04:56
Четверг, 25.04.2024
Главная » Статьи » Новости МО и МВД РФ и мира [ Добавить статью ]

Ликбез бездомных военных . К ВОПРОСУ О ЖИЛИЩНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ УВОЛЬНЯЮЩИХСЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.
Полковник_Баранец

Аватар Полковник_Баранец 



Мне довелось принимать участие в переписке с разными инстанциями по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, в частности, предоставления им жилья Министерством обороны в избранном месте жительства после увольнения в запас. В последнее время вроде бы много делается для улучшения этого процесса. Однако еще возникают некоторые осложнения и коллизии.
Как известно, обеспечение жильем военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, осуществляется на основании ФЗ РФ «О статусе военнослужащих…», а также «Инструкции о предоставлении военнослужащим… жилых помещений по договору социального найма», утвержденной Приказом Министра обороны от 30.09.2010 г. № 1280, и других ведомственных актов.
Типичной ситуацией является следующая. Многие военнослужащие в свое время получили какое-то жилье от МО, со временем приобрели право на улучшение жилищных условий, были признаны нуждающимися и в таком состоянии достигли момента увольнения или оказались за штатом. На основании закона военнослужащий выбирает «избранное место жительства» и переходит в режим ожидания, часто с разными осложнениями.

1. Одно из осложнений состоит в следующем. В настоящее время в соответствии с п. 14 упомянутой «Инструкции…» размер предоставляемой нуждающемуся военнослужащему жилплощади уменьшается на величину имеющейся у него и/или членов его семьи в собственности общей жилплощади. С одной стороны, это вроде бы правильно. Но, с другой стороны, формальное буквальное исполнение этого пункта создает серьезное, порой непреодолимое препятствие для реализации права военнослужащего на улучшение жилищных условий в избранном по закону месте жительства после увольнения. Дело в том, что некоторые военнослужащие в свое время непосредственно получали квартиру от войсковой части в виде долевой собственности по акту и договору цессии, часто в недостроенном и неготовом к эксплуатации доме. И, чтобы узаконить пользование квартирой, были вынуждены оформить ее в собственность.
Раньше улучшение жилищных условий военнослужащих осуществлялось примерно следующим образом. Военнослужащий подписывал обязательство сдать прежнюю жилплощадь, переезжал на новое место жительства (службы), получал ордер и жилье, сдавал по акту прежнее жилье и получал об этом справку.
Теперь же, в описанном выше случае, военнослужащий имеет право получить недостающую до установленных норм часть жилплощади (а это может составить даже менее одной комнаты), причем по социальному найму и… в избранном месте жительства, т.е. в другом населенном пункте. Таким образом, у него оказывается жилплощадь, состоящая минимум из двух частей, в разных городах. Далее ему предстоит либо делить семью на части для проживания в разных городах, либо заниматься непривычными для него и рискованными операциями по купле-продаже недвижимости, теряя время, терпя убытки, тем более, что эти части жилплощади имеют разный статус (одна часть в собственности, другая – в социальном найме), не говоря уже о необходимости переезда, обустройства семьи, детей, и т.д., и т.п. Получается эдакая ловушка – нуждающийся военнослужащий с семьей оказывается заложником жилья, оформленного в собственность.
При этом квартирные органы МО, уже после того, как военнослужащему вручили извещение о распределении полноценной квартиры с конкретным адресом и получили его согласие, а также его обязательство сдать прежнее жилье, спустя длительное время сообщают, что все отменяется, т.к. «порядок возврата имеющейся жилплощади не определен». Есть примеры таких ответов. (О том, как вся семья военнослужащего, уже готовая к переезду, переживает нешуточный моральный стресс, говорить не будем.)
Возникает вопрос, когда и кем будет определен этот порядок, и почему бы не сделать так, чтобы военнослужащий мог по упрощенной процедуре возвратить, сдать полученную ранее от МО в долевую собственность квартиру, с последующей передачей ее, например, в служебный жилой фонд МО? И получать не кусочек-добавку жилой площади к имеющейся, а полноценное жилье, положенное ему по установленным нормам, по закону, полностью в одном населенном пункте.
Это способствовало бы решению одновременно нескольких задач:
- упрощению и ускорению обеспечения постоянным жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы;
- обеспечению равных прав и возможностей военнослужащим, пользующимся жильем разного статуса, в улучшении жилищных условий;
- расширению служебного жилого фонда Министерства обороны и ускорению обеспечения военнослужащих служебными квартирами.
Реализация этого предложения не требует дополнительного специального финансирования, т.к. уже изначально потребность в жилье запланирована из расчета на всех нуждающихся военнослужащих с учетом состава их семей.
При этом процедура оформления могла бы выглядеть так. Военнослужащий предоставляет в квартирные органы МО обязательство о сдаче, возврате ранее полученной от него в собственность квартиры, подает заявление в Госреестр о добровольном безвозмездном отчуждении этой квартиры в государственную собственность (служебный жилой фонд МО), а в остальном процедура улучшения жилищных условий может быть такой же, как при сдаче служебной квартиры.
Для реализации этого необходимо внести изменения в соответствующие нормативные акты, в частности, отменить или изменить второй абзац п.14 «Инструкции…», утвержденной приказом МО №1280 от 2010 г., так, чтобы квартирные органы МО могли принимать обратно от военнослужащих ранее переданную им в собственность жилплощадь, и распределять этим военнослужащим жилье в избранном ими месте жительства по установленным нормам, без всяких вычетов. (Вычетом можно будет считать сдаваемую квартиру.)
Именно такое положение, предусматривающее возможность добровольного отчуждения имеющегося в собственности у военнослужащего жилья и отмену при этом вычетов из размера предоставляемой ему жилплощади, уже утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 и действует в «Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов…» (подпункт «в» пункта 16.1). Иначе говоря, подобный механизм уже предусмотрен для получающих ГЖС. При этом одновременно была бы достигнута унификация нормативно-правовой базы.

С данным предложением я уже обращался в Государственную Думу Федерального собрания РФ, в Правительство РФ и другие инстанции. Комитет ГД по обороне поддерживает это предложение, а Департамент жилищного обеспечения (ДЖО) МО возражает, считая, что это «может привести к значительному росту числа невостребованных квартир».
Считаю, что это возражение ДЖО МО не выдерживает никакой критики, является необоснованным, недальновидным, нерациональным и вызвано просто стремлением облегчить свою задачу.
Во-первых, оно носит предположительный характер («…может привести…»); по-видимому, квартирные органы МО не располагают соответствующими точными данными о количестве, местонахождении имеющегося у военнослужащих жилья в собственности, о структуре контингента желающих вернуть жилье, и т.п.
Во-вторых, жилье, полученное ранее от МО, находится как правило в районах дислокации воинских гарнизонов, т.е. там, где всегда будет потребность в служебном жилом фонде.
В-третьих, в настоящее время МО испытывает большой дефицит служебного жилого фонда (в частности, однокомнатных квартир) и, более того, Президентом РФ поставлена задача решить эту проблему в 2013 году.
В-четвертых, сам термин «невостребованная квартира» вызывает большие сомнения. Ведь МО иногда передает целые жилые городки муниципальным органам власти. А если вести речь о продаже, то это лучше делать централизованно через полномочные и компетентные органы МО, например, Департамент имущественных отношений (ДИО), а не сбрасывать эту проблему на семьи военнослужащих. К тому же в перспективе целесообразно иметь резерв в служебном жилом фонде МО.
В-пятых, как уже отмечено выше, Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 разрешает подобную процедуру возврата военнослужащими жилья, находящегося в собственности. Получается, что разные документы в аналогичных случаях устанавливают разные права военнослужащих, чего быть не должно. Иначе говоря, п.14 упомянутой «Инструкции…» существенно ограничивает, нарушает права военнослужащих, и к тому же противоречит духу «Закона о статусе военнослужащих…».
Из всего вышеперечисленного следует, что возражение квартирных органов МО против целесообразности возврата военнослужащими жилья является несостоятельным.

2. Другое осложнение заключается в следующем. Некоторые военнослужащие в целях ускорения решения жилищных проблем были вынуждены обращаться с исками в суды и получили положительные решения, в ряде случаев подтвержденные Военной Коллегией Верховного Суда Российской Федерации. Федеральная Служба Судебных Приставов (ФССП) РФ на основании исполнительных листов направляет соответствующие требования в адрес ДЖО и ДИО МО, которые тем не менее подолгу не исполняют решения судов (иногда годами), ссылаясь то на отсутствие жилья в избранном месте и планов его строительства или приобретения, то на несоответствие реальной стоимости жилья и стоимости, установленной Минрегионом.
Как известно, в соответствии с п.1 ст.6 ФЗ №1 «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу решения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Вступившее в законную силу решение суда выше любого внутриведомственного правового акта. Неисполнение решения суда нарушает целый ряд законов – ФЗ №118 (ст.14, п.1 и п.4), ФЗ №229 (ст.6, ст.36, п.1, ст.113), ФЗ №195 (ст.17.14), ФЗ №76 (ст.3, ст.4, ст.5) и др., и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом ФЗ №1 (п. 2 ст. 6). А длительное неисполнение решений судов подпадает под ст. 315 УК РФ, ведет к дискредитации законодательства РФ и органов власти, является грубым нарушением прав военнослужащих.
Поэтому было бы целесообразно принять такое положение, при котором ответчик (МО силами ДЖО, ДИО) для незамедлительного исполнения решения суда осуществляет целевое приобретение жилья в избранном по закону месте жительства по реальной рыночной стоимости, а не в пределах той средней региональной стоимости, которая объявляется приказом Минрегиона и не успевает за реальностью. Цены на жилье могут изменяться, но обязанность выполнять закон и исполнять решение суда остаются неизменными. Т.е. целесообразно либо отменить, либо повысить лимит стоимости, именно для обеспечения исполнения судебных решений. Возможно, например, проведение конкурсов, открытых торгов и т.п.
При этом не потребуется значительного повышения упомянутого лимита. И, поскольку количество лиц, имеющих судебные решения, в процентном отношении относительно невелико, принятие такого подхода (целевое приобретение квартир по реальной рыночной цене) не может существенно повлиять на масштабы бюджета МО. Тем более, что речь идет не о каком-то особом элитном жилье, а об обычном жилье, так называемого эконом-класса.
Такое положение соответствовало бы известным юридическим принципам возвращения долгов, было бы законным, достойным, честным и справедливым вариантом реализации решения суда. Тем более, что речь идет о социальной защите такой категории граждан, как военнослужащие, которые не выбирают место службы и место проживания в течение всего времени прохождения службы.
Одновременно это способствовало бы ускорению полного решения задачи обеспечения военнослужащих постоянным жильем, поставленной Президентом Российской Федерации на 2012 год, повышению авторитета МО, судебной системы и других органов власти.

3. Еще одно, третье осложнение в деле жилищного обеспечения военнослужащих состоит в том, что, как показывает практика, интервью и выступления некоторых должностных лиц, изучение материалов в СМИ и данных реестра нуждающихся в жилье военнослужащих на сайте МО, в системе учета квартирных органов сложилась тенденция считать уже как бы обеспеченными, удовлетворенными тех военнослужащих, которым направлены извещения по установленной форме о распределении жилья. Это может повлечь неверную оценку обстановки в области социальной защиты военнослужащих, т.к. выписка извещения - это далеко еще не реальное получение квартиры, особенно если учесть, что зачастую ДЖО предлагает военнослужащим местожительство, не совпадающее с избранным в соответствии с законом или решением суда. Оценка выполнения задачи жилищного обеспечения семей военнослужащих должна осушествляться по реальным фактам полноправного заселения или, в крайнем случае, получения соответствующих документов и ключей, причем дома должны быть приняты в эксплуатацию и пригодны для проживания. Именно такие данные должны быть положены в основу отчетности.

Реализация изложенных предложений способствовала бы дальнейшему совершенствованию социальной защиты военнослужащих.

С уважением, ветеран военной службы
полковник в отставке В. Н. Г.

Категория: Новости МО и МВД РФ и мира | Добавил: Ленпех (18.04.2013)
Просмотров: 840
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 383
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0