллега моего возраста тихо себе под нос пробормотал: «Не хило устроились…» А носки, нижнее бельё курсант перед душевой снимает и бросает в специальные корзины – носки к носкам, майку – к майкам, трусы – к трусам. После душа получает новые выстиранные и выглаженные. Размерность выдерживается.

Полотенце тоже после использования отправляется в корзину. Как было раньше? Раз в неделю строем в баню. Шаечка, кусочек мыла, потом надеваешь свежее нательное бельё разной степени износа – и почти счастлив. Что старшина на глазок выдал, то и бери. А теперь командиры приучают курсантов к регулярным водным процедурам – благо кабинок множество: «Рассказываем им, что мужчина должен принимать душ дважды в день». Заодно медику так легче контролировать физическое состояние курсантов. Сидит себе за столом и наблюдает. Ссадина или синяк служат поводом для «разбора полётов», вдруг неуставные отношения? На деле в общежитии есть спортзал с отличными тренажёрами, кроссы и спорт – каждый день. Поэтому боевые отметины можно заработать вполне легальными способами. Наличие дежурного медика практически гарантирует, что не проскочит и любитель «уколоться» где-нибудь в увольнении. О состоянии воинской дисциплины можно написать так: за последнее время преступлений среди военнослужащих КВВАУЛ не зафиксировано.

Поразило, что большая часть сантехники – раковины, бачки и т.д. – очень качественные, красивые, из нержавеющей стали. Гигиенично и явно рассчитано на долгие годы службы. Дешёвый и вонючий пластик, который рассыплется через год, отсутствует по определению. Те, кто заканчивал лётные училища в 80–90‑годы прошлого века и видит своими глазами быт сегодняшних курсантов, не верят своим глазам. Куда девался былой армейский аскетизм?


Источник

Категория: Новости МО и МВД РФ | Добавил: Ленпех (07.11.2016)
Просмотров: 716 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
миг 07.11.2016 15:06
ТАК глядишь и наши летчики будут оказываться от полетов если не будет им душа два раза в день и унитаза не такого как в училище
Стоик 07.11.2016 13:58
Интересно, сколько осталось авиаполков в сравнении с советскими временами?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Военный пенсионер.рф

Новости мира
Опрос
Кто действительно защищает права военных пенсионеров?
Всего ответов: 250
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0