На
неделе были обнародованы указы о том, что посты заместителей министра
обороны Сергея Шойгу вместо Дмитрия Чушкина и Елены Морозовой,
считающимися людьми Анатолия Сердюкова, займут Руслан Цаликов и Юрий
Борисов. Очевидно, что новый министр не собирается работать с командой
своего предшественника, потому что такая работа выглядела бы как
история из басни про лебедя, рака и щуку, тянущих воз в разные стороны.
Один из новых заместителей министра – Руслан Цаликов –
человек, который уже более двадцати лет работает в тесной связке с
Сергеем Шойгу. По понятным причинам сегодня министру обороны не до
экспериментов с кадровым составом в Минобороны, а потому он старается в
своей работе опереться на проверенных людей. Кто-то называет это
зачатками проявления клановости, но такое суждение не выдерживает
никакой критики. Каждый человек, который оказывается на достаточно
высоком посту, старается подобрать профессиональный коллектив,
представителям которого можно доверять, и которые успели проявить себя в
качестве достойных сотрудников. Клановость начинается тогда, когда
даже при отсутствии эффективности деятельности ведомство обрастает
«своими людьми», как это было с предыдущим кадро Если это считать
клановостью, то тогда она проявляется в любом государстве мира, в
котором к власти приходит определенная политическая сила. Клановость в
Вашингтоне, клановость в Париже, клановость в Берлине…
Итак,
Руслан Цаликов, который работал бок о бок с Сергеем Шойгу как в бытность
последнего главой МЧС, так и во время губернаторства в Московской
области, занимает пост замминистра, курирующего финансовые аспекты
развития армии. После череды коррупционных скандалов в Минообороны этот
пост выглядит знаковым, ведь от рационального финансирования и степени
эффективности расходования средств зависит не просто имидж
Министерства обороны, но и будущее всей военной реформы. Если Цаликов
сумеет выстроить систему, при которой над финансовой составляющей
деятельности главного военного ведомства будет осуществляться грамотный
контроль, то и сама модернизация армии уже не будет подвергаться
скепсису со стороны военнослужащих и представителей, скажем так,
гражданской общественности.
Активная работа в
республиканском министерстве привела Руслана Цаликова в МЧС, где он в
течение ряда лет занимался финансово-экономической деятельностью.
Благодаря и его работе тоже, МЧС стало одним из самых оснащенных
ведомств России, на что обращали внимания представители и МВД, и
Министерства обороны.
После перехода Сергея Шойгу на
губернаторский пост в Подмосковье, взял он в свои замы и Руслана
Цаликова. Поэтому стоит рассчитывать на то, что Цаликов – тот человек,
которому, действительно можно доверять, а это, надо признать, в нашем
Министерстве обороны в последнее время вообще становится большой
редкостью: доверие выветривалось как эфемерный аромат при открытом
настежь окне.
Пост замминистра, курирующего вопросы вооружения,
занял Юрий Борисов. Он закончил Пушкинское высшее командное училище
ПВО. Кроме того, есть в багаже Борисова и диплом об окончании
Московского госуниверситета.
С 1974 по 1998 года Юрий Борисов
проходил службу в Вооруженных Силах, после чего перешел на должность
генерального директора ЗАО «НПЦ «Модуль». В свое время эта компания
занималась созданием программного и аппаратного обеспечения для
компьютерной техники, использовавшейся, в том числе, и в военной сфере.
В течение четырех лет (2004-2008) Борисов работал начальником
Управления радиоэлектронной промышленности и систем управления,
заместителем руководителя Федерального агентства промышленности. Именно
этот участок работы привел Юрий Борисова в Министерство
промышленности, а потом в тот сегмент Правительства РФ, который связан с
деятельностью Военно-промышленной комиссии, отвечающей за работу в
сфере Гособоронзаказа.
Исходя из биографии Юрия Борисова,
следует, что этот человек отнюдь не случайно оказался заместителем
министра обороны. Несмотря на то, что Борисов никак не относится к так
называемой «команде Шойгу», он призван в ведомство для решения
наболевших задач по решению проблем с Гособоронзаказом. В последние
годы эта проблема перешла в разряд одной из основных, приводящих к
существенному торможению проведения военной реформы. Если учесть, что
сам Борисов отлично знаком с положением дел в российском
военно-промышленном секторе, то это дает ему возможность говорить о
том, что он может взвешенно подходить к заключению контрактов с
поставщиками, да и, чего уж греха таить, более активно договариваться в
плане начала реализации масштабных производственных проектов.
Новые
заместители нового министра обороны, по крайней мере, в силу их
профессиональных особенностей, уже не выглядят случайными в Минобороны
людьми. В этой связи можно сказать, что «девичник» в главном военном
ведомстве России завершился. На место сотрудников, успевшим показать
свой явно не высокий профессионализм в свете нынешней череды
коррупционных скандалов, приходят совсем другие люди.
Не стоит
раздавать излишне большие авансы, но хочется надеяться, что
профессионалы в Минобороны, занявшие, пожалуй, самые хлопотные
должности, оправдают то доверие, которое им оказали.
Сегодня
перед финансово-экономическим и военно-техническим подразделениями
Министерства стоит первоочередная задача наладить качественный диалог с
производителями вооружений и военной техники на таком уровне, чтобы
никаких пробуксовок с выполнением Гособоронзаказа, набивших оскомину за
последние годы, не возникало. Задача, безусловно, сложна, но на то и
вводятся в строй высших руководителей Минобороны далеко не случайные
люди.