03:26
Суббота, 20.04.2024
Главная » Статьи » Новости МО и МВД РФ и мира [ Добавить статью ]

Изначально неверный подход
Таковым сегодня в Вооруженных Силах является ориентация на гражданскую финансовую службу, комплектуемую с рынка труда.

Созданная в процессе реформирования Вооруженных Сил система финансовых органов, укомплектованная гражданскими лицами, включающая единый расчетный центр для осуществления выплаты денежного довольствия военнослужащим по банковским картам и территориальные финансовые органы в субъектах Российской Федерации для финансового обслуживания воинских частей, находящихся на их территории, продолжает давать сбои. Качество финансового обеспечения армии и флота при стабильном бюджетном финансировании, о котором ранее военные могли только мечтать, остается крайне низким.

Многочисленные обращения военнослужащих с жалобами в государственные органы и общественные организации, представления армейских и флотских прокуроров в адрес военного командования наглядно свидетельствуют о том, что новыми финансовыми структурами продолжают нарушаться сроки выплаты денежного довольствия, а также предусмотренных законодательством России для военных людей пособий и компенсаций. При расчетах с личным составом допускаются многочисленные ошибки, недоплаты и переплаты. Как следствие это ведет к значительному материальному ущербу государству, за который никто не отвечает. Во многих случаях коммерческие банки договорные обязательства должным образом не исполняют, размещая банкоматы на значительном удалении от мест дислокации воинских частей и подразделений, которые к тому же нередко оказываются пустыми. Для поездок за деньгами к банкоматам командиры вынуждены выделять автотранспорт, а военнослужащие – тратить служебное и личное время. Созданные для целей обороны страны полевые учреждения Банка России, на содержание которых расходуются немалые государственные средства, в интересах Вооруженных Сил используются незначительно, они как бы стали лишними.

Трудноразрешимой проблемой остается получение в едином расчетном центре справок для предоставления военнослужащими в необходимых случаях в государственные органы, а также уточнений по начисленным суммам. Так называемые личные кабинеты военнослужащих, которые являются неотъемлемым атрибутом обеспечения их денежным довольствием при новой системе, как правило, не работают, они просто молчат. Для многих командиров рабочий день начинается с направления в территориальные финансовые органы и вышестоящие штабы курьеров с приказами и другими документами, необходимыми для осуществления выплат подчиненным военнослужащим и совершения других хозяйственных и финансовых операций. При этом значительная часть потребностей воинских частей обеспечивается со значительным опозданием и крайне скудно.

Одной из издержек реформ, проводимых в Вооруженных Силах в 2008–2012 годах, последствия которых еще долгое время будут лихорадить армию и флот, является ликвидация военной финансово-экономической службы, комплектуемой офицерским составом, и прекращение подготовки для ВС офицеров – специалистов финансово-экономического профиля.

Офицер-профессионал – залог успеха

История военного строительства наглядно показывает, что такой важный и исключительно сложный государственный институт, каким являются Вооруженные Силы возрождающейся России, отвечающие за обороноспособность огромной страны, расположенной на одной шестой части земной суши в девяти часовых зонах, не сможет обойтись без специально подготовленных, преданных России и ратному делу специалистов – финансистов. Это должны быть своего рода сподвижники данного дела, хорошо владеющие военными, экономическими, финансовыми и юридическими знаниями. Другими словами – это должны быть часовые государственной казны.

Отдавать ключевые вопросы финансового обеспечения войск и сил, проведения расчетов с оборонно-промышленным комплексом за разработку и поставки вооружений, военной и специальной техники, осуществления социальной защиты военнослужащих, гражданского персонала и ветеранов военной службы в руки людей, подобранных на рынке труда или по личной преданности, – это сознательное причинение ущерба обороноспособности России. Такие люди, особенно руководители, годами исполняют роль «присяжных заседателей», сторонних наблюдателей, а их работу выполняет кто-то другой, если найдется такой из старой гвардии, или не делает никто. Отсюда возникают многие российские управленческие и другие беды, тормозится экономическое развитие. Современное состояние финансового обеспечения Вооруженных Сил – наглядный тому пример.

На Руси издревле повелось, что государственную казну в армии и на флоте доверяли лучшим из лучших, власть всегда заботилась о подготовке и воспитании соответствующих финансовых кадров. Следует вспомнить историю. Много десятилетий со времен Великого Петра в каждом полку офицеры из своей среды выбирали достойного коллегу – офицера, которому доверялось ведение денежных дел, в том числе участие в сборах податей.

Оправдать доверие полковой общественности почиталось за дело высшей чести и престижа. Говоря современным языком, факты коррупции среди выборных офицеров являлись крайне редким явлением. Впоследствии, когда были установлены штатные должности, связанные с расходованием материальных и денежных средств, к претендующим на их замещение офицерам предъявлялись в смысле порядочности и честности самые высокие требования, что отмечалось в соответствующих руководящих документах.

В дореволюционной России организаторы финансового и материального обеспечения ВС на высшем уровне имели академическое образование. Они обучались в Академии Генерального штаба, а впоследствии – в специально созданной Интендантской академии.

С установлением советской власти вопросам кадрового обеспечения финансовых органов Красной армии как залогу стратегических успехов уделялось самое пристальное внимание: подбирались преданные делу революции и подготовленные люди, на военную службу принимались офицеры «старой» армии, перешедшие на сторону пролетариата, была организована подготовка специалистов в рамках войсковой курсовой сети.

При финансовом отделе Реввоенсовета Республики функционировала Высшая финансово-хозяйственная школа на сто человек. Победа Красной армии на многочисленных фронтах Гражданской войны и иностранной военной интервенции стала возможной в том числе в результате правильно поставленной государственной и военной финансовой политики.

В истории советского периода существовал только один отрезок времени – в 20-х годах прошлого века, когда при сокращении численности армии подготовка офицеров, включая специалистов финансово-экономического профиля, была свернута. Однако в то время благодаря мудрости наших предшественников высвобождавшиеся в процессе расформирования соединений и воинских частей финансисты, как правило, в запас не увольнялись, а направлялись в распоряжение Военно-финансового управления и его местных органов, то есть обеспечивалось их сохранение для последующих этапов военного строительства.

В 30-х годах эти меры оказались далеко не лишними. Проводимая государством в условиях возрастающей угрозы извне политика по укреплению обороноспособности страны и созданию новой массовой армии вызвала необходимость совершенствования подходов к организации подготовки специалистов в области военных финансов и экономики. Финансовая служба становится не только самостоятельной довольствующей службой, она наделяется функциями контроля за финансово-хозяйственной и производственной деятельностью всех других органов военного управления.

С образованием в структуре Вооруженных Сил Ярославского военного финансового училища был подтвержден твердый курс на то, что армейская финансовая служба должна комплектоваться специально подготовленными офицерами. Училище, пройдя нелегкий путь становления и развития, достойно решало возрастающие задачи подготовки офицеров-финансистов для ВС и военной организации государства в целом в предвоенное время, грозные годы Великой Отечественной войны и многие десятилетия мирного строительства.

С созданием в 1947 году нового высшего учебного заведения – Военного факультета при Московском финансовом институте, впоследствии преобразованного в Военный финансово-экономический университет, сложилась целостная двухуровневая система подготовки военных финансово-экономических кадров высокой квалификации. Они были способны решать любые задачи финансового обеспечения войск и сил флота, осуществлять аналитическую и контрольно-ревизионную деятельность, расчеты с промышленностью за выполненные научно-исследовательские работы и серийные поставки вооружения, военной и специальной техники.

При этом основу подготовки всегда составляло формирование офицера – профессионала, преданного Родине, и лишь затем – специалиста в области экономики и финансов. Это было залогом успеха, что подтверждено многолетним опытом работы финансово-экономической службы, ее вкладом в решение сложных оборонных задач, перечень которых с годами только расширялся.

Разрушительные реформы

В процессе последних реформ в результате неоднократных непродуманных объединений и разъединений оба финансовых военно-учебных заведения ликвидированы, командный и профессорско-преподавательский состав, офицеры-выпускники уволены в запас, доучивание ранее принятых на учебу курсантов без реальной перспективы назначения на финансовые должности и продвижения по службе в Вооруженных Силах осуществлялось в Военном университете Министерства обороны.

Созданные в процессе реформирования ВС и выведенные из подчинения командиров и начальников территориальные финансовые органы, единый расчетный центр и ряд финансовых департаментов в центральном аппарате Министерства обороны, не предусматривающие офицерских должностей, стали выполнять сугубо обслуживающие функции: свод заявок и отчетов, осуществление платежей по представлении документов из главных (центральных) управлений и других органов военного управления, начисление и выплата по банковским картам денежного довольствия и заработной платы, учет материальных и денежных средств.

Участие в планировании развития Вооруженных Сил и их технического оснащения, разработка военно-экономических прогнозов и программ в области военного строительства, подготовка заключений об обеспеченности бюджетными ассигнованиями планируемых мероприятий в военной области как основные функции многих финансово-экономических органов в прошедшие годы были дезавуированы и перестали выполняться.

Сформированная в процессе реформ система финансовых органов со временем может сработать как бомба замедленного действия, поскольку практически всю работу в настоящее время выполняют офицеры, находящиеся в запасе и в отставке, вынужденно снявшие раньше срока свои погоны. Однако при отсутствии подготовки специалистов созданный ранее кадровый запас постепенно истощается: люди уходят по возрасту, меняют место работы. Старение персонала финансовых органов уже сейчас привело к невосполнимым кадровым утратам.

Ни одна из развитых стран мира не отказалась от использования офицеров и других категорий военнослужащих на должностях финансово-экономического профиля в своих вооруженных силах, хотя замена ряда должностей военнослужащих на должности гражданских служащих с одновременным внедрением современных коммуникационных технологий в последнее десятилетие повсеместно имела место. Делалось это в плановом порядке на протяжении длительного времени по мере готовности материально-технической базы, каналов связи, в том числе защищенных, программного обеспечения, подготовки гражданского персонала и обучения военнослужащих правилам пользования личным кабинетом. Такой подход исключал сбои в сроках и полноте доведения положенных видов довольствия до личного состава, что оберегалось превыше всего.

Экономические модели других армий

В вооруженных силах США выстроена целостная система подготовки специалистов финансово-экономического профиля как военнослужащих, так и гражданских служащих. Такая подготовка осуществляется в двух гражданских университетах, школе финансового управления сухопутных войск, на финансовых курсах ВМС и ВВС, учебных курсах крупных промышленных и финансовых корпораций: «Боинг», «Дженерал электрик», «Моторола» и других. Действует также разветвленная сеть курсов повышения квалификации, на которых проходят обучение более двух тысяч в год гражданских и военных специалистов.

В самой военной финансовой службе США, которая представляет собой крупнейшее в мире агентство по оказанию финансовых услуг, доля военнослужащих относительно невелика – порядка 10 процентов. В целом же в масштабах ВС каждый пятый финансист – военнослужащий. В рамках вида вооруженных сил, например сухопутных войск, доля военнослужащих финансовой специальности составляет 40 процентов. В воинских частях, участвующих в боевых операциях, подавляющее большинство финансистов – военнослужащие. Руководители финансовых структур, отвечающие за разработку и защиту бюджета, распределение ассигнований, являются военнослужащими, причем самого высокого ранга.

В Китайской Народной Республике за основу была взята советская модель организации финансовой службы и финансового обеспечения вооруженных сил: центр – военный округ – объединение, соединение, воинская часть. В принципиальном плане эта модель сохраняется до настоящего времени, однако в воинских структурах, не связанных с оперативным управлением войсками и оружием, разрешается замещать военнослужащих гражданскими служащими.

Развитие системы подготовки кадров для финансово-экономических органов ВС Китая осуществляется путем обеспечения глубокой специализации в соответствии с предназначением выпускников. Основным учебным заведением, которое оканчивают около 85 процентов офицеров-финансистов ВС КНР, является Военно-экономическая академия, при которой функционируют четыре научно-исследовательских института. Вместе с тем офицеры-финансисты готовятся и в других военно-образовательных учреждениях отдельно для ВВС, ВМФ, для замещения должностей по финансированию научных исследований и т. д. При этом в военных университетах и академиях обучаются и военнослужащие, и гражданские лица. Они проходят обучение, как правило, по двум уровням: основной курс – четыре года, высший специальный курс – еще три года. Система подготовки финансовых кадров, как видно из сказанного, в КНР является основательной.

Не обходятся только гражданскими специалистами вооруженные силы многих других государств, включая страны СНГ. Не отказались от офицеров-финансистов силовые министерства и ведомства России. И не случайно здесь не может быть исторических по размерам фактов хищений, растрат, бесхозяйственности, какие годами процветали в Минобороны. Финансовое обеспечение там остается стабильным и реально способствует эффективному решению задач соответствующих структур.

Как подготовить грамотного финансиста

В сгруппированном виде комплектование финансово-экономической службы Вооруженных Сил Российской Федерации специально подготовленными офицерами обусловлено целым рядом следующих важнейших факторов.

Сложностью решения задачи обеспечения законного, целесообразного и экономного использования шестой части федерального бюджета страны.

Необходимостью увязки планов строительства Вооруженных Сил и их отдельных компонентов с ресурсной и бюджетной обеспеченностью. Чтобы на равных обсуждать и решать эти вопросы с Генеральным штабом, другими органами военного управления, главная финансово-экономическая структура Минобороны, а она должна быть только одна, обязана располагать специалистами не только в области экономики и финансов. Нужны люди, хорошо разбирающиеся в международной обстановке, понимающие основные угрозы и вызовы для страны, знающие задачи и структуру ВС, группировок войск, основы их применения и организации мобилизационной подготовки. Такие люди не могут появиться ниоткуда. Их надо готовить и готовить основательно. Это должны быть профессиональные военнослужащие – офицеры, прошедшие по служебной лестнице должности в войсковых финансовых органах и структурах центрального аппарата, имеющие высокие воинские звания.

Исключительной важностью организации своевременной выплаты денежного довольствия личному составу Вооруженных Сил, заработной платы гражданскому персоналу армии и флота, пенсий и пособий ветеранам ВС. С членами семей это несколько миллионов человек, чье морально-психологическое состояние исключительно важно для стабильности государства.

Требованием обеспечения готовности государственных структур и органов военного управления к качественному решению задач финансового обеспечения при возможных военных конфликтах различного масштаба. Выдвинутый гражданскими реформаторами и не отвергнутый военным командованием тезис, что в особый период в деятельности армейских финансовых органов ничего не изменится, неверен и чреват опасными последствиями. Регламент работы департаментов финансово-экономического блока, единого расчетного центра, территориальных финансовых органов и других финансовых структур в условиях, когда системы управления подвергнутся гиператакам, будет нарушен. Окажутся заблокированными Интернет, серверы, включая иностранные, опустеют банкоматы, перестанут осуществляться электронные платежи. Даже при разработке и законодательном закреплении механизмов противодействия нарушениям коммуникаций гражданская финансовая служба задачи по финансовому обеспечению личного состава и потребностей войск (сил) неспособна будет решать качественно без специальных навыков, которые должны отрабатываться постоянно в системе командирской подготовки офицеров.

Только офицеры, воспитанные в духе патриотизма и любви к Родине, принявшие воинскую присягу, по долгу службы и по статусу обязаны выполнять возложенные на них функции в любых условиях, в том числе сопряженных с опасностью для жизни и здоровья. Возложение решения задач финансового обеспечения войск и сил в особый период на гражданских служащих противоречит основополагающим принципам строительства Вооруженных Сил.

Необходимостью проведения качественного ведомственного финансового контроля, который в системе финансового контроля страны был и остается ключевым, самым трудоемким и в то же время самым результативным в деле борьбы с коррупцией и всевозможными злоупотреблениями. Эти позиции ведомственного финансового контроля, и не только в Министерстве обороны, в последнее время утрачены. Чтобы ведомственная система финансового контроля отвечала своему предназначению, она должна быть достаточной по численности для решения поставленных задач, сведена в эффективные структуры и укомплектована подготовленными людьми. Важно, чтобы основу контролирующих структур составляли профессиональные военнослужащие, знающие контрольно-ревизионную работу, имеющие служебный опыт в армейских финансово-экономических органах. Непременным условием успешного функционирования системы ведомственного финансового контроля и финансово-экономических органов должна стать взаимная ротация кадров. Это возможно, если в обеих структурах будет достаточное число офицеров, а руководить ими станет одно должностное лицо в ранге заместителя министра обороны.

Сложилось так, что офицер в России всегда был и остается больше, чем просто профессиональный военный. На всех этапах исторического развития наиболее ответственные посты занимали люди, имевшие воинские звания, и наиболее сложные задачи поручались им. Российские офицеры всегда относились к самой надежной элите общества, государственными делами, открытиями, героизмом и прочими заслугами подтверждавшей свою высокую миссию.

Командирам воинских частей, командующим и главнокомандующим, руководящим должностным лицам центрального аппарата Министерства обороны постепенно становится ясной ошибочность ряда принятых в процессе реформирования Вооруженных Сил решений в финансово-экономической сфере. На первый план выдвигается общественностью, обсуждается на научных конференциях, в СМИ вопрос восстановления в финансово-экономической службе как в центре, так и на местах офицерских должностей и организации подготовки для ВС специалистов финансово-экономического профиля. Эти вопросы постоянно ставятся депутатами Государственной думы Федерального собрания России.

Совет ветеранов военной финансово-экономической службы постоянно отслеживает состояние финансового обеспечения Вооруженных Сил. На основе его изучения и анализа подготовлены обращения в правительство Российской Федерации и Министерство обороны, проведен ряд встреч с руководящими должностными лицами военного ведомства. В данном вопросе есть практические, хотя и робкие подвижки: офицерские должности восстанавливаются в некоторых воинских формированиях, сделан небольшой набор курсантов на финансово-экономический факультет Военного университета.

В августе 2013 года состояние работы по обеспечению своевременной выплаты денежного довольствия военнослужащим Вооруженных Сил было рассмотрено на заседании коллегии Министерства обороны. К сожалению, принятые решения основаны на изначально неверных подходах, они фактически вновь подтвердили ориентацию на гражданскую финансовую службу, комплектуемую с рынка труда, улучшение косметическими мерами работы созданных при реформировании Вооруженных Сил финансовых структур.

Надеюсь, что здравый смысл все же восторжествует, финансово-экономическая служба вновь станет офицерской и будет соответствовать своей стратегической миссии – надежно стоять на страже государственных средств и качественно решать задачи по финансовому обеспечению армии и флота.
Василий Воробьев
Источник: vpk-news.ru


Источник

Категория: Новости МО и МВД РФ и мира | Добавил: rusakov08 (15.10.2013) E
Просмотров: 798
| Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 368
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0