Минобороны планирует к 2014 году отказаться от дальнейших закупок грузовиков «МАЗ», на которых должны перевозить новые грунтовые ракетные комплексы «Авангард» и «Ярс», сообщил «Известиям»
высокопоставленный источник в главкомате Ракетных войск стратегического
назначения (РВСН).
По его словам, вместо белорусских грузовиков межконтинентальные ракеты будут ставить на отечественные «КамАЗы».
«С этой целью на Камском заводе в 2013 году заканчивают перспективное
грузовое шасси «Платформа». На них мы установим не только пусковые
установки, но и все вспомогательные комплексы: подвижные общежития,
машины обеспечения
боевого дежурства и т.д.», - говорит он.Белорусам пока не дали
окончательный отказ от их продукции. В РВСН уже поступили первые
серийные минские грузовики на новом шасси МЗКТ. В рамках военного
сотрудничества с Беларусью до 2014 года российские войска получат
несколько десятков «Ярсов» на минских машинах, но новых закупок уже не
будет.
Ходовые испытания «Платформ» из Набережных Челнов начнутся нынешней
зимой, а к 2014 году первыми на них встанут «Ярсы». Новая пусковая
установка под эту МБР уже готова и пойдет на испытания вместе с
остальными машинами семейства.
По мнению военных, отечественные шасси лучше отвечают требованиям
РВСН. На их основе появится три типа машин. 16-осный тягач
грузоподъемностью более 85 т станет платформой
основой пусковой установки. 12-осный тягач грузоподъемностью более 50 т
планируется использовать как передвижное общежитие личного состава,
узел связи, командный пункт, штаб, пункт обеспечения боевого дежурства.
Третий грузовик семейства - это седельный тягач, без кузова и с одним
узлом крепления для прицепа. На прицепе он способен перевозить груз
массой 90-165 т.
«Платформа» превосходит МЗКТ по грузоподъемности и проходимости. У
белорусов грузоподъемность 80 т, у наших - более 85 т. Скорость по
пересеченной местности - 35-40 км/ч против 30 км/ч. Глубина
преодолеваемого брода 1,5 м, у минчан - 1,1 м», - заявил он.
Если «Платформа» приживется в РВСН, то «КамАЗы» на ее базе пойдут уже
во все виды и рода Вооруженных сил, чтобы сменить ныне
эксплуатирующиеся «КрАЗы» и устаревшие «МАЗы» в плохом техническом
состоянии. Потребность войск в перевозках крупногабаритных грузов и
военной техники
очень большая, уточнил офицер.
Однако его коллеги из технических служб в «КамАЗах» не уверены. Один
из них сказал, что у челнинцев практически нет опыта создания
большегрузных сложных автомобилей.
«Да, они применили оригинальную схему: у каждого из 32 колес свой
электродвигатель. То есть двигатель машины работает на генератор, тот
передает энергию колесным электродвигателям, мощность и проходимость
увеличиваются. Если из строя выйдут даже две трети колес, то машина
сохранит подвижность. Другой плюс - отсутствие карданного вала, от
которого очень зависит подвижность машины. Но в Минске и Кременчуге
опыта побольше», - считает он.
По его данным, в Набережных Челнах производство налажено не столь
идеально, как требуют машины для ядерного щита России. Например, новые
двухосные «Мустанги» часто ломаются из-за некачественного производства,
добавил офицер.
«Штучные экземпляры они могут вылизать и прославить на весь мир
посредством ралли. Но крупносерийное производство - это другое», -
говорит собеседник «Известий».
Однако источник в главкомате РВСН сомнения строевых ракетчиков
развеял. Он заявил, что нужно учитывать российско-американский Договор о
мерах по сокращению и ограничению стратегических наступательных
вооружений 2010 года. Согласно документу, обе стороны обязуются иметь не
более 700 развернутых носителей ядерного оружия - МБР шахтного и
колесного базирования, ракет подводных лодок и бомбардировщиков. На долю
«Платформы» придется совсем небольшое количество пусковых комплексов.
«Водители и техники в РВСН более культурны и технически
подкованны, чем в остальных Вооруженных силах. К тому же водителями
новых машин обязательно будут контрактники или даже офицеры», -
подчеркнул он.
Грузовики Минского автозавода марки 7912/7917 на шасси МЗКТ-79221
считаются символом РВСН. На них перевозились практически все советские
подвижные комплексы, в том числе знаменитая СС-20. Во всех парадах на
Красной площади участвовали именно «МАЗы».