23:11
Среда, 01.05.2024
Главная » Статьи » Новости МО и МВД РФ и мира [ Добавить статью ]

«Крокодилы» без «Аллигаторов»
Вместо новых Ка-52 и Ми-28Н в небе Сирии работают вертолеты-ветераны и тому есть причины
Алексей Рамм


28 октября российской армейской авиации исполнилось 67 лет. Дата не круглая, но в то же время 28 октября как раз ровно тридцать дней с момента начала ударов группировки российских Воздушно-космических сил по позициям боевиков в Сирии. И если действия «старших братьев» – штурмовиков, фронтовых бомбардировщиков и истребителей – постоянно освещаются официальными лицами и средствами массовой информации, то работа также базирующихся на авиабазе «Хмеймим» вертолетов Ми-24 и Ми-8 остается в тени.

Согласно официальным данным российского военного ведомства в Сирию переброшены ударные вертолеты Ми-24 и десантно-транспортные Ми-8. Задача вертолетчиков – поиск и спасение сбитых пилотов, а также защита авиабазы от возможного нападения боевиков.
Силы и средства

Точное число винтокрылых машин не называется, известно только, что в состав сводной авиагруппы входит более 50 самолетов и вертолетов нескольких типов. Можно предположить, что всего в Латакии базируется 12–15 машин армейской авиации.

“ В теории ракета поражает цель на дальности до пяти-шести километров, а на практике, чтобы попасть наверняка, надо подойти гораздо ближе ”

Действующие в Сирии транспортно-боевые Ми-24 (по имеющимся данным, не менее семи машин) относятся к модификации «П», отличающейся находящейся на правом борту неподвижной 30-мм пушечной установкой. Что бы ни говорилось официально, Ми-24, они же на армейском сленге «Крокодилы», используются в первую очередь для нанесения ударов по выявленным позициям боевиков, а также для непосредственной поддержки сирийских правительственных войск.

Парк десантно-транспортных вертолетов группировки ВКС России в Сирии разнообразнее, в нем присутствуют как новые Ми-8АМТШ, так и Ми-8МТВ-5 с характерным «дельфиньим» носом. Соответственно в Хмеймиме «восьмерок» не менее пяти – восьми машин.

Как пояснил газете «Военно-промышленный курьер» представитель Минобороны, выпущенные Улан-Удинским вертолетным заводом Ми-8АМТШ («Терминатор») можно использовать для транспортировки войск и грузов, а также для эвакуации сбитых летчиков и выполнения ударных задач, в случае необходимости дополняя Ми-24.

«Ми-8АМТШ можно эффективно применять в сложных метеоусловиях, а самое главное – ночью. Его бортовое оборудование совместимо с приборами ночного видения, которые есть у экипажа. Пилоты такие задачи отрабатывают постоянно. Правда, с АМТШ нельзя применять управляемые ракеты, поэтому боекомплект ограничивается блоками неуправляемых ракет и пушечными установками», – рассказал собеседник издания. На имеющихся в сети фотографиях Ми-8АМТШ, базирующихся на авиабазе «Хмеймим», хорошо видно, что на них установлены блоки НАР.

Внешне похожие на АМТШ, но выпущенные в Казани Ми-8МТВ-5 – это в первую очередь транспортные машины, предназначенные для перевозки личного состава и различных грузов.

Относительно недавно появилась информация о том, что в Сирию также были переправлены новейшие ударные вертолеты Ми-28Н «Ночной охотник». Однако, по данным газеты «Военно-промышленный курьер», ни Ми-28, ни Ка-52, ни Ми-35М (глубокая модернизация Ми-24) в Сирию не переброшены, вопрос об их возможном участии пока только прорабатывается.

Причина, почему выбор руководства ВКС России при формировании ударной группы в Сирии пал на более старые, но проверенные Ми-24П, в сравнении с новыми моделями сильно ограниченные по возможности действий в сложных метеоусловиях и ночью, не называется. Однако офицеры армейской авиации высказали несколько предположений на этот счет.

Первое. У Воздушно-космических сил есть огромный опыт не только эксплуатации, но и поддержания летной и боевой готовности вертолетов Ми-24 при их интенсивном применении в условиях пустынной местности, отличающейся высокими температурами и большим количеством пыли и песка. В том, что новейшие Ка-52 и Ми-28 в Сирии, особенно при интенсивной боевой работе, окажутся столь же надежными, стопроцентной уверенности нет, а рисковать не хочется.

Второе. Главное оружие новейших вертолетов – управляемые противотанковые ракеты «Вихрь» – слишком дорогостоящее, чтобы расходовать его на обыкновенные джипы и грузовики с установленными на них пулеметами. А если еще учесть и затраты на техническое обслуживание, заправку и прочее, то с экономической точки зрения применение новейших Ми-28 и Ка-52 для борьбы с такими «тачанками», даже с использованием обычных неуправляемых ракет, абсолютно неоправданно.

Хотя военно-воздушные силы соседнего с Сирией Ирака уже достаточно долго и успешно применяют против боевиков ИГИЛ российские ударные вертолеты Ми-35М, а с недавних пор и более современные Ми-28. Для поражения построек иракские летчики применяют ПТУР, по остальным целям работают пушечным огнем и неуправляемыми ракетами. Но у иракского командования – свои резоны, у нашего Министерства обороны – свои.
Тактические хитрости

Судя по имеющимся фотографиям и видеосюжетам, в Сирии российские вертолетчики действуют строго по регламентирующим документам, при этом демонстрируя высокий уровень летного мастерства. Пока достаточно сложно оценить реальную эффективность их боевой работы: скажем, на видеохронике видны запуски неуправляемых ракет вертолетами Ми-24, видны попадания, но непонятно, была ли поражена цель, подавлена ли огневая точка, накрыта ли группа боевиков. А официальные представители Минобороны не озвучивают ни результаты работы российских вертолетчиков, ни даже количество выполненных ими боевых вылетов.

Учитывая местоположение авиабазы «Хмеймим» и ее удаленность от зон применения российских вертолетов, а также ориентировочное количество базирующихся там Ми-24 и Ми-8, можно предположить, что силами армейской авиации за месяц выполнено не менее 100 вылетов для нанесения ударов по боевикам и патрулирования района авиабазы.

Главным оружием российских Ми-24 в Сирии стали неуправляемые авиационные ракеты. В зависимости от выполняемой задачи на пилоны подвешивается два или четыре блока НАР. Помимо неуправляемых ракет «Крокодилы» также несут две, а иногда и четыре ПТУР «Штурм», но достоверного подтверждения применения этих ракет пока нет.

А вот пушечное вооружение российские пилоты применяют достаточно редко. Учитывая, что вертолеты действуют на малой высоте и на больших скоростях, времени на прицеливание по малоразмерной цели практически нет. Первые же видеокадры работы российских ударных вертолетов в Сирии вызвали поток комментариев в зарубежных и отечественных средствах массовой информации. Журналисты и эксперты, сравнивая кадры применения американских ударных вертолетов АН-64 «Апач» в Афганистане и Ираке, сделанные бортовыми оптико-электронными системами этих вертолетов (так называемые kill-video), утверждают: бортовое вооружение российских вертолетов крайне неэффективно, а полеты на низкой высоте делают «Крокодилы» отличными мишенями.

По просьбе газеты «Военно-промышленный курьер» пилот вертолета Ми-24 ВКС России прокомментировал подобные сообщения в СМИ, а также пояснил некоторые особенности использования российских ударных вертолетов: «Да, видео применения американских «Апачей» выглядит очень эффектно. На тепловизоре видны боевики, несколько очередей из пушки – и все цели поражены. Но почему-то никто не обращает внимания на то, что вертолет ведет огонь либо на очень маленькой скорости, либо вообще зависнув. При этом у вертолета достаточно большая высота, не одна сотня метров, и огонь ведет он несколько минут, при этом противник ему практически не отвечает. Если у боевиков были бы крупнокалиберные пулеметы типа ДШК или зенитные установки Зу-23-2, вряд ли «Апач» смог бы позволить себе такое удовольствие».

По словам летчика, Ми-24 обычно действуют парами. В зависимости от типа цели пилот ведущей машины выбирает маневр.

«Если цель достаточно большая по площади – группа построек, скопление машин или пехоты, то пуск ракет производится с небольшим набором высоты. Если цель точечная – бронеобъект, полевое укрепление, отдельная постройка, то ракеты запускают с горизонтального полета или с пикирования. После выполнения удара НУР теоретически должен открываться огонь из пушки, после чего выполняется резкий отворот или противозенитный маневр. Но на практике, если противник отвечает огнем, пушку лучше пропустить, а сразу отворачивать», – делится секретами тактики летчик.

В отличие от того же АН-64 Ми-24 не может зависать на месте для применения оружия и, как сказал российский пилот, все приходится делать в движении.

«Для применения ПТУР оператору нужно найти цель, взять ее на сопровождение и только потом произвести пуск. У «Крокодила» нет современных оптико-электронных систем, поэтому все зависит от квалификации экипажа. Пока ракета идет к цели, оператор удерживает ее на сопровождении, а пилот должен уклоняться от огня противника так, чтобы не помешать работе оператора. Это в теории ракета поражает цель на дальности до пяти-шести километров, а на практике, чтобы точно попасть управляемой ракетой, надо подойти гораздо ближе. Поэтому предпочтительнее обычные НАР. Да, такими ракетами с танками не справишься, но по легкой бронетехнике, по постройкам, по полевым укреплениям залпа нескольких неуправляемых ракет вполне достаточно для уничтожения цели. Зато ты дал залп НАР, быстро отвернул и ушел из-под огня», – поясняет офицер.

Тактика «выстрелил – и быстро уходи» применяется не только российскими вертолетчиками. По официальным данным армии США, в первый день операции «Анаконда» в Афганистане, когда экипажи шести вертолетов «Апач» из состава 101-й воздушно-штурмовой дивизии были встречены как интенсивным огнем из крупнокалиберных пулеметов и зенитных установок, так и меткими выстрелами ручных гранатометов РПГ-7 боевиков «Талибана», американцами было израсходовано несколько сотен неуправляемых ракет, всего 540 снарядов 30-мм авиационных пушек и только одна ПТУР «Хеллфайр».

Для того чтобы уклониться от огня с земли, американским пилотам пришлось снизиться на предельно малую высоту, но и это не спасло их от огня противника. Тогда на свой счет боевики записали два подбитых «Апача». По воспоминаниям вертолетчиков 101-й ВШД, в таких условиях спасали только большая скорость и резкие маневры. При этом не хватало времени на то, чтобы точно прицелиться из пушки или запустить ПТУР, поэтому вертолетчики давали залп НАР по противнику и тут же выполняли уход.
Когда наступает ночь

Нельзя отрицать, что современные зарубежные ударные вертолеты, такие как АН-64 и «Тигр», серьезно превосходят российские Ми-24П при действиях в ночных условиях. В частности, во время операции в Ливии, по данным Минобороны Великобритании, вертолеты «Апач» армейского авиационного корпуса выполнили более 85 процентов боевых вылетов именно ночью.

«Ночью в условиях городского боя, когда противник близко к своим войскам, применять вертолеты очень сложно. Тут все зависит от того, насколько грамотно действует авианаводчик на земле. С воздуха через прибор ночного видения очень трудно различить, где свои, а где чужие. Нельзя забывать, что рядом с целью могут быть и гражданские», – отмечает собеседник.

Потому самый эффективный способ ночного применения вертолетов в локальных конфликтах – свободная охота в заданных районах, но и в этих случаях никто не застрахован от того, что под огонь попадут мирные жители.

Хотя не исключено, что для ударов после заката ВКС РФ применяет как раз транспортно-ударные Ми-8АМТШ, оснащенные достаточно современными оптико-электронными станциями.

Несмотря на то, что Минобороны России в своих официальных заявлениях предпочитает не афишировать участие вертолетов в воздушных ударах, эти машины решают достаточно сложные задачи, при этом число выполненных винтокрылыми машинами вылетов значительное. Пока сложно оценить, какое конкретно количество целей уничтожили Ми-24 и Ми-8, но косвенным признаком эффективности их работы можно считать хоть и медленное, но все же продолжающееся наступление сирийских правительственных войск.

И это притом что пока в Сирии действуют проверенные, но все же морально устаревшие Ми-24П, не располагающие современными средствами наблюдения и прицельными комплексами, проигрывающие даже модернизированным Ми-35М, не говоря уже о более современных Ми-28 и Ка-52.
Алексей Рамм


Источник

Категория: Новости МО и МВД РФ и мира | Добавил: Ленпех (04.11.2015)
Просмотров: 801
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 394
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 31
Гостей: 31
Пользователей: 0