21:17
Среда, 07.12.2016
Главная » Статьи » Новости МО и МВД РФ

«Крылатая смерть»: как новая ракета для Ту-22М3 будет уничтожать авианосцы

Тема уничтожения вражеского авианосца живет и вполне неплохо себя чувствует, несмотря на то, что официально «холодная война» завершилась, а Советского Союза давно нет. Помимо ракетного вооружения на кораблях, «делить на ноль» авианосные ударные группы вероятного противника научили и самолеты дальней авиации.

Ту-22М3 — который прозвали «охотником за авианосцами» в ближайшем будущем будет вооружаться новейшей крылатой ракетой с дальностью пуска в тысячу километров, перехват которой, по словам специалистов, практически исключается.

Самый быстрый из бомбардировщиков

Рев двигателей и отрыв от земли. Голубое пламя двигателей Ту-22М3 постепенно рассеивается в ночном небе, словно остывающий хвост кометы, которая мчится по бескрайним просторам космоса. Еще через несколько минут бомбардировщики с крылатыми ракетами на борту перестроятся в боевой порядок и возьмут курс в заданный район. Спустя короткое время место действия меняется — в огромном, подсвеченном огнями корабле почти сразу угадывается американский авианосец, бороздящий зону интересов Соединенных Штатов Америки.

Внезапную тишину на мостике нарушает рев сирены — бортовая РЛС только что засекла приближение группы неопознанных целей. Еще через секунду на мостике начинается настоящая паника — средствами контроля зафиксирован групповой пуск ракетного вооружения. С пилонов четырех Ту-22М3, возникших буквально из ниоткуда в сторону авианосца срываются противокорабельные сверхзвуковые ракеты. Операторы РЛС на авианосце судорожно пытаются сосчитать общее количество ракет… одна, две… да нет, не меньше восьми ракет!

В ночном небе вспыхивает бортовая артиллерийская установка. Характерный рокот «Фаланкса» и трасса раскаленных боеприпасов прорезает одну, а следом и вторую. На этом способности артиллерийского комплекса заканчивают и ракеты на сверхзвуковой скорости вгрызаются в корпус корабля, снося палубную надстройку и подрывая хранилище боеприпасов. Панорама — пылающий корабль, размеров с несколько жилых домой как будто «порван» на куски неизвестной силой.

Именно в таком виде сценаристы американского фильма «Цена страха» о противостоянии двух сверхдержав представили себе нападение самолетов дальней авиации на американский авианосец. Страх американских граждан и военных, с чьих рассказов в основном и создавались сценарии к таким фильмам, можно было понять — группа (тогда еще) советских ракетоносцев с помощью уникального вооружения могла перемолоть в труху светоч демократии практически везде, где бы он не явил миру звездно-полосатое знамя.

От страхов «киношных» к страхам настоящим идти не так уж и далеко. История американской болезни под названием «боязнь советской дальней авиации» начинается с появлением Ту-22М2, о котором американцы узнали в самый неподходящий момент. В 1976 году в Женеве состоялся очередной раунд советско-американских переговоров по ограничению стратегических вооружений. Практически одновременно с этим событием, в ночь на 14-е мая министром авиационной промышленности Дементьевым был отдан приказ на проведение полета серийного дальнего бомбардировщика Ту-22М2.

Целью полета было определить максимальную дальность полета машины. На следующий день, карта с маршрутом полета Ту-22М2 уже лежала на столе перед советской делегацией, прилетевшей в Швейцарию на переговоры с американцами. Истеричные заявления вполне можно было понять — американские разведчики с помощью спутников сложили «два и два» и пришли к выводу, что общая протяженность маршрута с одной дозаправкой в воздухе составила…. СЕМЬ тысяч километров.

Историки отмечают, что американские делегаты были глубоко шокированы тем, что Советы «приберегли» такой козырь на случай войны и потребовали, чтобы Ту-22М3 был лишен штанги для дозаправки в воздухе. Тогдашнему министру иностранных дел Громыко поправить дело не удалось — истерика американцев после убедительных доводов так и не прошла. Штанги для дозаправки со всех Ту-22М2 были демонтированы, хотя ветераны ВВС до сих пор уверены, что если бы американская разведка сплоховала, то самолеты дальней авиации Ту-22М2 смогли бы «достать» любой объект на территории Европы и даже дотянулись бы до Соединенных Штатов.

Крылатая смерть

Еще в Советском Союзе патрулированию с ракетным вооружением уделялось огромное внимание — пара Ту-22М3 с ракетами Х-22 для поражения кораблей и Х-28 с пассивной ГСН для поражения РЛС противника бороздили просторы морей и океанов практически непрерывно. К возможному контакту летчиков готовили основательно — тактика применения вооружения, обнаружения и селекции целей до сих пор находится под грифом. Что касается самих ракет, то тут случился настоящий праздник инженерно-конструкторской мысли.

Нормальной нагрузкой для «Бэкфайера» считается размещение двух противокорабельных ракет Х-22. Возможность загружаться «под завязку» и брать вместо двух ракет сразу три так же отрабатывалась, но применять такую схему можно было разве что при чрезвычайных ситуациях, когда уничтожению определенной цели присваивался наивысший приоритет.

Долгие годы ракета Х-22М, использованная в качестве основного ракетного вооружения с появлением Ту-22М являлась причиной головной боли американских ВМС, но серьезные работы в области радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронного противодействия в стане вероятного противника заставили теперь уже российских инженеров подумать над созданием наследника Х-22.

Проламывая палубу

В начале 1990-х годов в МКБ «Радуга» приступили к реализации столь масштабного и амбициозного проекта по созданию ракетного вооружения, что характеристики, которые в неофициальных беседах только намеками подтверждают и бывшие инженеры-ракетчики и военные специалисты, кажутся совершенно невероятными. Возвращаясь к теме своих основных обязанностей — поиска и уничтожения авианосных ударных групп противника, ракетоносцы Ту-22М3 вскоре могут получить ракеты Х-32, которые по заявлениям специалистов, практически неуязвимы для современных средств ПВО.

После испытательных стрельб в середине двухтысячных о работах по ракете Х-32 почти не говорили. Секретность, связанная с разработкой этой ракеты обусловлена даже не тем, что боеприпас построен с использованием новой элементной базы, а с тем, как благодаря техническим решениям новая ракета поражает цель. Основным отличием Х-32 от всех крылатых ракет, способных подлетать к надводным и наземным целям с огибанием рельефа местности является не совсем привычный маневр.

По словам военных экспертов, после отделения от самолета-носителя и включения маршевого двигателя ракета не прижимается к поверхности, а наоборот — начинает активный набор высоты. Причем скорость, с которой ракета начинается движение к цели существенно выше всех показателей, достигнутых ракетами предыдущего поколения. «Скорость этой ракеты много больше Х-22 и составляет 5400 км/ч — а это, на секундочку, гиперзвук!

Другая весовая категория для ракетного вооружения», — отмечает военный эксперт Алексей Леонков. Отдельного упоминания заслуживает «горка» до высоты примерно в 30(а по некоторым данным и в 40) километров — своеобразный «хук в голову» для всех существующих корабельных (и не только) ЗРС .

Специалисты в области ракетного вооружения отмечают, что маневр с разгоном и активным набором высоты преследует сразу несколько целей. «На высотах более 30 км эффективность ПВО авианосных ударных групп снижается. К тому же, ракета наверняка может выполнять противоракетный маневр и обладает источником помех работе РЛС ЗРК», — указывает военный эксперт Дмитрий Корнев.

Если сложить воедино — высоту полета, заложенный в программу управления противоракетный маневр, гиперзвуковую скорость полета и дальность почти в тысячу километров, то получается, что на выходе мы имеем уникальное ракетное вооружение, прямых аналогов которому в данный момент нет и не предвидится.

По разным оценкам, оптимальное количество Ту-22М3, отправленных на перехват авианосной ударной группы — 6-8 самолетов. При условии, что вооружены эти самолеты будут ракетами Х-32 в количестве 14-16 единиц, разгром АУГ, даже при самой активной обороне — гарантирован.

«У авианосцев самые уязвимые места — это отсек силовой установки, отсеки с топливом для самолетов и оружейные склады. Учитывая массу БЧ и подлетную скорость, Х-32 может проломить борт авианосца и оставить дыру размером 20-30 квадратных метров. А если учесть, что действовать ракеты могут и во время сильного шторма, когда условия для работы корабельных РЛС и комплексов ПВО многократно осложняются, забортная вода очень быстро довершит процесс затопления авианосца», — подчеркивает военный эксперт Алексей Леонков.

Помимо скоростных характеристик и возможности активно противодействовать перехвату, запас прочности Х-32 таков, что корпус ракеты в состоянии выдержать облако огня 20-мм артиллерийского комплекса «Вулкан-Фаланкс», прямое попадание зенитной ракеты AIM-7 или трех ракет AIM-9. Все перечисленное — основной ресурс корабельной ПВО, которому и отводится роль защитника авианосной ударной группы. Ситуация окажется еще более пикантной, если вспомнить о том, что новейший американский авианосец «Джеральд Форд» решили оснащать только ракетным вооружением, полностью отказавшись от артиллерийских систем.

Что касается планового обновления ракетного вооружения, то активный переход к средствам поражения, перехват которых практически невозможен очень сильно беспокоит зарубежных коллег, ведь впервые с момента завершения «холодной войны» и повального уничтожения советского вооружения, аналогов которому на западе не придумали до сих пор, российская дальняя авиация возвращается к забытому некогда ремеслу — охотой за теми, кто возомнил себя владыкой всея морей и океанов.

Дмитрий Юров

Категория: Новости МО и МВД РФ | Добавил: Ленпех (27.08.2016)
Просмотров: 365 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Военный пенсионер.рф

Новости мира
Опрос
Кто действительно защищает права военных пенсионеров?
Всего ответов: 273
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 97
Гостей: 97
Пользователей: 0