22:06
Пятница, 26.05.2017
Главная » Статьи » Новости МО и МВД РФ и мира

Российские оружейники «послали» американские «Гарпуны» на Х-35

Еще в советское время появилась острая необходимость в создании новых ракет, способных уничтожать надводные корабли среднего водоизмещения. Такими ракетами предусматривалось вооружить морские, воздушные и наземные противокарабельные средства поражения. Задание на проектирование такого комплекса было поручено ОКБ «Звезда» в далеком 1977 году.

Первоначально рассматривался вопрос о создании ракетного комплекса «Уран» с противокарабельной ракетой Х-35 для кораблей и авиации.

От эскиза до реального опытного образца прошло несколько лет. И в 1992 году состоялись первые испытательные пуски.

Работы велись в условиях экономического кризиса, вызванного распадом СССР. Но усилиями энтузиастов-конструкторов удалось достигнуть желаемых результатов.

Уже в 1992 году новый комплекс был продемонстрирован на выставке вооружений «Мосаэрошоу-92» и сразу нашел потенциальных покупателей из Индии. Индусы заключили контракт на покупку вооружения для своих Военно-морских сил.

Через год, в 2013 году, завершились государственные испытания «Уран», и он поступил на вооружение кораблей ВМФ России.

В 2014 году готов был комплекс берегового базирования «Бал». И еще через два года - в 2015, завершились испытания авиационного варианта комплекса и принятия его на вооружение. Первоначально комплекс предусматривалось разместить на самолетах Ил-38SD. А впоследствии велись работы по перевооружению им самолетов Су и МиГ.

Ракета по своей форме не имеет отличительных особенностей, изготовлена по нормальной аэродинамической форме. Для уменьшения её габаритов при транспортировке и размещении в пусковой установке, крылья ракеты складываются.

Вариант ракет имеют ряд отличий, которые зависят от способа применения. На сухопутном, корабельном и вертолетном образцах устанавливаются ракетные ускорители, которые выталкивают ракету из установки и после достижения необходимой скорости в работу вступает основной, турбореактивный​ двигатель. Для самолетов нет необходимости в ускорителе, поскольку пуск ракеты осуществляется на достаточной скорости и высоте.

После выхода из пусковой установки или пуска с самолета, ракета на высоте 10-15 метров летит к цели, управляемая инерциальной системой. На определенном расстоянии до поражаемого объекта, на ракете включается головка самонаведения, которая обнаруживает цель, выдает команду на снижение до высоты полета 5 – 3 метра. Предельно малая высота и дозвуковая скорость полета делают практически невозможным обнаружение ракеты корабельными средствами ПВО.

Головка наведения работает по принципу активной радиолокации и обладает устойчивой помехозащищенностью от средств радиоэлектронного противодействия.

Предусмотрена установка на ракету и тепловой головки наведения.

ТТХ ракеты:
• Угол горизонтального обзора, град от −45 до +45
• Угол азимутального обзора, град от +10 до −20
• Дальность действия, км 260 (50 для Х-35УЭ)
• Вес, кг 40-47,5
• Диаметр, мм 420
• Длина, мм 700
• Ограничения по применению ГСН:
• осадки, мм/с до 4
• волнение моря, баллов до 6
• температура использования, C
• от −50 °C до +50 °C

Возникает вопрос, каким образом выдерживается столь малая высота полета? Все очень просто, в состав аппаратуры Х-35 входит радиовысотомер, имеющий приемник и передатчик. Это дает возможность выдерживать высоту в с точностью до 1 метра в полосе маршрута +/- 5 км, не зависимо от выполняемых маневров.

Для полета ракеты, как уже упоминалось, используется турбореактивный двигатель ТРДД -50, который работает на авиационном керосине.

Для поражения надводных кораблей массой до 5000 тонн, боевая часть ракеты Х-35 снабжена осколочно-фугасным зарядом. Массы взрывчатого вещества вполне достаточно для того, чтобы пустить на дно торпедный, ракетный, артиллерийский катера, или транспортное судно.

Теперь стоит перечислить все варианты использования Х-35. Начнем с авиационного.

Снаряд подвешивается на крыльевой держатель самолетов Су-24, Су-30, Су-35 и МиГ-29.

Вертолеты, с которых применяются Х-35 - Ка-27 и Ка-28 (экспортный вариант Ка-27 ПЛ).

Второй вариант – корабельный.

Здесь ракеты размещаются в транспортно-пусковых контейнерах комплекса «Уран». Они имеют ускорители и складывающиеся крылья. Кроме этого на корабельных и наземных комплексах имеется аппаратура проверки готовности ракет.

Небольшие размеры, стоимость ракеты и эффективность поражения целей позволяет расширить область применения их в оснащении боевых кораблей и гражданских судов. Это говорит об универсальности созданного российскими конструкторами оружия. Количество боеприпасов может зависеть от решаемых задач.

И третий вариант – наземный.

В этом варианте комплекс в который входит ракета Х-35, получил название «Бал-Э». Конструктивно все соответствует корабельному варианту. «Бал-Э» размещен на автомобильном шасси, что делает его маневренным, автономным и позволяет избежать поражения от сверхточного оружия противника.

В состав комплекса входят несколько машин:
1. командный пункт, с которого осуществляется управление и связь;
2. пусковые установки – 4 машины;
3. транспортные машины – 4 единицы.

В качестве шасси используется МЗКТ-7930 «Астролог», обладающая высокой проходимостью и запасом хода. Каждая транспортная машина способна перевозить 8 ракет. С учетом того, что пусковые установки заряжены, нетрудно подсчитать, что всего в одном комплексе имеется 64 ракеты.

Наносить удар по неприятелю можно как, одиночными ракетами, так и залпом из нескольких ракет. Для повторного залпа требуется не больше 30 минут на его подготовку. Такая сила с большей вероятность способна уничтожить группировку кораблей противника.

Для того, чтобы привести весь комплекс в готовность для пуска ракет, требуется всего 10 минут. Примечательно, что отечественный комплекс обладая своей радиолокационной станцией обнаружения. Может получать информацию о цели и от других средств, БПЛА и станций загоризонтного обнаружения.

Несмотря на все это, разработчики не останавливаются на достигнутом и продолжают работы по усовершенствованию ракетных противокорабельных комплексов.

Ну и последний вариант – контейнерный. Он был представлен в 2011 году. В его состав входит 4 ракеты и имеет несколько модификаций:

1. Х-35 (3М24) — ПКР для береговых комплексов и надводных кораблей
2. Х-35У — унифицированная ПКР для ВМФ России, дальность пуска 260 км.
3. Х-35УЭ — экспортная версия Х-35У — унифицированная.
4. Х-35В — ПКР для вертолётов
5. Х-35ЭВ — экспортный вариант ПКР адаптированной под условия эксплуатации во Вьетнаме, для корабельного ракетного комплекса «Уран-ЭВ», работы по которому ведутся корпорацией «КТРВ» винтересах ВС Вьетнама[19]
6. Х-35Э (3М24Э) — экспортный вариант Х-35
7. 3М-24ЭМБ — учебные варианты ракет поставлявшиеся во Вьетнам[19]

Тактико-технические характеристики:
1. Дальность пуска, км:
2. 130 (Х-35)
3. 260 (Х-35УЭ)
4. Высота полёта, м:
5. на маршевом участке — 10-15
6. на конечном участке — 4
7. Скорость полёта соответствует М=0,9
8. Стартовая масса, кг:
9. в варианте корабельного (берегового) базирования — 600
10. в варианте базирования самолёт/вертолёт — 520/610
11. Боевая часть осколочно-фугасная проникающего типа
12. Масса боевой части, кг — 145
13. Длина ракеты, м:
14. в корабельном (вертолётном) варианте — 4,4
15. в самолётном варианте — 3,85
16. Диаметр ракеты, м — 0,42
17. Тип топлива- жидкое, керосин.

В настоящее время Х-35 принята на вооружение армий 6 стран мира, России, Индии, Алжира, Вьетнама, Казахстана и Туркмении.

Достоинством отечественного образца можно считать возможность ракеты преодолевать систему ПВО, чему способствуют небольшие размеры, небольшую боевую часть, независимую систему наведения и возможность выполнять залповый огонь. Плюс к этому и помехозащищенность станции наведении ракеты, в которую входит инерциальная система, позволяющая пускать ракеты с больших расстояний не входя в зону поражения противника.

Как и у каждого сложного механизма, у Х-35 имеются недостатки.

Они выражены:
1. в узкой специализации, применяются только для поражения надводных кораблей;

2. небольшой дальности пуска, что делает возможным поражать носитель ракетными комплексами противника большой дальности;

3. отсутствием взаимодействия между ракетами в залпе, хотя эта проблема компенсируется системой выбора цели.

В мире на вооружении многих стран имеются подобные образцы ракет, которые не значительно отличаются от российской, как по конструкции, так и по своей оснащенности.

Самой близкой по своим характеристикам считается американская ПКР «Harpoon» («Гарпун»). Она, как и отечественная ракета разрабатывалась примерно в одно и тоже время. но американская имеет немного большую массу боевой части и заметно отличается внешним видом. Но Х-35 оснащена более помехозащищенной головкой самонаведения.

По неподтвержденной информации, США задумались над приобретением российских ракет, для установки их на свои пусковые установки.

Василий Прохоров

Категория: Новости МО и МВД РФ и мира | Добавил: Ленпех (04.07.2016)
Просмотров: 540 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Военный пенсионер.рф

Новости мира
Опрос
За кого Вы проголосуете на выборах Президента РФ
Всего ответов: 2901
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 56
Гостей: 55
Пользователей: 1
sgetsevich