Быстрый
и скрытный F-22 «безусловно» является лучшим истребителем класса
воздух-воздух в арсенале лидирующих военно-воздушных сил в мире. По
крайней мере, так писал в 2009 году генерал Главного штаба ВВС США
Нортон Шварц.
Три года спустя группа немецких пилотов, летающих на своём последнем
истребителе Typhoon, выяснила во время имитации воздушного боя, как
можно сбивать F-22.
В середине июня 150 немецких летчиков и восемь 2-двигательных
Тайфунов прибыли на базу ВВС Эйлсон на Аляске на запланированные учения,
в которых кроме Германии участвовали США, Япония, Австралия и Польша.
Восемь раз за время 2-недельных учений отдельные немецкие Тайфуны
сходились против одиночных F-22 во время базовых истребительных
манёвров, целью которых была симуляция воздушного боя на ближней
дистанции.
Результаты были неожиданными для немцев, и для американцев, возможно,
тоже. «Мы были равны», говорит генерал-майор Марк Грюн. Главным,
говорит Грюн, было приблизиться к F-22 как можно ближе… и там и
оставаться. Они не ожидали, что мы так агрессивно на них насядем».
Грюн говорит, что Раптор превосходит в бою на дистанции вне зоны
видимости с его возможностями высокой скорости и высоты,
высокотехнологичным радаром и ракетами большой дистанции AMRAAM. Но на
ближней дистанции, которую пилоты называют «слияние», больший и более
тяжёлый F-22 находится в невыгодном положении. «Как только у вас
получилось «слиться» с F-22, Тайфуну его уже не обязательно опасаться»,
говорит Грюн.
Это, конечно, не те результаты, которых ожидали от F-22. На
протяжении многих лет в ВВС считали, что Раптору в воздушном бою нет
равных.
Правда, современные военно-воздушные силы предполагают, что
большинство воздушных боёв должны будут проходить на дальних дистанциях,
избегая ближнего боя. Однако в реальности, несмотря на желания
производителей боевых самолётов, бо́льшая часть боёв происходила на
коротких дистанциях, что может сулить F-22 не много шансов во время
будущих конфликтов.
В исследовании 2008 года финансируемого ВВС исследовательского центра
RAND сказано, что изучив 588 случаев сбивания самолётов в воздушном бою
начиная с 1950 годов, лишь 24 происходили на длинной дистанции, когда
атакующий открывал огонь по цели вне пределов видимости. RAND
утверждает, что исторически сложилось, что ракеты дальнего действия
класса воздух-воздух оказывались на 90 процентов менее эффективными, чем
прогнозировалось.
Ещё предстоит выяснить, сможет ли Raptor и его ракеты AMRAAM изменить
этот тренд. Если тактика боя на дальних расстояниях себя не оправдает,
пилоты F-22 неожиданно смогут обнаружить себя сражающимися на близкой
дистанции с последними истребителями производства Китая, России или
других конкурирующих стран. И если опыт немецких лётчиков о чём-то
говорит, то такой бой хвалёные F-22-е вполне могут проиграть.