03:20
Четверг, 02.05.2024
Главная » Статьи » Новости МО и МВД РФ и мира [ Добавить статью ]

Я спросил у «Ясеня»: где моя «Вирджиния»?

Спор российского и американского подводных флотов

19 марта в России отмечается День моряка-подводника. Именно в этот день в 1906 году император Николай II подписал указ о включение в состав ВМФ нового типа судов – подводных лодок. В современной России этот праздник появился в 1995 году. В настоящий момент атомный подводный флот России занимает второе место в мире, уступая лишь американскому. Однако это относится к количественным характеристикам. Что же касается качества субмарин, то тут картина противоположная. К тому же существующая динамика в скором времени должна привести и к существенному росту количества российских ПЛА.

Трудное начало

Отечественный атомный подводный флот развивался с отставанием по отношению к американскому. Так, первая американская лодка с ядерным реактором «Наутилус» с торпедным вооружением была спущена на воду в 1954 году, а год спустя она поступила на вооружение ВМС США. Первую советскую торпедную ПЛА проекта 627 – К-3 «Ленинский комсомол» - начали строить лишь в 1955 году. А ввели ее в строй в конце 1958 года.

К этому моменту у американцев уже начали поступать на вооружение подводные лодки следующего поколения – «Скипджек», помимо торпед вооруженные крылатыми ракетами. А в конце 1959 года была введена в строй ВМС США первая в истории атомная подводная лодка с баллистическими ракетами - «Джордж Вашингтон».

Советский Союз сначала создавал свой стратегический подводный флот на базе дизельных лодок (проект АВ611). Первая отечественная стратегическая ПЛА проекта 658 появилась в конце 1960 года. При этом по вооруженности она сильно проигрывала «Вашингтону», имея на борту 3 ракеты против 16. И при этом ее винт «шумел на весь океан».

Столь малое внимание к данной проблеме со стороны высшего руководства СССР объясняется тем, что Хрущев делал главную ставку в противостоянии США на баллистические ракеты наземного базирования. На первых порах это казалось логичным, поскольку «продукт» С.П.Королева с начинкой А.Д.Сахарова мог с легкостью достигать любой точки североамериканского континента.

Однако по мере совершенствования средств противоракетной обороны и средств космической разведки стало понятно, что скрытность базирования стратегического ядерного потенциала и неожиданность атаки становятся чрезвычайно важными в условиях бурного развития военной техники. И наилучшим образом таким требованиям соответствуют атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ).

И Советский Союз начал экстренно догонять ушедшие вперед Штаты. Догнать удалось лишь в середине 70-х годов. А вперед советский атомный подводный флот вышел в 1980 году. В то время на вооружении ВМФ СССР находилось 62 ПЛА с 950 ракетами против 40 американских ПЛА с 668 ракетами.

Конструкторский рывок

Советские лодки второго поколения уже ни в чем не уступали американским. И численное преимущество в то же время было и преимуществом качественным. Так, например, 14 лодок проекта 667БДР «Кальмар», поступивших на вооружение в середине 70-х годов, обладали малой шумностью, имели прекрасное навигационное и акустическое оборудование. Была улучшены условия для экипажа. По вооружению советские субмарины сравнялись с американскими. На лодках проекта «Кальмар» были установлены 16 ракет Р-29Р. Причем все они могли выпускаться одним залпом. Ракета была способна доставить семь зарядов по 0,1 Мт на расстояние до 6500 км. При этом за счет введения в ее инерциальную систему управления астрокоррекции максимальное отклонение от цели не превышало 900 м. В случае использования моноблочной боеголовки мощностью 0,45 Мт дальность стрельбы достигала 9000 км.

К моменту, когда атомный стратегический подводный флот догнал американский, подготовка советских экипажей была прекрасной. Слаженность действий, умение обращаться с аппаратурой и оружием постоянно оттачивались в боевых походах повышенной категории сложности.

В этом плане невозможно не упомянуть переходы лодок проекта 667БДР с Севера на Дальний Восток под арктическими льдами. Как правило, весь экипаж в этот период в течение нескольких суток находился постоянно на своих постах. Часто глубина не превышала 50 метров. Наибольшую опасность представляли отмели и осевшие на них огромные ледовые массивы. Сверху над подлодками находился лед, толщиной до 15 метров. При этом пространство между кораблем и ледяным панцирем уменьшалось до 3 метров при глубине всего 4 метра под килем. В подобных условиях система автоматизированного управления отключалось, и субмарина двигалась при ручном управлении. Физическое и моральное напряжение личного состава достигало предела.

Стратегические подводные крейсеры

Существует весьма распространенное мнение относительно того, что в 90-е годы отечественному стратегическому подводному флоту был нанесен сокрушительный удар. Не американцами, естественно, а хищническим отношением элиты к ресурсам страны. Удар, конечно, был. Однако сокрушительным его не назовешь.

В настоящий момент на вооружении ВМФ находятся 14 ПЛАРБ: 10 у Северного флота, 4 у Тихоокеанского. Правда, не все они способны выполнять боевое патрулирование. Как минимум 4 лодки находятся либо в долговременном ремонте, либо стоит вопрос об их списании. В то же время три лодки проекта 955 «Борей» (разработка КБ «Рубин»), относящиеся к четвертому поколению, недавно были приняты в состав ВМФ – «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах». И еще три находятся на этапе строительства: «Князь Владимир», «Князь Олег» и «Генералиссимус Суворов». Еще две лодки запланировано заложить в этом году. Вопрос о строительстве еще двух находится в стадии обсуждения.

У США 18 ПЛАРБ. Все они относятся к третьему поколению и постарше наших «Бореев». Это лодки типа «Огайо», поступавшие в ВМС США с 1981 по 1997 год. При этом обновления парка американских стратегических подводных ракетоносцев до середины следующего десятилетия не предусмотрено. При анализе мощности американского стратегического флота необходимо учитывать, что в соответствии с международным договором 4 лодки были переоборудованы под крылатые ракеты. Следовательно, в ВМС США эксплуатируются 14 ПЛАРБ.

По одному из важнейших показателей – малошумности – лодки «Огайо» проигрывают российским «Бореям», на которых использовано новейшее шумопоглощающее покрытие, а также наряду с винтом использован и водометный движитель. По части же размещенных на борту ракет (24) американцы лидируют – на российских ракетоносцах их 16.

Необходимо отметить, что российские лодки оснащены более совершенным гидроакустическим, навигационным оборудованием. У них выше уровень автоматизации.

ТТХ ПЛАРБ «Борей» и «Огайо»

Длина: 170 м – 170 м

Ширина: 13,5 м – 12 м

Водоизмещение надводное: 14720 т – 16740 т

Водоизмещение подводное: 24000 т – 18700 т

Скорость надводная: 15 узлов – 17 узлов

Скорость подводная: 29 узлов – 25 узлов

Рабочая глубина – 400 м – 375 м

Предельная глубина: 600 м – 550 м

Экипаж: 107 человек – 155 человек

Автономность: 90 суток – 70 суток

Силовая установка: 190 МВт – н/д

Вооружение: 6 ТА, торпеды, крылатые ракеты – 4 ТА, торпеды

Ракетное вооружение: 16 МБР «Булава» - 24 МБР «Трайдент-2»

Многоцелевые ПЛА

ВМС США обладают и атомными лодками четвертого поколения. Но это не стратегические лодки, а многоцелевые, вооруженные крылатыми ракетами и торпедами. Это лодки типа «Вирджиния» (11 шт.) и «Сивулф» (3 шт.). Американский подводный флот в обозримом будущем лодки этих типов докупать не будет.

В ВМФ России эксплуатируется одна многоцелевая лодка четвертого поколения проекта 885 «Ясень» (разработка КБ «Малахит) – «Северодвинск». Предполагается к 2020 году довести количество этих лодок до 8. Ранее были заложены три лодки – «Казань», «Новосибирск», «Красноярск». Сегодня, в День подводного флота России заложили лодку «Архангельск».

Несмотря на то, что «Сивулф» имеет рекордно высокую стоимость – 4,3 млрд. долларов, и разрабатывался долго и скрупулезно, «Ясень» имеет не намного более высокий уровень шумности. И это при том, что на американской лодке используется только водометный движитель и отсутствует гребной вал.

Что же касается сравнения с «Вирджинией», то наш «Ясень» выигрывает как по бесшумности, так и по вооружению. Также он способен решать более широкий круг боевых задач.

ТТХ ПЛАТРК «Ясень», «Вирджиния» и «Сивулф»

Длина: 140 м – 115 м – 108 м

Ширина: 13 м – 10,5 м – 12,2 м

Водоизмещение надводное: 8600 т – 7000 т – 7500 т

Водоизмещение подводное: 13800 т – 8000 т – 9100 т

Скорость надводная: 16 узлов – н/д – 18 узлов

Скорость подводная: 31 узел – 29,5 узлов – 34 узла

Рабочая глубина – 520 м – н/д – 480 м

Предельная глубина: 600 м – 490 м – 600 м

Экипаж: 64 человека – 120 человек – 126 человек

Автономность: 100 суток – н/д – н/д

Вооружение: 10 ТА, 30 торпед;32 ПУ КР - 4 ТА, 26 торпед; 12 ПУ КР – 8 ТА, 50 торпед или 50 крылатых ракет.

Снимок в открытие статьи: подводная лодка класса «Ясень» на вооружение ВМФ России, на судостроительном заводе «Севмаш»/ Фото: Владимир Ларионов/ ТАСС


Источник

Категория: Новости МО и МВД РФ и мира | Добавил: Ленпех (19.03.2015)
Просмотров: 677
| Теги: ВМФ РФ, ВМС США, подводный флот | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 394
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 22
Гостей: 21
Пользователей: 1
Ленпех