18:46
Суббота, 04.05.2024
Главная » Статьи » Новости МО и МВД РФ и мира [ Добавить статью ]

В Академии ракетных войск готовы нажать на красную кнопку

Интервью с генерал-майором Олегом Владимировичем Усатенко, заместителем начальника Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого

И. КОРОТЧЕНКО: Здравствуйте. Сегодня наш гость – генерал-майор Олег Владимирович Усатенко, заместитель начальника Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого по учебной и научной работе. Олег Владимирович, рад Вас приветствовать.

О. УСАТЕНКО: Здравствуйте.

И. КОРОТЧЕНКО: Первый вопрос – что представляет собой сегодня академия? Какова её структура?

О. УСАТЕНКО: Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого – это федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации. Основная структура нашего ВУЗа представлена тремя факультетами. Это командно-инженерный факультет, факультет специального вооружения и информационно-ударных систем, а также факультет переподготовки и повышения квалификации. Научно-исследовательский центр – филиал в городе Серпухове Московской области, учебные базы расположены в городе Балабаново Калужской области, и, конечно же, кафедры, службы лаборатории и другие поздравления. В 2014 году в академии и её филиале завершили обучение более тысячи выпускников по 15 специальностям подготовки, около 600 человек пополнили ряды офицеров Ракетных войск стратегического назначения. По результатам экзаменов и защиты выпускных квалификационных работ вышестоящие органы управления сделали вывод о достаточно высоком качестве обучения в академии. Учитывая количество сложных специальных технических систем, воплощённых в ракетно-ядерном оружии, подготовка специалистов проводится более чем по 20 специальностям и специализациям подготовки. Среди них применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения, проектирование и производство аппаратов, химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий, применение и эксплуатация средств специального мониторинга, а также электроника, автоматика установок, инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи и многие другие. В академии и её филиале готовят специалистов с высшим образованием и со сроком обучения 5 и 5,5 лет. Это что касается курсантов. Они проходят обучение по программам полной военно-специальной подготовкеи в соответствии с государственными федеральными образовательными стандартами высшего образования и квалификационными требованиями.

И. КОРОТЧЕНКО: То есть, это те молодые люди, которые после получения среднего образования после школы, условно говоря, или колледжа имеют возможность напрямую поступить в академию.

О. УСАТЕНКО: Да, безусловно. Это как раз именно этот контингент обучаемых. Кроме того, академия готовит офицеров для замещения воинских должностей, подлежащих комплектованию офицерами с высшей военной оперативно-тактической подготовкой. Подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется в ординатуре и докторантуре для формирования научно-педагогических и должностей научного состава нашего вуза. С этой целью в академии сформировано 6 диссертационных советов по 17 специальностям подготовки. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации по дополнительным образовательным программам проводится с целью получения офицерами дополнительных знаний в рамках смежной или иной военно-учётной специальности.

И. КОРОТЧЕНКО: Речь идёт об офицерах из войск.

О. УСАТЕНКО: Это офицеры из войск. Кроме того, мы занимаемся не только ими, но и переподготовкой увольняемых военнослужащих по одной из гражданских специальностей. Мы одними из первых начали такую подготовку и фактически с 2009 года подготовили более чем 3,5 тысячи таких военнослужащих. Причём, эта переподготовка проводится не только на базе академии и филиала. Мы выезжаем группой преподавателей в региональные центры на Дальнем Востоке, в Ростове-на-Дону, в Севастополе. Особо подчеркну, что в Ракетных войсках стратегического назначения сложилась стройная образовательная система, имеющая двойственную направленность подготовки выпускников вузов, с одной стороны, специалистов-ракетчиков, с другой стороны, командиров-управленцев. Данная система предусматривает наличие действенной связи заказчика с вузом. Это позволяет обеспечить непосредственное участие заказчика в подготовке офицерских кадров в решении вопросов, связанных с обучением и воспитанием офицеров, совершенствованием учебно-материальной базы, а также повышением ответственности за качество подготовки наших специалистов.

И. КОРОТЧЕНКО: А что изменилось в системе подготовки офицерских кадров для РВСН за последние два-три года?

О. УСАТЕНКО: С 1 сентября 2013 года академия перешла на двухгодичный срок обучения офицеров по новым программам. Впервые слушатели проходят обучение по программам подготовки магистра, серьёзно обновлена система военного образования, в том числе организация и содержание обучения. Теперь они основаны на новых федеральных государственных стандартах и квалификационных требованиях. Для подготовки научно-педагогических кадров утверждается перспективная тематика кандидатских и докторских диссертаций. Её основу составляют приоритетные аспекты развития форм и способов вооружённой борьбы, совершенствование вооружений и военной техники. Кроме того, оптимизирована система военно-учебных заведений в ракетных войсках стратегического назначения. На базе филиала академии, который расположен в Серпухове, осуществляется подготовка офицеров на все типы боевых ракетных комплексов, находящихся на вооружении ракетных войск.

И. КОРОТЧЕНКО: В том числе на подвижные грунтово-ракетные комплексы?

О. УСАТЕНКО: Да. Расширена подготовка сержантского состава со сроком обучения 2 года 10 месяцев по программам среднего и профессионального образования, где для прохождения службы на должностях, связанных с эксплуатацией сложного вооружения и военной техники Ракетных войск стратегического назначения. Кроме того, стали более регулярными и значительно упростились выезды в войска преподавателей для проведения научных исследований, также практик и стажировок.

И. КОРОТЧЕНКО: Теперь по истории академии в целом, её достижениях, преподавателях, выпускниках.

О. УСАТЕНКО: На всех этапах своей истории академия представляла собой крупный образовательный научный комплекс. С учётом этого заслуги академии определяются её вкладом в отечественную систему высшего образования и национальной культуры, военной науки, техники, технологии, в обеспечении военной безопасности нашего государства. Наша академия по праву считается одной из основоположниц высшего военного и технического образования в России. Академия оказала действенную помощь в становлении и развитии около 20 высших и средних военных училищ, 5 военных кафедр ведущих вузов страны. В становлении технических наук и высшего технического образования в России важную роль сыграли выдающиеся представители научно-педагогических школ академии. Это химики Шишков и Ипатьев, металлурги Лавров, Чернов, технологи Гадолин и Челюскин, математики и механики Лавров, братья Чебышевы, Кипичневы, Гельвих, Лаврентьев, Липунов и многие другие. Ведущими военными теоретиками страны стали преподаватели академии Медем, Вессель, Драгомиров, Лейер, Кюи, Михневич, Свечин.

И. КОРОТЧЕНКО: Тут надо пояснить, что академия имела ещё и досоветскую историю. Поэтому те имена, которые мы слышим, в ряде случае выдающиеся и теоретики и практики военного дела, это в том числе и императорская армия.

О. УСАТЕНКО: Да, мы свою историю ведём с 1820 года. Всемирную известность получили региональные эффективные системы вооружений, созданных на базе работ наших питомцев. Это стреляная трёхдюймовая пушка, осадные крепостные орудия Семёнова, артиллерийские системы Грабина, тяжёлые танки и самоходные артиллерийские установки Котина, магазин винтовки Мосина, стрелковые автоматы Фёдорова и многие другие известные всему миру имена. Одним из основоположников отечественной кибернетики по праву считается выпускник академии Анатолий Иванович Китов. На протяжении всей истории в академии особое внимание занимало реактивное вооружение. Первым управляющим артиллерийским училищем был генерал-майор Александр Дмитриевич Засядко. Был первым конструктором отечественных боевых ракет. В период с 1931-1939 годов высшим государственным партийным руководством СССР активно обсуждались и реализовывались вопросы реорганизации и перевооружения Красной армии. Принятые решения во многом касались систем высших военных учебных заведений. Форсированное по времени перевооружение на то время рабоче-крестьянской красной армии требовало максимально плотного сотрудничества армии и научно-исследовательских учреждений. Для размещения академии было выбрано в Москве здание Дворца труда, бывшего Московского воспитательного императорского дома, где мы с 1938 года и находимся. В то время основное здание и различные дворовые постройки занимали около 82 учреждений профсоюзов, издательства, редакции, типографии. На вселение отводилось всего 14 суток, на проведение ремонтно-восстановительных работ – 2 месяца, на вселение и обустройство – ещё один месяц.

И. КОРОТЧЕНКО: То есть, сроки были достаточно сжатые.

О. УСАТЕНКО: Фактически около 4 месяцев на всю передислокацию вуза из Петербурга в Москву. Пассажирскими товарными поездами были перевезены из Ленинграда техника, библиотека, документация. Учебный процесс был организован в строго установленные сроки. 76 лет с двухгодичным перерывом на время эвакуации академии в город Самарканд во время Великой Отечественной войны наша академия работает в столь знаменитом историческом здании Москвы, которое занесено в реестр мировых памятников зодчества и архитектуры ЮНЕСКО ООН и осуществляет подготовку офицерских кадров. Реактивные снаряды и ракеты, внутренняя и внешняя баллистика, горячие смеси, приборы управления реактивными снарядами всегда находились в поле зрения научных интересов академии. Непосредственно готовить для ракетного дела академия начала ещё в годы Второй мировой войны. В 1943 году в академии по инициативе учёных Васильева, Гравы, Шапиро и Третьякова организуется фундаментальная подготовка инженерных кадров по ракетной технике. А в августе 1944 года создаётся кафедра вооружения гвардейских миномётных частей, открываются специальности по ракетному вооружению. Фактически осенью 1945 года в академии создаётся первый в стране факультет ракетного вооружения. Начинается подготовка профессиональная ракетчиков. 31 декабря 1959 года академия была включена в состав нового вида вооруженных сил Ракетных войск стратегического назначения и фактически с этой даты мы в строю ракетчиков готовим высоко квалицированные офицерские кадры. В то время стали развиваться новые направления в совершенствовании конструкций и проектировании новых систем ракетных двигателей, систем управлениям ракет, боеприпасов, взрывчатых веществ, порохов и средств пиро-автоматики, а также технологических и технических систем теории полёта ракет и космических аппаратов, электронно-вычислительной техники, информатики, специальной радиотехники, механики, производства и ремонта ракетного вооружения. На протяжении всей истории наш вуз неоднократно менял своё наименование и предназначение. Самые известные из них – это военно-техническая академия РККА имени Дзержинского, Артиллерийская академия имени Дзержинского, Военная академия имени Дзержинского. Указом президента России от 25 августа 1997 года академия носит наше теперешнее наименование – Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.

И. КОРОТЧЕНКО: По поводу научного потенциала и профессорско-преподавательского состава как мы могли бы охарактеризовать?

О. УСАТЕНКО: Сегодня нам удалось сохранить базовые кафедры, квалицированный кадровый научный потенциал, и что особенно важно сформированные в академии на протяжении десятилетий научные школы. Их в академии с учётом филиала более 30. Спектр направлений деятельности перекрывает всю профильную для вуза научно-проблемную тематику от создания и эксплуатации ракетного вооружения применения космических средств до профессионального военного образования и управления повседневной деятельностью войск. Сегодня в академии трудятся 35 академиков и членов-корреспондентов международных национальных академий, 6 лауреатов государственных премий, 119 докторов наук и профессоров, 460 кандидатов наук и доцентов, 22 заслуженных деятеля науки Российской Федерации, 31 почётный работник высшего профессионального образования. Средний возраст преподавательского состава – чуть более 45 лет. Более 50 из них имеют преподавательский стаж более 10 лет. Среди основных критериев отбора преподавательского состава это, прежде всего, возраст, образование, опыт службы в войсках, качество выполнения должностных обязанностей, профессиональные знания и практические навыки, организаторские способности и педагогические качества, состояние здоровья, склонность к научной либо преподавательской деятельности, а также уровень личной дисциплинированности. Ежегодно мы получаем до 25 патентов на изобретения и внедряем до 70 рационализаторских предложений. Научные разработки академии постоянно удостаиваются премий и медалей по итогам выставок и конкурсов, в том числе международных, что в свою очередь позволяет на высоком уровне решать задачи по подготовке офицерских кадров. Особо отмечу, что в последнее время профессорско-преподавательский состав хорошо мотивирован. Это и дорожная карта, присвоение воинского звания на одну ступень выше занимаемой должности, система иных выплат в соответствии с нормативными актами Министерства обороны. Кроме того, сейчас рассматривается законопроект, который предусматривает возможность присвоения воинского звания на одну ступень выше воинского звания предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, для научных работников, которые имеют либо ученую степень, либо ученое звание. Активно участвуют в рационализаторской и изобретательской работе не только преподавательский состав, но и слушатели, и курсанты академии. Военно-научная работа курсантов организуется непосредственно на кафедрах и в научных подразделениях, для чего при них в порядке, определённом уставом академии, создаются военно-научные кружки. Их в академии более 20. Членом такого кружка на основании личного заявления может стать любой обучаемый, успешно освоивший учебную программу и изъявивший желание участвовать в военно-научной работе. Слушатели и курсанты, добившиеся высоких результатов, поощряются в соответствии с дисциплинарным уставом вооруженных сил. Их активное участие в творческой деятельности отмечается в служебных характеристиках, а работы лауреаты конкурсов на лучшую научную работу могут быть приняты в качестве рефератов при поступлении опять же в ординатуру вуза. Члены военно-научных кружков в текущем году участвовали в разработке более 40 научных результатов в рамках научно-исследовательских работ. По итогам конкурса на лучшие научные работы, выполненные слушателями и курсантами, поощрены денежными премиями для поддержки талантливой молодёжи грамотами Министерства обороны. Буквально на днях состоялось награждение сотрудников академии премией стипендии благотворительного фонда поддержки социальных программ АФД Капитал. Мы активно сотрудничаем и с другими фондами. То, что мы находимся в Москве, даёт нам большие преимущества. Это даёт нам уникальную возможность взаимовыгодного сотрудничества, в том числе в плане обмена опытом и специалистами с ведущими гражданскими вузами нашей страны. Среди них такие образовательные организации, как Московский государственный университет имени Ломоносова, Московский государственный технический университет имени Баумана, национально-исследовательский ядерный университет МИФИ, Московский физико-технологический институт, государственный университет МФТИ, Московский авиационный институт, он же национальный исследовательский университет и многие другие. То же самое относится и к профильным учреждениям РАН, ведущим предприятиям ракетно-космической кооперации и научной деятельности академии. Очень важно и то, что в образовательной деятельности мы реально можем использовать инфраструктуру центральных органов управления Ракетных войск стратегического назначения, национального центра обороны РФ. Это особенно полезно для качественной подготовки офицеров различных войсковых звеньев. Во многом уникальный опыт наших военных специалистов часто оказывается возможным применять в сфере культурно-исторического наследия России. Так, например, на многих исторических памятниках и сооружениях в городе Москве наши сотрудники проводили как диагностические, так и реставрационные работы.

И. КОРОТЧЕНКО: Во многом представление обывателей, граждан относительно боевого дежурства, связанного с так называемой красной кнопкой, когда офицер, получив соответствующий сигнал боевого управления и подтвердив его, нажимают эту самую пресловутую красную кнопку. Скажите, у нас готовы офицеры выполнить боевой приказ? Готовится ли соответствующая подготовка с точки зрения способности принимать решения в сложной обстановке, умение ориентироваться и, безусловно, есть ли тот профессионализм, который позволяет выполнить основную миссию, которую несёт стратегический ракетчик на боевом дежурстве?

О. УСАТЕНКО: Безусловно. Анализ службы выпускников на офицерских должностях показывает, что 95% первичных офицерских должностей являются инженерными. Молодые офицеры несут боевое дежурство на пунктах управления ракетных полков дивизии, а также непосредственно участвую в регламентированном техническом обслуживании боевых ракетных комплексов. Дело в том, что особенности службы в Ракетных войсках стратегического назначения таковы, что для нас очень важно, чтобы офицер мог выполнить главную задачу – подготовить и провести пуск ракет в любых условиях обстановки. Достаточно сказать, что после окончания академии подавляющее большинство выпускников в установленные сроки сдают зачёт на допуск к несению боевого дежурства и успешно выполняют возложенную на них обязанность по облуживанию и дислокации ракетного вооружения. Готовность к принятию решений должна быть сформирована в специализированной образовательной среде, которая обеспечивает неоднократное нахождение слушателя или курсанта в смоделированных ситуациях. В академии получили широкое распространение интерактивные устройства отображения информации в ходе подготовки и проведения учебных занятий с использований активных методов обучения. Современные тренажерные системы с высокими требованиями к динамике и адекватности интерьера, обеспечивающие групповую тренировку, а также лабораторные стенды с использованием новых информационных технологий и лабораторные виртуальные комплексы. Сегодня вуз во всех отношениях должен опережать войска. Роль новейшей техники, состоящих сегодня на вооружении Ракетных войск стратегического назначения в решении глобальных стратегических задач, обеспечении обороны страны, возрастает многократно. Поэтому служба в войсках стратегического назначения определяет повышенные требования к личному составу и, прежде всего, к офицерам, которые обслуживают и готовят сложнейшую технику к боевому применению, несут боевое дежурство, командуют подразделениями. В рамках деятельности Министерства обороны реализованы программы развития до 2020 года. Такие программы существуют в академии. Их реализация, в конечном итоге, позволит привести в порядок как инфраструктуру и фонды академии, осуществить наращивание полевой полигонной, учебно-лабораторной и непосредственно тренажёрной базы. Так, в соответствии с планом поставок в академию и филиал в 2015 году будет размещено боле 50 комплектов учебно-тренировочных средств для обучения на ракетных комплексах последнего поколения как стационарного, так и мобильного базирования.

И. КОРОТЧЕНКО: У нас ведь сейчас начались серийные поставки новых ракетных комплексов, известных РС-24 ЯРС шахтного и мобильного базирования. В этой связи как реализуется программа по модернизации существующей учено-материальной базы, связанной как с перевооружением РВСН и новыми требованиями в обеспечении образовательного процесса?

О. УСАТЕНКО: Как я уже говорил, у нас приняты программы развития учебно-материальной базы. В связи с этим мы сейчас размещаем новые учебно-тренировочные средства, которые как раз и предназначены для обучения на новые перспективные комплексы стратегического назначения.

И. КОРОТЧЕНКО: А каким образом осуществляется практика в войсках? Речь идёт, в первую очередь, о войсковой и учебной практике курсантов академии?

О. УСАТЕНКО: Учебная практика проводится на первом курсе в структурных подразделениях, как академии, так и филиала. Цель практики – приобретение и совершенствование полученных знаний и навыков. Эксплуатационная практика проводится, как правило, на 4 курсе и уже на предприятиях промышленности и в воинских частях. На ней изучаются технологические процессы производства, вооружения военной техники. Здесь курсанты знакомятся с ракетными комплексами, обслуживающими их агрегатами, технологическим оборудованием, на котором предстоит выполнять задачи по несению боевого дежурства после непосредственно окончания обучения в вузе. Войсковая стажировка организуется на пятом выпускном курсе в целях приобретения курсантами опыта и совершенствования практических навыков, выполнения обязанностей по должностному предназначению. Здесь они на практике закрепляют полученные знания, навыки и умения в ходе самостоятельного исполнения должностных обязанностей в воинских частях на первичных офицерских должностях в соответствии с тем профилем, который они получили в академии. Фактически завершается войсковая стажировка принятием зачётов на право самостоятельной работы, а также аттестация по военно-специальной подготовке.

И. КОРОТЧЕНКО: Сегодня требования к поступающим в вузы Министерства обороны серьёзно подросли. Разумеется, академия РВСН не является исключением. В целом, как бы Вы могли охарактеризовать те требования, которые предъявляются к абитуриентам, что надо сделать для того, чтобы поступить в академию и успешно её закончить? Разумеется, вопросы социальной защиты, тех курсантов, которые проходят обучение. Как они защищены социально? Какие у них есть права в этом плане?

О. УСАТЕНКО: В текущем году в академию, включая филиал в городе Серпухове, поступило более тысячи человек, среди них 7 человек из Крымского федерального округа. Вступительные испытания как в прошлом году, так и в этом, состоят из оценки уровня общеобразовательной подготовки по результатам ЕГЭ по трём предметам – математика, физика и русский язык – и оценки уровня физической подготовленности кандидатов. Три упражнения – бег на 100 метров и 3 километра и подтягивание на перекладине. Причём, в этом году более 20% кандидатов не смогли пройти профессиональный отбор, включающий в себя определение годности к поступлению в академии по состоянию здоровья и профессиональную пригодность на основе социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования. В Ракетных войсках стратегического назначения в рамках подготовки к набору в вузы в текущем году разработана масштабная программа профессиональной ориентации. В консультационном пункте академии, которые расположен по адресу Москва, Китайгородский проезд, д 9, станция метро Китай-город, действует горячая телефонная линия, которая функционирует уже с сентября 2014 года. На нее поступило более 2000 звонков. Обратившись к адресам электронной почты, которые размещены на сайте Министерства обороны в разделе «Образование» будущие абитуриенты могут получить исчерпывающие ответы на все интересующие их вопросы. В том числе и по правилам приема в учебные заведения с определённым перечнем специальностей, а также баллом ЕГЭ, необходимым для поступления в академию в 2015 году. В рамках изменившейся концепции профессиональной ориентации в академии сегодня в два раза увеличилось количество дней открытых дверей. Очередной день состоится 20 декабря в 11 часов. Пользуясь возможностью эфира, предлагаю всем желающим посетить академию и ознакомиться с размещением военнослужащих, питанием, программами обучения.

И. КОРОТЧЕНКО: Самое главное, чтобы иностранные военные атташе туда не попали, а так я думаю, для москвичей сегодня с учетом того, что служба в вооруженных силах, офицерская карьера представляется достаточно престижной, государство уделяет огромное внимание вопросам материально-технического обеспечения, повышения статуса военнослужащего, офицеров, в том числе финансово, безусловно, интерес, я думаю, будет очень большой. В социальных сетях распространяется чёрный юмор, где агитируют служить в РВСН. Хочешь попасть в Америку, поступай на службу в РВСН. Поэтому войска пользуются популярностью, и очень серьёзно сегодня происходит перевооружение. Но в то же время очень много зависит от ученых, от научных школ. Сегодня над чем работают ваши ученые, те научные школы, которые десятилетиями сложились, совершенствуются в структуре академии РВСН?

О. УСАТЕНКО: Сегодня в академии с учетом филиала работает более 30 научных школ. Сегодня мы активно участвует в разработке стратегических разделов государственной программы вооружения, тактико-технических требований по всем системам ядерного и ракетного вооружения, программам их испытаний системами эксплуатации, в том числе по всем последним образцам. Можно сказать, что мы находимся на острие проблем обоснования и выбора основных направлений развития и поддержания высокой боевой готовности самых мощных в истории ракетно-ядерных вооружений. 2014 год – это юбилейный год для Ракетных войск стратегического назначения. Нам 55 лет. Следующий год, 2015 год – это 195-ая годовщина со дня образования академии. Мы активно идём к этим датам. Верховный главнокомандующий, президент Российской Федерации и министр обороны поставили масштабные задачи по модернизации вооруженных сил. Без современной армии государство не может развиваться эффективно и чувствовать себя независимым, самостоятельным и суверенным. Здесь наша главная задача – это подготовка офицеров, способных работать на самой современной технике, быть готовым к её применению. Подготовка кадров – это фундамент, на котором развиваются Ракетные войска стратегического назначения. Мы будем совершенствовать всё то, что было достигнуто до сих пор, будет идти вперёд. Наши выпускники всегда готовы решать самые сложные задачи. Для этого мы сейчас уже запускаем самые эффективные образовательные программы, постоянно анализируем какие выпускники служат в войсках, какие знания и навыки они получают в академии, как они их применяют, какие остаются из этих знаний невостребованными. Для того, чтобы сделать выводы потом в системе подготовки и прирастить уровень обученности, на этой основе нам нужно решать оперативно такие задачи, как корректировка учебных планов, совершенствовать обучающие технологии, внедрять в учебный процесс всё новое, что есть в нашей стране и за рубежом, учитывать в подготовке вероятные изменения в характере вооруженной борьбы. Ракетчик – это профессия мужественных и смелых пытливых и любознательных, настойчивых и трудолюбивых людей. Это те, кто считает армейскую службу неотъемлемой частью своей жизни. Долг, честь и желание служить отечеству – самые важные факторы, определяющие настоящего офицера Ракетных войск стратегического назначения.

И. КОРОТЧЕНКО: Хотел задать вопрос по поводу Балабаново. Был я на этом объекте в своё время по приглашению тогда ещё главкома РВСН, и, безусловно, очень большое впечатление производят выставленные в натуральную величину макеты межконтинентальных баллистических ракет, в том числе можно посмотреть их устройство, сделаны соответствующие разрезы. Нельзя ли поподробнее рассказать как используется Балабаново с точки зрения подготовки офицеров курсантов.

О. УСАТЕНКО: В Балабаново расположен наш учебный центр. Уникальность материально-учебной базы, которая там представлена, заключается в том, что это не совсем макеты изделия. Это изделия, которые были в какой-то степени сняты с вооружения и там размещены в натуральную величину. Это реальные образцы ракетно-ядерного оружия. Эта уникальность образцов как раз и позволяет нам использовать их в учебном процессе. Причем мы их используем как для подготовки курсантов с полной военно-специальной подготовкой, так и офицеров с высшей военной оперативно-технической подготовкой.

И. КОРОТЧЕНКО: Я хотел бы ещё раз вернуться к проблеме курсантов, потому что для очень многих молодых людей, которые будут в следующем году заканчивать среднюю школу, профессия офицера представляется весьма привлекательной и в частности профессия офицера-ракетчика. Но в то же время очень много вопросов по поводу курсантов, сколько учатся, какова социальная защищенность, можно было бы подробнее акцентировать внимание радиослушателей именно на этом вопросе.

О. УСАТЕНКО: Говоря о социальной защищенности, интересуют вопросы как материального, так и морального стимулирования. Если говорить о материальном стимулировании, то ежемесячное денежное довольствие курсантов на 1 и 2 курсе составляет около 2 тысяч рублей.

И. КОРОТЧЕНКО: Но при этом нужно сказать, что они находятся на полном государственном обеспечении.

О. УСАТЕНКО: Да, именно так.

И. КОРОТЧЕНКО: Питание, проживание, форма, все обеспечение идет за счет Министерства обороны.

О. УСАТЕНКО: А на 3-5 курсе, после заключения контракта денежное довольствие увеличивается практически в 6 раз. Составляет порядка 12 тысяч рублей. При этом ежемесячная премия для успевающих на отлично составляет около 5 тысяч рублей. Материальная помощь при убытии в отпуск 7 тысяч. Курсантам оплачивается 25% от стоимости путевки в санаторно-курортные учреждения Министерства обороны. Кроме того, курсанты, сдавшие квалификационные нормативы по физической подготовке, также имеют дополнительные выплаты. В целом, за год курсанты, успевающие на хорошо и отлично, сдающие квалификационные нормативы по физической подготовке, могут получать до 200 тысяч рублей. Курсантам ежегодно предоставляется два отпуска – зимний 15 суток и летний каникулярный отпуск 30 суток. Причем поездка в летний отпуск предоставляется бесплатно, оплачивается стоимость проезда. Время обучения в вузе засчитывается в срок военной службы, они обеспечиваются всеми видами довольствия – и вещевым, и продовольствием. Причем обеспечение проводится в порядке, который определен нормативными актами Министерства обороны. Для желающих развиваться в академии предусмотрены ряд образовательных программ, в частности переводчик в сфере профессиональной коммуникации, где куранты получают ещё дополнительную квалификацию по иностранному языку. Вместе с тем есть и оборотная сторона медали. За недисциплинированность, неуспеваемость, за нежелание учиться, для граждан окончивших военные вузы и уволенных с военной службы раннее срока в контракте предусмотрено возвращение средств в федеральный бюджет, которые были затрачены на военную и специальную подготовку. В целом, меры материального стимулирования постоянно развиваются. То же самое я могу сказать про наш преподавательский состав. Как я уже говорил, существует система материального стимулирования, как для военнослужащих, так и для лиц гражданского персонала. Я могу сказать, что сегодня с учётом указа президента №597 от 7 мая 2012 года преподаватели из числа гражданского персонала получают дорожную карту, и их денежное содержание находится на уровне ведущих преподавателей вузов страны.

И. КОРОТЧЕНКО: Поясните, что такое дорожная карта.

О. УСАТЕНКО: Это план мероприятий, направленный на поддержание социальной защищенности в частности таких категорий, как преподаватели, научные сотрудники. В соответствии с указом президента к 2018 году средняя зарплата данных лиц должна в два раза превышать среднюю зарплату в регионе.

И. КОРОТЧЕНКО: Как дальше строится карьера молодого лейтенанта, который закончил академию и получил первичное воинское звание и отправляется в войска?

О. УСАТЕНКО: Прохождение службы в войсках, безусловно, зависит от предназначения. Первичные воинские должности – это инженер расчёта, начальник отделения, командир группы подготовки пуска, либо это должности, связанные с технической ракетной базой. Фактически мы готовим офицеров на первичные должности, и в зависимости от прохождения службы они имеют возможность непосредственно повышать свою квалификацию как в войсках в системе профессионально-должностной подготовки, и потом при прохождении дальнейшей службы опять поступить в академию и получить уже второй уровень образования. Это офицеры с высшим военным образованием по программам высшей военной и оперативно-технической подготовки.

И. КОРОТЧЕНКО: Это для замещения каких должностей?

О. УСАТЕНКО: Это для замещения должностей командир дивизиона, командир полка, командир дивизии и их заместители.

И. КОРОТЧЕНКО: Если дальше человек задумывается о своём служебном росте, то это уже следующая ступень Военной академии Генерального штаба.

О. УСАТЕНКО: Да. Между учебой в академии, безусловно, существуют курсы повышения квалификации соответствующей переподготовки. Мы реализуем боле 120 программ повышения квалификации различных категорий. Не только командиров и инженеров, но и других специалистов.

И. КОРОТЧЕНКО: До недавнего времени остро стояла проблема с жильем для тех военнослужащих, которые проходят службу в Москве. Наверно, какая-то часть и ваших офицеров в академии, очевидно, также является очередниками. Как это вопрос решается?

О. УСАТЕНКО: До недавнего времени в академии было более 200 военнослужащих, которые стояли в очереди. Сегодня данная проблема фактически решена. Многие военнослужащие получили извещение для заселения. Причем получили в новостройках Москвы. Сейчас идёт процесс оформления документов, и я думаю, что к концу 2015 года эта проблема будет фактически решена для преподавателей академии.

И. КОРОТЧЕНКО: Спасибо.


Источник

Категория: Новости МО и МВД РФ и мира | Добавил: Ленпех (15.01.2015)
Просмотров: 1215
| Теги: ракеты, Интервью, Россия, военные | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 396
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 27
Гостей: 27
Пользователей: 0