Главкомат
Военно-воздушных сил согласовал с Сергеем Шойгу решение заменить
бортовые знаки госпринадлежности летательных аппаратов с трехцветных
(белый, синий, красный) звезд на красные, как во времена СССР, пишут
«Известия».
«Решение принималось в рабочем порядке по представлению главкомата,
без специальных совещаний. Министр согласился с нашим главным доводом -
яркие триколорные звезды сильно демаскируют самолеты и вертолеты», -
заявил высокопоставленный офицер Минобороны.
Отечественная авиация с момента создания в 1920-х годах маркировалась
красными однотонными звездами. В 1970-е годы к ним добавили белую
окантовку, так как считалось, что это не фатально демаскирует общий
темный камуфляжный фон. С такими бортовыми знаками самолеты и вертолеты
достались ВВС России. В 2009 году тогдашний министр обороны Анатолий
Сердюков добавил к красному цвету яркую синюю окантовку, оставив белую,
так что звезда повторила цвета национального флага.
«В принципе идея благая - у нас очень красивый флаг, мы все гордимся
им. Но окраска самолета и вертолета в первую очередь должна быть
функциональной. Камуфляжная расцветка размывает контур летательного
аппарата, делает его малозаметным на средних и дальних дистанциях, а
вблизи затрудняет идентификацию. А красивый триколор повышает
заметность», - сказал источник в главкомате.
Согласно решению Шойгу, красные звезды на борту останутся вообще без
окантовки и уменьшатся в полтора раза. Но и красный цвет далеко не
идеален для маскировки, и в дальнейшем их заменят на так называемые
контурные звезды, которые уже разработаны и проходят проверку.
В научно-исследовательском центре маскировки 3-го Центрального
научно-исследовательского института Минобороны пояснили, что такое
контурные бортовые знаки госпринадлежности.
«Это только контур звезды, обведенный красным цветом. Сейчас так
маркируются все четыре опытных самолета пятого поколения Т-50, которые
базируются в подмосковном Жуковском. Мы выбираем оптимальную толщину и
размер контура. Возможно также, он станет не сплошной линией, а
пунктирной», - сообщил представитель научного центра.
Строевые летчики, опрошенные «Известиями», в основном согласны с
планами главкомата ВВС. Пилот истребителя Миг-29 Центрального военного
округа считает, что разноцветная эмблема значительно демаскирует
самолет.
«Посмотрите на наши самолеты. Миг-29СМТ в Курске покрыты серым тоном с
огромными разноцветными звездами, красные или синие тактические номера.
Цветные пятна даже полуслепым людям видны», - сказал летчик.
Другие офицеры, особенно технических служб, опасаются, что возврат
однотонных красных звезд приведет к путанице, не решив проблему
камуфляжа.
«К гадалке не ходи, окажутся на одном аэродроме машины с советскими
звездами, триколорными, новыми маленькими и контурными. Срок службы
лакокрасочного покрытия составляет 3-5 лет, не превращать же нам
техслужбы в маляров», - прогнозирует один из техников.
Решение Шойгу одобрил бывший главком ВВС Анатолий Корнуков. «Во
всем мире знают наши красные звезды и победные традиции. На стальном
фоне их практически не видно, ведь самолет постоянно маневрирует на
большой высоте и скорости», - заявил генерал.
Военный эксперт, один из авторов книги «Новая армия России» Антон
Лавров тоже высказался за однотонную окраску отечественной авиации.
«Отличительные знаки принято минимизировать. Но в мире еще нет
общепризнанного мнения об актуальности камуфляжа для боевых самолетов.
Бои в основном ведутся на таких расстояниях, где важнее показания
приборов, а не визуальное наблюдение. Но, естественно, если самолеты
камуфлируют, то оставлять демаскирующие признаки неразумно», - считает
эксперт.
Авиация западных стран давно перешла на контурные знаки
госпринадлежности. Американские USAF отказались от звезды в белом круге
еще в 1990-е годы, и сейчас их самолеты не имеют ни одного цветового
выделения на общем сером фоне.