22:28
Вторник, 16.04.2024
Главная » Статьи » Новости МО и МВД РФ и мира [ Добавить статью ]

The National Interest: почему Су-25 стал «Летающим танком»

Обычно интерес специалистов и любителей военной техники привлекают новейшие образцы, при создании которых использовались самые новые технологии и технические решения. Тем не менее, некоторые системы, разработанные в прошлом и до сих пор находящиеся в эксплуатации, тоже достойны рассмотрения, оценки и, нередко, похвалы. Причем давно известные образцы российской техники могут представлять интерес и для зарубежных специалистов.

26 августа американское издание The National Interest опубликовало статью «Russia's A-10 Warthog: Why the Su-25 Frogfoot Is a Flying Tank» («A-10 Warthog по-русски: почему Су-25 стал «Летающим танком») за авторством Себастьена Роблина. Автор статьи рассмотрел один из самых известных российских самолетов, вспомнил его историю и основные особенности, а также сравнил с основным зарубежным аналогом. По результатам подобного изучения Су-25 американский специалист сделал некоторые выводы.

В начале своей статьи С. Роблин отмечает, что штурмовик Су-25, носящий неофициальное прозвище «Грач» и известный в НАТО под обозначением Froogfoot, относится к специфическому виду авиационной техники. По объективным причинам, эта машина не может быть «на переднем крае технологий», однако является эффективным и полезным для войск средством атаки наземных объектов противника, благодаря чему уже получила достаточное широкое распространение и эксплуатируется военно-воздушными силами многих стран.

Цели и задачи российского самолета позволяют считать, что Су-25 является «одноклассником» американской ударной машины Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II, также известной под неофициальным прозвищем Warthog («Бородавочник»). При этом, однако, два самолета схожего назначения могут иметь разное будущее. В настоящее время военно-воздушные силы США планируют отказаться от эксплуатации штурмовиков A-10 к 2022 году. Российское командование, в свою очередь, не спешит отказываться от «Грачей». Более того, реализуются новые проекты модернизации, позволяющие ударным самолетам сохранять свой боевой потенциал и соответствовать современным требованиям.

Еще одним заметным отличием российского штурмовика С. Роблин называет особенности его экспорта и эксплуатации. В отличие от «Бородавочника», Су-25 поставлялся множеству зарубежных стран и за несколько десятилетий эксплуатации успел принять участие более чем в десятке вооруженных конфликтов. Так, в последние годы «Грачи» участвовали в операциях в Сирии, Ираке и Украине. Заметный опыт боевого применения подобной техники имеют как российские, так и некоторые зарубежные ВВС.

После введения в текущую ситуацию автор издания The National Interest счел нужным напомнить читателям историю советской и российской штурмовой авиации. Во время Второй мировой войны на вооружении Советского Союза состоял самолет Ил-2, получивший прозвище «Летающий танк». Эта техника была известна своим ударным потенциалом и способностью уничтожать различную технику противника, в том числе бронированную, при помощи пушек, ракет и бомб.

Позже ситуация изменилась. В шестидесятых годах прошлого века ВВС Соединенных Штатов «были влюблены» в концепцию победы при помощи ядерных бомб, доставляемых к целям стратегическими бомбардировщиками. Их вероятный противник в лице военно-воздушных сил СССР, в свою очередь, делал упор на поддержке войск и, как следствие, уделял особое внимание развитию фронтовой авиации. Тем не менее, в течение нескольких десятилетий после окончания Второй мировой войны советская боевая авиация не могла получить новый штурмовик, который был бы способен стать достойным преемником старого Ил-2.

Только в 1968 году командование ВВС пришло к выводам о необходимости создания нового «летающего танка», соответствующего всем предъявляемым требованиям. Был организован конкурс на разработку нового ударного самолета, победителем которого стало конструкторское бюро П.О. Сухого. В течение нескольких следующих лет были выполнены все необходимые работы, после чего стартовало серийное производство техники. Первые серийные Су-25 были выпущены в 1978 году. Площадкой для строительства этих машин стал авиазавод в Тбилиси. С. Роблин отмечает, что Су-25 вступил в строй на несколько лет позже американского A-10, который так же начал службу во второй половине семидесятых.

Как A-10, так и Су-25 создавались в целях приближения победы в титаническом столкновении армий НАТО и Организации Варшавского договора, которое могло начаться в любой момент Холодной войны. Оба самолета должны были бороться с вражескими танками, наносить удары по пехоте и выполнить прочие задачи непосредственной поддержки сухопутных войск. Для решения таких задач самолет должен был летать низко и медленно, чтобы летчик мог нормально наблюдать за полем боя и правильным образом выстраивать заходы для атак.

Полеты на малой высоте позволяли «Грачу» быть невидимым для зенитных ракетных комплексов большой дальности, которые могли в значительных количествах применяться в гипотетических боях на территории Европы. Тем не менее, это преимущество приводило к некоторым рискам: Су-25 на малой высоте подвергался опасности поражения зенитными системами ближнего радиуса. Подобная проблема была решена при помощи мощной защиты основных узлов и агрегатов машины.

Для защиты пилота в рамках проекта Су-25 была создана «бронированная ванна» – крупный агрегат из брони толщиной от 10 до 25 мм, прикрывающий кабину со всех сторон. С. Роблин пишет, что при создании защиты кабины броню получил даже мягкий подголовник пилотского кресла. Также в проекте были использованы бронирование топливных баков и многократное резервирование систем управления. Все эти меры были направлены на повышение вероятности выживания самолета после поражения теми или иными средствами противовоздушной обороны.

Как показывает практика боевого применения, «Грачи» могут выживать и возвращаться на базу даже при весьма сильных повреждениях. В подтверждение этого американский специалист приложил к своей статье фотографии и видеосъемки штурмовиков, подвергшихся обстрелу.

Несмотря на сходство целей и задач, Су-25 и A-10 имеют значительные различия в тактико-технических характеристиках. Советский/российский ударный самолет меньше и легче, а также отличается большей скоростью полета. Максимальная скорость «Грача» примерно на 50% больше, чем у «Бородавочника», который может разгоняться примерно до 600 миль в час. Одновременно с этим Су-25 проигрывает своему конкуренту в дальности полета и продолжительности патрулирования. Также он имеет вдвое меньший практический потолок и несет до 8 тыс. фунтов полезной нагрузки (3630 кг) против 16 тыс. фунтов (7260 кг) у Thunderbolt II.

Более важным отличием двух самолетов, по мнению С. Роблина, является разная типовая боевая нагрузка. Американские штурмовики обычно используют управляемые вооружения разных типов, такие как противотанковые ракеты AGM-65 Maverick. Также важным элементом комплекса вооружения является «чудовищная» скорострельная пушка GAU-8.

Типичная боевая нагрузка самолетов Су-25 имеет в своем составе несколько неуправляемых бомб калибра 250 или 500 кг, а также, при необходимости, кассетные боеприпасы и ракеты. Имеется возможность использования достаточно широкой номенклатуры неуправляемого ракетного вооружения. «Грач» может нести блоки ракет калибра 57 или 80 мм с общим боекомплектом в несколько десятков единиц, блоки на пять ракет С-13, а также крупные и тяжелые изделия калибра 240 либо 330 мм, которые перевозятся по одной на пилон. В носовой части штурмовика смонтирована пушка ГШ-30-2 калибра 30 мм, имеющая боекомплект в 260 выстрелов. С. Роблин пишет, что ГШ-30-2 не отличается «абсурдным темпом стрельбы», как это наблюдается в случае с оружием американского самолета.

На носовом обтекателе Су-25 имеется небольшое остекление, под которым располагается лазерный целеуказатель. Во время войны в Афганистане летчики Су-25 время от времени использовали управляемые ракеты Х-25МЛ и Х-29, использующие полуактивное лазерное наведение. Это оружие в основном использовалось для уничтожения опорных пунктов и баз противника, размещенных в горных пещерах. Пуск производился с дальностей не более пяти миль. Позже, во время войны в Чечне в боекомплект «Грачей» стали включать корректируемые бомбы КАБ-250 с аналогичными системами наведения, применявшиеся параллельно с другим оружием.

Тем не менее, управляемые вооружения использовались достаточно редко. По данным автора издания The National Interest, во время чеченских войн на корректируемые ракеты и бомбы пришлось лишь 2% от общего расхода авиационных средств поражения.

Су-25 по-прежнему сохраняет значительный арсенал вооружений, которые могут применяться для атаки пехоты противника. С. Роблин отмечает, что именно подобные возможности требовались «Грачам» в начале их боевой карьеры, стартовавшей в Афганистане 1981 года. Вскоре после начала боевых вылетов самолеты этого типа стали настоящей рабочей лошадкой ВВС СССР, взявшей на себя основную массу работы по уничтожению наземных целей. В общей сложности «Грачи» сделали более шести тысяч боевых вылетов, в ходе которых им приходилось уничтожать различные объекты противника в разных условиях. При решении некоторых боевых задач штурмовики Су-25 работали совместно с вертолетами Ми-24. Вместе техника двух типов эффективно выполняла задачу поддержки наземных войск.

Ситуация начала меняться после того, как у моджахедов появилась возможность получать переносные зенитные ракетные комплексы FIM-92 Stinger американского производства. Следствием появления нового зенитного вооружения стали атаки и те или иные потери самолетов, из-за чего штурмовикам пришлось работать на больших высотах. В целом, по данным С. Роблина, до конца советской операции было потеряно около полутора десятков «Грачей».

После распада Советского Союза парк техники штурмовой авиации был разделен между вновь образованными государствами. Интересно, что некоторые новые независимые страны, не использовавшие технику в локальных конфликтах того времени, продавали «Грачей» третьим странам, нуждавшимся в военной технике для ведения боев. Су-25 участвовали в нескольких вооруженных конфликтах. Так, македонские военные использовали такую технику против албанских формирований, Эфиопия боролась с Эритреей (и потеряла один штурмовик), Судан атаковал цели в Дарфуре, а Грузия применяла такую технику в ходе абхазского конфликта, потеряв несколько самолетов.


Особым случаем боевого применения Су-25 американский автор считает т.н. Французско-ивуарский конфликт ноября 2004 года. Из-за политических споров командование Кот-д’Ивуар, ранее получившее два самолета советского производства, отдало приказ о нанесении удара по лагерю французских миротворцев. Налет 6 ноября, осуществленный якобы пилотами-наемниками, привел к гибели 10 человек. Через несколько часов ВВС Франции атаковали стоянки техники в аэропорту Ямусукро, уничтожив оба «Грача» и несколько вертолетов, после чего стороны выразили готовность к началу мирных переговоров. Любопытно, что в результате французского авиаудара африканская страна лишилась всего парка техники своих военно-воздушных сил.

Россия вновь использовала свои штурмовики в ходе первой войны в Чечне, в 1994-95 годах. За время боев самолетами Су-25 было выполнено около 5300 вылетов. На ранних этапах конфликта «Грачами» были уничтожены все самолеты, остававшиеся на территории Чечни. Кроме того, они выполнили удар бетонобойными бомбами по президентскому дворцу в Грозном. В дальнейшем ударные самолеты использовались в качестве средства поддержки войск. От огня противника было потеряно четыре Су-25. Заметную роль самолеты сыграли и во втором конфликте, начавшемся в 1999 году, во время которых ВВС России потеряли лишь один борт.

С. Роблин посчитал необходимым отметить, что Су-25 является одним из немногих самолетов советской разработки, ставшим «главным героем» компьютерной игры, созданной в США. В 1990 году компанией Electronic Arts была выпущена игра «Stormovik: Su-25 Soviet Attack Fighter».

На базе штурмовика Су-25 была создана экспортная модификация Су-25К. Кроме того, был разработан учебно-боевой вариант Су-25УБ с двумя пилотскими кабинами. Характерной чертой учебной машины стала узнаваемая «горбатая» форма фонаря. Также российская промышленность разработала ряд проектов модернизации техники, часть которых была доведена до производства небольшой серией. На разных этапах развития техники предлагались проекты Су-25Т и Су-25ТМ. Наконец, в начале двухтысячных годов было решено, что дальнейшее развитие ударного самолета будет осуществляться в соответствии с проектом Су-25СМ.

Одним из главных нововведений проекта Су-25СМ является современный прицельно-навигационный комплекс ПрНК-25СМ «Барс», включающий аппаратуру спутниковой навигации. Также обновляемый самолет получает массу прочего нового оборудования, такого как индикатор на лобовом стекле вместо старого прицела, система оповещения о радиолокационном облучении и т.д. При борьбе с наземными целями Су-25СМ получает возможность более эффективного применения оружия с лазерным наведением, а в целях самообороны теперь может использоваться ракета «воздух-воздух» Р-73. Имеются некоторые улучшения, направленные на упрощение эксплуатации и обслуживания техники.

С. Роблин ссылается на статью «Here Comes the New Su-25: Russia's 'Flying Tank' Set for a Lethal Upgrade» своего коллеги Дэйва Маджумдара, опубликованную в апреле этого года. Темой этой публикации были последние российские успехи в деле модернизации «Грачей». Как писал Д. Маджумдар, последнее обновление самолета с обозначением «СМ3» позволяет штурмовику использовать противорадиолокационную управляемую ракету Х-58, которая может использоваться для подавления ПВО противника. Также самолеты теперь оснащаются комплексом радиоэлектронной борьбы «Витебск», способным защитить свой носитель от вооружения с радиолокационным или инфракрасным наведением.

Помимо России попытки модернизации Су-25 предпринимали Грузия и Украина. Грузинские военные планировали получить самолеты типа Су-25КМ «Скорпион», в обновлении которых участвовали израильские специалисты. Проект Су-25М1 был создан Украиной. В контексте зарубежных проектов модернизации автор издания The National Interest рекомендует ознакомиться с рекламным роликом грузинско-израильского проекта, который сейчас смотрится весьма интересно.

В 2008 году Су-25 ВВС России и Грузии приняли участие в войне в Южной Осетии. Сначала самолеты грузинских военно-воздушных сил оказывали поддержку своим войскам, наступающим на Цхинвали. Вскоре российские штурмовики начали помогать своей армии выбивать агрессора из Южной Осетии. За время боев, по данным С. Роблина, Россия потеряла три «Грача», причем два, вероятно, были сбиты дружественным огнем. Грузинские потери в виде нескольких машин стали результатом работы российских ЗРК. К удивлению наблюдавших за конфликтом специалистов, ВВС России не предпринимали попыток очистить небо над зоной конфликта от авиации противника.

В 2014 году Украина развернула свои штурмовики в восточных областях, планируя использовать их в борьбе с «сепаратистами». В мае этого же года Су-25 поспособствовали повторному захвату донецкого аэропорта. Кроме того, в течение следующих месяцев самолеты помогали своим войскам, удерживавшим аэропорт. За время выполнения боевых вылетов ВВС Украины потеряли четыре самолета Су-25, три из которых были поражены ракетным оружием: один при помощи ПЗРК, а в случае с тремя другими утверждалось, что их сбили ЗРК, находившиеся на российской территории. Четвертый штурмовик якобы был сбит российским истребителем МиГ-29. Еще два «Грача» были подбиты, но смогли вернуться на свои аэродромы. По результатам такого опыта боевого применения командование отказалось от дальнейших вылетов, не желая увеличения потерь.

В 2015 году «сепаратисты» из Луганской Народной Республики объявили о готовности применения собственного самолета Су-25. В зависимости от того, кто комментировал эту новость, речь шла о восстановлении музейного образца или о передаче боеспособной машины из России.

Су-25 в настоящее время используются ВВС Ирака в борьбе с террористической организацией «Исламское государство» (запрещена в России). В 2014 году иракские вооруженные силы приобрели у России пять штурмовиков. Еще семь машин были возвращены Ираном, удерживавшим их с начала девяностых годов.

Осенью прошлого года Россия отправила десяток модернизированных Су-25СМ на новую авиабазу в Сирии. Специалист отмечают, что из всех российских самолетов, задействованных в текущей операции, «Грачи» являются наиболее приспособленными для решения имеющихся задач. Су-25СМ выполнили порядка 1600 боевых вылетов и истратили более 6 тыс. средств поражения, в первую очередь неуправляемых бомб и ракет С-13. В 2016 году было решено вывести штурмовики из Сирии, передав роль борьбы с целями на переднем крае ударным вертолетам нескольких типов.


По результатам рассмотрения штурмовиков Су-25 советской/российской разработки американский специалист сделал определенные выводы. Прежде всего, С. Роблин пишет о несоответствии некоторых особенностей реальной ситуации и ожиданий. Так, всем интересно восхищаться истребителями F-22 или МиГ-29, отличающимися высокими характеристиками. В то же время, не самые популярные Су-25 оказывают куда большее влияние на различные вооруженные конфликты. Анализ недавних событий на тех или иных фронтах позволяет выучить несколько важных уроков.

В первую очередь, опыт боевого применения «Грачей», а именно достаточно высокие потери такой техники, показывает, что фронтовой авиации нужны средства противодействия противовоздушной обороне противника. Без уничтожения ПВО и средств радиоэлектронной борьбы штурмовики, летающие на малых высотах со сравнительно низкой скоростью, могут нести большие потери от зенитных комплексов российского производства, получивших значительное распространение.

Во-вторых, сирийская операция российских Воздушно-космических сил показывает, что они располагают разнообразными высокоточными авиационными вооружениями, однако предпочитают применять неуправляемые ракеты и бомбы. Именно такое оружие составляет основную массу используемых авиационных средств поражения.

Наконец, практика наглядно показывает, что самолеты-штурмовики, способные наносить мощные удары по наземным целям и имеющие развитую защиту от средств ПВО противника, по-прежнему представляют интерес для ВВС различных стран. Подобная техника и в будущем будет пользоваться заслуженным спросом со стороны различных заказчиков в лице военно-воздушных сил тех или иных стран.

Категория: Новости МО и МВД РФ и мира | Добавил: Ленпех (02.09.2016)
Просмотров: 597
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 360
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 36
Гостей: 35
Пользователей: 1
rusakov08