На
территории Армении, недалеко от города Гюмри, расположена 102-я
Российская военная база, представляющая собой одну из важнейших объектов
геополитического присутствия России в Закавказье, а также одну из
главных составляющих российско-армянских отношений. К тому же срок
пребывания российских военных на базе в Армении продлён до 2044 года.
Российские пограничники совместно со своими армянскими коллегами несут
охрану границ Армении с Турцией и Ираном. Но на этом взаимодействие
России и Армении в военной области не заканчивается: Армения, ко всему
перечисленному выше, является ещё членом ОДКБ.
Некогда,
помнится, Борис Грызлов назвал Армению форпостом России в Закавказье. В
принципе, если подумать, то так оно и есть. Армения на данный момент
единственный стратегический союзник России в Закавказье и одна из
немногих стран, где есть российское военное присутствие. По словам
многих армянских политиков и военных экспертов, российское военное
присутствие в Армении является существенным элементом национальной
безопасности Армении.
Казалось бы, Россия и Армения союзники,
стратегические партнёры, связанные многими договорённостями в военной
области и, исходя из всего этого, Россия должна учитывать
геополитические и стратегические интересы своей союзницы Армении. Но что
происходит на самом деле? А на самом деле всё происходит наоборот. А
конкретно происходит то, что главный противник Армении в регионе,
Азербайджан, закупает половину своего вооружения у важнейшего
стратегического партнёра Армении, России. Если бы Азербайджаном
закупались вооружения только оборонительного характера, то тут ещё можно
было бы, как сейчас говорят, понять и простить. Но закупленные в России
Азербайджаном вооружения в основном носят наступательный характер,
нежели оборонительный.
Список закупленных наступательных
вооружений Азербайджаном в России весьма внушителен. Контракты,
подписанные о поставках российского вооружения в Азербайджан,
исчисляются несколькими миллиардами долларов. Ещё в 2006 году у России
были закуплены 62 танка Т-72М1, которые впоследствии прошли модернизацию
благодаря израильской компании Elbit Systems. Далее закупались САУ 2С7
«Пион» в количестве 12 единиц, БТР-80 и БТР-80А в общем количестве 70
единиц, 24 единицы ударных вертолётов Ми-35М, до 70 вертолётов Ми-17-1В
было заказано у Казанского вертолётного завода для ВВС и ГПС, 100 единиц
ПТРК «Корнет», а также Россия предоставила Азербайджану лицензию на
производство до 120 000 автоматов АК-74М калибром 5.45 мм.
Ко
всем ранее закупленным вооружениям добавились ещё и недавние поставки из
России в Азербайджан новых наступательных видов вооружений. Если быть
конкретным, то между Азербайджаном и Россией был заключён контракт на
закупку 94 танков Т-90С ( также существует опцион ещё на 94 танка Т-90С
), 18 единиц САУ 2С19 «Мста-С» ( тоже существует опцион на такое
количество «Мста-С» ), 18 единиц САО 2С31 «Вена», столько же РСЗО
«Смерч» и 6 единиц ТОС-1А «Солнцепёк.
Новые образцы военной
техники, закупленные Азербайджаном в России, были продемонстрированы на
военном параде 26 июня в честь 95-летия создания ВС Азербайджана.
Естественно после всего этого в армянских СМИ начали появляться
высказывания различных военных экспертов и политиков о том, что Россия
предала Армению, о том, что Армении нужно держать курс в НАТО, в общем, о
полном разрыве отношений с Россией и расторжении всех военных
договорённостей. Хотя были и такие эксперты, которые утверждали, что
Армении беспокоиться не стоит, что Россия те же вооружения поставляет
Армении за даром или же по льготной цене. В действительности же это
всего лишь громкие заявления для внутренней публики, так как практически
ничего из того, что было за последние годы продано Азербайджану
Россией, по льготной цене, а тем более за даром, Армении не было
поставлено.
Сложно себе представить, что Турция, как самый важный
и стратегический союзник Азербайджана, поставляла бы новейшие виды
вооружения в Армению. Ну, во-первых, у Турции свои разногласия с
Арменией, а во-вторых, это могло бы спровоцировать разрыв отношений
между Азербайджаном и Турцией. Азербайджан имеет свою независимую
внешнюю политику, свои геополитические интересы в регионе, свою
устойчивую экономику. В свою очередь, Армения с зависимой от России
экономикой, с зависимой политической элитой, в буквальном смысле, не в
состоянии что-либо предпринять, чтобы препятствовать российским
поставкам вооружений в Азербайджан. Всегда, когда становилось известно о
каких-либо поставках в Армению вооружений, Азербайджан на
государственном уровне выражал своё недовольство этим. Примером может
послужить то, что недавно стало известно о том, что ВС Армении имеют у
себя на вооружении ПТРК «Милан» франко-германского производства. Как
известно, эти страны возложили эмбарго на продажу в Армению и
Азербайджан вооружений в связи с нагорно-карабахским конфликтом. Так
реакция азербайджанской стороны была моментальной: у посольств этих
стран в Азербайджане было потребовано внести ясность в вопрос, каким
образом эти комплексы попали в Армению, несмотря на эмбарго в связи с
поставкой вооружения в этот регион.
Всё выше написанное приводит к
мысли, что ни какого стратегического союза между Арменией и Россией
нет, а если же он есть, то он очень хрупок. Но это всего лишь моё
субъективное мнение. Да, Россия действительно является единственным
гарантом безопасности Армянской Республики. Но само понятие о
стратегическом партнёрстве не вписывается в армяно-российские отношения.
Союз Армении и России – вынужденный союз. У России кроме Армении в
закавказском регионе не осталось близких и доверенных партнеров. В свою
очередь, у Армении кроме России нет столь близкой другой страны, которая
могла бы защитить, помогать обеспечивать безопасность страны и
поддерживать Армению в экономическом плане. Нерешённый конфликт в
Нагорном Карабахе всё больше и сильнее сказывается на развитии экономики
Армении, на её отсталость в гонке вооружений. Доходы Азербайджана год
от года растут, военный бюджет Азербайджана уже к 2015 году будет
доведён до $5 миллиардов, закупки современной военной техники будут
увеличиваться, и власти Азербайджана это ничуть не скрывают.
Естественно, страны-экспортёры военной техники, в том числе и Россия,
заинтересованы в том, чтобы Азербайджан, как страна, закупающая не малое
количество вооружений, закупала именно у них. На это, кстати, обратил
внимание и генеральный секретарь Организации Договора о коллективной
безопасности Николай Бордюжа, находившийся с недавним визитом в Армении,
где ему был задан вопрос одним из журналистов, касающейся последних
поставок вооружений из России в Азербайджан. Тогда Николай Бордюжа
сказал журналисту, что поставки российского вооружения в Азербайджан
связаны с финансовой выгодой, которую Россия получает, продавая
вооружение Азербайджану. Это заявление Николая Бордюжи вызвало в Армении
ещё большее возмущение, так как, по мнению большинства армянских
экспертов, Россия заменила стратегическое партнёрство с Арменией на
выгодные оборонные сделки с Азербайджаном. Бывали и мнения, что
поставляя оружие Азербайджану, тем самым Россия ещё более укрепляет своё
присутствие в Армении. Но какие бы мнения не звучали, какие бы ни были
обвинения в сторону России и каким сильным не было желание Армении
сменить свой пророссийский курс на прозападный, от этого, конечно же,
стратегический и военный союз Армении и России не рухнет. Россия
продолжает укреплять свои позиции в регионе и в частности в Армении,
договорённости о присутствии российских военных в Армении до 2044 года
ещё в силе.