Стоимость дерзкого проекта – триллион долларов.
Эксперимент,
на который налогоплательщики США уже истратили более 1 трлн. долларов,
признан неудачным. Мало того, что потрачена колоссальная сумма, неудача
поставила в затруднительное положение военное ведомство США, а западные
военные эксперты оценили ее как «стратегический провал». Это не
преувеличение: военная доктрина страны прямо указывает основной ударной
силой, наиболее важным родом войск – авиацию. Всю, вертолетную и
реактивную, палубную и аэродромную, штурмовую и бомбардировочную и т.д.
Удар, который военная промышленность нанесла по обороноспособности США,
оказался крайне болезненным для всех слоев общества, а кроме того,
пошатнул позиции США на рынке современных высокотехнологичных
вооружений.
Речь идет о широко разрекламированном истребителе
5-го поколения F-35 Lightning II, ценой 107 млн. долл. за штуку. К марту
2013 года собраны и кое-как летают 56 самолётов Lockheed Martin F-35
разных модификаций.
Вот что пишет об этом чуде американского
самолетостроения блогер U-96: «По мнению независимого австралийского
аналитического центра «Air Power Australia», F-35 не соответствует
большому числу требований к истребителю пятого поколения и является
истребителем поколения 4+ из-за невозможности полета на сверхзвуковой
скорости без использования форсажа, низкой тяговооруженности,
сравнительно высокой ЭПР. Как указано в секретном докладе отдела по
испытаниям и оценке (DOT&E) Минобороны США, который оказался в
распоряжении американских СМИ, все три разработанные на данный момент
версии F-35 имеют массу «родовых» проблем, конструктивных недостатков и
просчетов. Так новейший истребитель совершенно не защищен от взрыва,
если в топливные баки попадет разряд молнии.
Помимо непродуманной
защиты бортовой РЛС от молнии, истребитель также получил слабую систему
генерации инертных газов (OBIGGS), отвечающую за наполнение
освобождающихся объемов топливных баков инертными газами и поддержание в
них низкого уровня кислорода. То есть, пролет возле грозового фронта (а
в Атлантике и в Тихом океане они часты – Ред.) вероятнее всего приведет
к сбою этой бортовой системы. Ну а поддержание постоянного низкого
уровня кислорода в топливных баках необходимо для предотвращения взрыва
двигателя и самих баков в случае попадания молнии.
Как отмечают
американские военные эксперты из Управления эксплуатационных испытаний и
оценки (OT&E) Пентагона, недоработки OBIGGS привели и к ограничению
скорости снижения. В настоящее время этот параметр при полетах на
высотах менее 6 километров не должен превышать 1,8 тысячи метров в
минуту. Стоит чуть превысить – и сбой системы обеспечен.
Что
касается версии для морской пехоты – палубных истребителей вертикального
взлета – у этого истребителя категорически перегревается вентилятор
вертикального полета и ломаются приводы поворотного сопла. То есть,
машина уязвима на взлете, как ни один из аналогов.
Но гораздо
страшнее недостатки, заложенные в конструкцию истребителя еще на этапах
проектирования и обкатки компьютерных моделей. Например, шасси и
посадочный гак палубного F-35 спроектированы так, что самолет не может
взлетать с палубы авианосца или садиться на нее. Любые попытки изменить
технические характеристики авиационной механики и гидравлики приводят к
тому, что возрастает масса машины и мощности двигателей попросту
перестает хватать.
Одно из важнейших отличий самолетов 5-го
поколения от «4+» или «4++», помимо технологий радарной невидимости, в
том, что пятое поколение – это, по сути, сложнейший электронный
комплекс, аналог спутника управления наземной группировкой. Компьютерная
система 5-го поколения обслуживает не только боевые и навигационные
системы самого истребителя, но и работает как целеуказатель для «своих»
танков и артиллерии, как разведчик для мобильной пехоты. Так вот, во
время испытаний выяснилось, что бортовой электронике всех трех версий
F-35 не хватает стабильности в работе, что пагубно отражается на
целеуказании и даже пилотировании самой крылатой машины.
«Особенно
сильные сомнения в боевой эффективности машины породили результаты
учений Pacific Vision - 2008. Именно тогда выяснилось, что
позиционировавшийся как самолет пятого поколения F-35 вчистую
проигрывает Су-35 поколения «4++», а к зоне действия ЗРК С-400 «Триумф»
ему лучше не приближаться. То есть машина может летать только в тихую
ясную погоду, вне зоны ПВО, без форсажа, резких маневров и выполнения
боевых задач», пишет издание SmartNews.
Из исходного секретного
доклада Пентагона, который был подготовлен для членов Конгресса, но
попал в прессу, выяснились и иные недостатки, позволяющие сделать
неутешительный для ВВС и ВМФ США вывод – истребители F-35 Lighting II не
готовы не только к боевым, но даже к учебным вылетам. Помимо уже
названных недостатков, у машины затрудненный обзор из пилотской кабины
(фонаря), а также зафиксированы отказы различных бортовых систем при
температуре ниже 15 градусов Цельсия (на высоте нескольких километров
температура, как правило, еще ниже). Фонарь, кстати, сделали скрытым
из-за того, что летчикам в этой машине предложен инновационный шлем с
дисплеем кругового обзора, но эта новинка уже отвергнута самими
летчиками – крутить головой в бою гораздо надежнее.
По данным
военных экспертов, эксплуатация одного такого истребителя в течение его
жизненного срока – с учетом постоянной «доделки» разнообразных неполадок
и отладки «сырых» систем – будет стоить порядка 400 млн. долл. (то
есть, практически в 4 раза больше самой машины). Эта новость, наряду с
осторожными обещаниями американских промышленников «довести до ума» 2 из
3 вариантов истребителя, уже заставила задуматься союзников США по
Северо-Атлантическому блоку. Так, Дания и Австралия, намеревавшиеся
закупить перспективные машины, уже отказались от этих планов.
Итальянское правительство пока размышляет.