Если
кто не помнит, в России до сих пор идет «реформа МВД». Запамятовать об
этом немудрено, поскольку сами «преобразования» как-то не сильно
отражаются на непосредственной работе правоохранительных органов – той,
что на виду. Стоит ли удивляться, что подавляющее большинство
обывателей, если верить ряду опросов, не очень-то и в курсе происходящих
новаций, безопаснее себя уж явно не стали чувствовать, а
переаттестованных полицейских по старой привычке кличут «ментами»?
Конечно,
можно возразить на это в том духе, что, мол, реформа силового ведомства
и должна быть интересной разве что узкой группе причастных. Но проблема
наблюдается и здесь. Так, даже советник главы МВД, известный
криминалист Владимир Овчинский охарактеризовал подготовленную экспертным
сообществом к очередному круглому столу «дорожную карту» реформы весьма
нелестно, как «набор лозунгов и банальностей», пусть и правильно
звучащих. Проще говоря, видный эксперт признал, что работа над
преобразованием в столь важном для государства ведомстве идет согласно
старой поговорке «На колу висит мочало, начинаем все сначала». Между тем
сама реформа была запущена, как мы помним, еще в конце 2009 года
тогдашним президентом Дмитрием Медведевым, то есть скоро мы все будем
отмечать ее трехлетнюю годовщину. А есть что отмечать?..
Сводки
происшествий разной степени паскудности с участием стражей порядка дают
на этот, в общем-то, риторический вопрос отрицательный ответ. Снова
обратимся к Овчинскому: «Необходимо решать проблему очищения органов. А
то у нас получается, что реформа началась с Евсюкова, а закончилась
Казанью, и это – замкнутый круг, из которого МВД не может вырваться до
сих пор. Нужно это преодолевать». Понятное дело, что когда перед тобой –
документ, наполненный банальностями и лозунгами, то ими же и остается
его комментировать. Понятно и то, что наши люди, как известно, «медленно
запрягают, да быстро едут». Но чтобы настолько медленно! Тем более что
одно время даже казалось, что всё – поехали. Когда пошла та самая
переаттестация, которую позже в самом ведомстве признают провальной,
отметив (чтобы не было совсем уж противно смотреться в зеркало по утрам)
лишь отдельные «плюсы» вроде «сохранения жесткой вертикали управления в
системе» (?) и «повышения финансирования».
Но главная заявленная
цель так и не была достигнута, что и нашло отражение в рассматриваемом
рабочей группой документе: «Нарушения законности в органах внутренних
дел продолжают иметь место… В основе на службу в полицию были переведены
те же сотрудники милиции, с их положительными и отрицательными
качествами». Тут логично было бы сделать и соответствующие оргвыводы. В
конце концов, от ошибок не застрахован никто, но у каждой ошибки, как
известно, есть фамилия, имя и отчество. Однако Рашид Гумарович Нургалиев
нынче занимает ответственный пост замсекретаря Совета Безопасности РФ,
да и про остальных исполнителей переаттестации не скажешь, что их
как-либо репрессируют или хотя бы просят публично объясниться.
В
беседе с обозревателем KM.RU обеспокоенность явно затянувшимися
дискуссиями вокруг реформы МВД выразила и участник рабочей группы,
заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по
общественному контролю за деятельностью и реформированием
правоохранительных органов и судебно-правовой системы, глава
Общественного совета при ГУ МВД по г. Москве Ольга Костина:
– К
сожалению, такая опасность действительно есть в любом проекте, тем более
такого масштаба, как реформа МВД. Есть риск все в итоге «заболтать». И,
кстати, один из наших коллег на заседании прямо об этом и заявил, что
так мы можем собраться еще и через месяц, и через два месяца – и
наверняка будут предложены какие-то поправки и дополнения к тем
документам, которые мы уже согласовали.
На самом деле, при всей
продуктивности вчерашней работы, осталось невыясненной, как и когда
будут реализовываться положения концепции. Так, предложение о ее
обкатывании в пилотных регионах (данное предложение прозвучало из уст
депутата Александра Хинштейна. – Прим. KM.RU) не было поддержано
министром. Владимир Александрович отметил, что нужно все же комплексно
подходить к подобным вещам.
Так что лично у меня тоже пока пока
нет ответа на вопрос о сроках реализации уже утвержденных положений
реформы. Я надеюсь, что сейчас, когда «дорожная карта» будет наконец
утверждена в том виде, в котором вчера была принята, с учетом всех
основных замечаний, министерство уже примет решение и о формате его
реализации. Вчерашняя задача заключалась в том, чтобы закончить
дискуссию, пусть и промежуточную. Теперь дело за министерством.
–
Есть ли какая-то определенность хотя бы вокруг повторной
переаттестации, о необходимости которой уже не раз заявлялось на самых
верхах?
– Пока что та переаттестация, которую начал Нургалиев,
считается завершенной, и когда, а также каким образом будет происходить
следующая, не очень понятно. Но я думаю, что необходимо вообще проводить
некую периодическую переаттестацию для сотрудников МВД разного уровня –
об этом мы тоже говорили. Аттестация не должна быть однократным
«эпохальным мероприятием»: должна вестись постоянная работа в
направлении улучшения кадров.
Надеюсь, что министерство
выработает соответствующий регламент, и мы его увидим. Тем более что
речь шла и о том, чтобы общественный совет или, например, представители
профильных общественных объединений тоже принимали участие в ее
проведении. Если Вы помните, в прошедшей переаттестации сотрудников
органов внутренних дел принимали участие представители Общественной
палаты. Но тогда это была такая экспериментальная история, а, быть
может, теперь действительно стоит подумать и о ее системном закреплении.