00:45
Среда, 07.12.2016
Главная » Статьи » Новости МО и МВД РФ

Опасные манёвры вокруг «Адмирала Кузнецова»

Могла ли подлодка Нидерландов потопить наш авианосец
Как уже сообщалось, 9 ноября недалеко (по морским меркам) от авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», находящегося в Средиземном море, была обнаружена дизель-электрическая подводная лодка Королевских ВМС Нидерландов проекта «Валрус». Лодка была обнаружена на расстоянии 20 километров от российской авианосной группы.

Этот случай не единственный. Вокруг группы кораблей, в которую входят авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», а также суда обеспечения, постоянно кружат с разведывательной целью субмарины НАТО. И началось это уже на второй день похода — 16 октября.

Самым крупным «уловом» противолодочной обороны, которую обеспечивают корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», стала американская атомная подводная лодка с крылатыми ракетами «Вирджиния». Впрочем, это была нескрываемая попытка оказания психологического давления на российских моряков, потому что лодки такого класса к разведывательным операциям не привлекаются.

Маневры нидерландской подлодки, которые могли привести к опасному сближению, были зафиксированы гидроакустическими станциями противолодочных кораблей. В воздух были подняты противолодочные вертолеты Ка-27ПЛ. С подводной лодкой был установлен гидроакустический контакт, который устойчиво поддерживался, несмотря на попытки маневрирования. Корабли более часа отслеживали ее движение и вынудили покинуть район нахождения авианосной группы.

Необходимо сказать, что с нидерландской лодкой «Валрус» российские корабли эскорта «Адмирала Кузнецова» справились без каких бы то ни было проблем. И это было предопределено не только тем, что лодка, как заявил представитель информационного департамента Минобороны Игорь Коношенков, действовала крайне неуклюже. Но и благодаря существенному перевесу оборонительного потенциала наших БПК над возможностями противника.

Подводный флот Нидерландов состоит из четырех дизель-электрических лодок типа «Валрус», спроектированных в середине 80-х годов, — «Морж», «Морской лев», «Дельфин» и «Морская свинья». Лодка имеет подводное водоизмещение в 2800 тонн, длину — 68 метров, и развивает под водой скорость до 20 узлов. Максимальная глубина погружения — 300 метров. Экипаж — 52 человека. К вооружению лодки относятся 20 торпед Mk-48 калибра 533 мм (дальность 38 км на скорости 55 узлов) и противокорабельные ракеты «Гарпун» (дальность 150 км на дозвуковой скорости). Что же касается возможностей сонара лодки, то его характеристики не разглашаются. Лодка может выполнять как противолодочные задачи, так и ударные. Однако НАТО в серьезных маневрах «Валрус» прежде не использовало. Из четырех нидерландских субмарин наиболее востребована лодка «Дельфин» — в последнее время она играла важную роль в противопиратских рейдах у берегов Сомали.

Гидроакустическая станция кругового обзора «Полином» БПЛК проекта 1155, к которому относятся «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», способна обнаруживать подводные цели на расстоянии до 50 километров. Корабли имели все необходимое для того, чтобы противостоять возможной атаке «Валруса», как торпедной, так и ракетной. «Полином», являющийся станцией не только наблюдения, но и целеуказания, передает координаты торпеды и параметры ее движения на реактивный комплекс противоторпедной защиты «Удав».

Комплекс представляет собой 10 радиально расположенных стволов, стреляющих бомбами на расстояние до 3 километров. Причем залп «Удава» состоит из бомб различного типа. И падают они, создавая эшелонированную оборону. Есть заряды, которые являются акустические ловушками для самонаводящихся торпед. Они образуют первый эшелон обороны. В случае его прорыва торпеда попадает в зону дрейфующего минного поля. Третий эшелон предполагает уничтожение торпеды глубинными бомбами.

Что же касается обороны от базирующихся на нидерландских лодках ракет «Гарпун», то у БПЛК, сопровождающих «Адмирала Кузнецова», для этого имеется несколько возможностей. Эти корабли оснащены четырьмя 6-ствольными 30-мм зенитными артиллерийскими установками АК-630 с боекомплектом в 800 снарядов. Они работают с высоколетящими целями. Против низколетящих боеприпасов применяется 100-мм артиллерийская установка АК-100, обнаружение и сопровождение целей обеспечивается РЛС МР-145, имеющая максимальную дальность 75 километров. Дальность стрельбы АК-100 — 21 километр. Снаряд имеет неконтактный индукционный взрыватель, подрыв заряда происходит на расстоянии 5 м от цели, что гарантированно ее разрушает.

Самое же эффективное средство защиты от крылатых ракет — ЗРК 3К95 «Кинжал». Он обеспечивает поражение подлетающих ракет в радиусе до 15 км одной противоракетой с вероятностью 0,97−0,99. Кстати, «Кинжал» установлен на «Адмирале Кузнецове» и на «Петре Первом». Каждый из противолодочных кораблей оснащен восьмью модулями по 8 ракет в каждом.

РЛС «Кинжала» с фазированной антенной решеткой обнаруживает цели на расстоянии до 45 км. Сопровождаются 8 целей, одновременно обстреливаются — 4. Скорострельность — 3 сек. Высота поражаемых целей — от 10 м до 6000 м. Масса БЧ — 15 кг.

А теперь переходим от обороны к нападению на голландскую лодку. Тут большим противолодочным кораблям не требуется помощи ни ракетного крейсера, ни авианосца. Основное оружие, предназначенное для уничтожения подводных лодок, как, впрочем, и надводных кораблей, — универсальный ракетный комплекс УРК-5 «Раструб-Б». В боекомплект комплекса входят 8 телеуправляемых противолодочных ракет 85РУ, оснащенных стартовым и маршевым твердотопливными двигателями. Максимальная дальность ракеты — 90 км, минимальная — 5 км. К ракете прикреплена гондола с самонаводящейся торпедой с электрическим двигателем. При подлете к цели торпеда приводняется на парашюте, после чего захватывает цель и сближается с нею на глубине до 500 метров со скоростью 41 узел. Дальность хода торпеды — 8 км. Напомним, что максимальная глубина погружения нидерландской лодки — 300 м, а скорость — 20 узлов.

Есть также торпедные аппараты с боекомплектом из 8 самонаводящихся 533-мм торпед, имеющих дальность до 50 км. Торпедные аппараты можно также использовать для пуска управляемых противолодочных ракет 83РН, которые и на воздушном, и на подводном участках маршрута движутся по непредсказуемой для противника траектории, что существенно затрудняет противоторпедную защиту.

Помимо этого на каждом БПЛК — «Североморске» и «Вице-адмирале Кулакове» — имеются два противолодочных вертолета К-27ПЛ. Они оснащены не только аппаратурой поиска подводных лодок, но и средствами их уничтожения. К последним относятся свободно падающие бомбы, торпеды и ракеты. Максимальная боевая нагрузка — 2000 кг. Для одной дизель-электрической подводной лодки этого более чем достаточно.

Вполне понятно, что голландский капитан нахальной подводной лодки, зная реальное соотношение сил, во избежание серьезных для себя неприятностей решил убраться подальше подобру-поздорову.

А теперь поставим вопрос несколько по-иному: что было бы, если бы между засветившейся неподалеку от «Адмирала Кузнецова» американской атомной подводной лодкой «Вирджиния» и нашей группой кораблей начал развиваться неконтролируемый конфликт? Как ни покажется это парадоксальным, но результат был бы тем же самым. Дело в том, что реальным противокорабельным оружием этой лодки являются торпеды. Те же самые, что и на нидерландской лодке, — Mk-48. Их, правда, больше — 26 штук. Главная ударная сила «Вирджинии» — ракеты «Томагавк» в количестве 12 штук.

Однако подавляющее большинство находящихся на вооружении ВМС США «Томагавков» предназначено для поражения наземных целей с больших расстояний — до 2500 км. В настоящий момент проводятся работы по созданию эффективной противокорабельной ракеты, однако о сроках их окончания пока ничего не известно. Правда, есть универсальная модификация — RGM/UGM-109E Tactical Tomahawk — которая может запускаться с подводных лодок как по наземным, так и по морским объектам. Но вредоносность чрезмерной универсализации оружия прекрасно иллюстрирует история с затянувшимся принятием на вооружение давно уже всех разочаровавшего истребителя F-35. Следует учесть, что к генетическим слабостям «Томагавков» относится дозвуковая скорость, отсутствие средств РЭБ и предсказуемая траектория.

Что же касается обороны «Вирджинии», то она, разумеется, серьезнее, чем у голландской лодки. Американская противоторпедная защита представляет собой 15 отстреливаемых генераторов акустических шумов, которые должны дезориентировать головки самонаведения торпед. Это, конечно, действенная оборона. И на наших БПЛК были бы очень кстати торпеды «Физик», которые имеют и второй канал наведения — телеуправляемый по кабелю, длина которого может достигать 25 км. В этом случае шумовые ловушки окажутся бесполезными.

Однако не будем забывать о четырех вертолетах, которые способны в сумме нести 8 тонн глубинных бомб. Этот способ противолодочной борьбы прекрасно описывает поговорка «против лома нет приема».

Но, разумеется, эти наши выкладки отнюдь не умаляют достоинства этой очень серьезной лодки четвертого поколения. Просто она предназначена для выполнения других задач. А ведение разведки в зоне массированной противолодочной обороны — это не ее специализация.

Категория: Новости МО и МВД РФ | Добавил: Ленпех (12.11.2016)
Просмотров: 537 | Комментарии: 1 | Теги: ВМС НАТО, Авианосец Адмирал Кузнецов, ВМФ РФ, Россия, подводный флот | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Стоик 12.11.2016 13:55
Кузя воспрянул духом м "закурил" (задымил)!!! cool
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Военный пенсионер.рф

Новости мира
Опрос
Кто действительно защищает права военных пенсионеров?
Всего ответов: 250
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 16
Гостей: 14
Пользователей: 2
Стоик, Dramer20