00:51
Четверг, 23.05.2019
Главная » Статьи » Новости МО и МВД РФ и мира

Из «Адмирала Кузнецова» за 65 миллиардов сделают плавучую парту
Единственный авианосец России, кажется, и в самом деле отвоевался

Складывается впечатление, что за рубежом рассуждения об известных сложностях с ремонтом единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов» давно стали поводом для рассуждений о якобы непреодолимой технической отсталости России. А после того, как в ночь с 29 на 30 октября 2018 года в результате внезапного прекращения подачи электроэнергии с берега под Мурманском затонул единственный пригодный для восстановления этого огромного корабля и один из самых крупных в мире плавучий док ПД-50 прогнозы о дальнейшей судьбе «Адмирала Кузнецова» стали и вовсе зубоскальскими.

Так, по горячим следам весьма болезненной для ВМФ РФ аварии в Заполярье в начале ноября 2018 года китайская газета Sohu не без ехидства предположила, что «оценив масштаб ущерба и совершенно отчаявшись» Москва просто вынуждена будет просить помощи «у своего верного друга». Иными словами — у Пекина. Sohu продолжает: «В обмен на нефть или судостроительные технологии Китай смог бы взяться за ремонт авианосца и без сомнения справился с этим быстрее и эффективнее, чем медлительная, словно черепаха Россия».

На днях в общий хор пересмешников включилось и западное издание NewsRep, которое зачем-то процитировало российское информационно-аналитическое издание «Военное приложение». Отчего-то в NewsRep (а стало быть — и в упомянутом «Военном обозрении», коли оно решило воспроизвести эту нелепость) вообразили, что для завершения ремонта «Адмирала Кузнецова» не существует иного выхода кроме буксировки крейсера на Дальний Восток. Правда, не в Китай, а к расположенному в тех широтах другому российскому плавдоку ПД-41. Чья грузоподъемность и прочие параметры сопоставимы с безвозвратно и бездарно утерянном и лежащим на дне Кольского залива ПД-50.

Далее то ли NewsRep, то ли вольно пересказывающее ее статью «Военное обозрение» не без явного удовольствия сообщает: чтобы добраться до Дальнего Востока «необходимо выйти из Кольского залива, пройти через Норвежское море, Северную и Южную Атлантику, обогнуть южную оконечность Африки, преодолеть Индийский океан, а затем войти в Тихий океан».

Поскольку с авианосца успели снять даже гребные винты, этот путь ему якобы придется проделать непременно в сопровождении океанских буксиров. И далее: «Данное зрелище обязательно привлечет внимание всего мира, так как „Адмирал Кузнецов“ уже является героем иностранных анекдотов на военную тематику. Или Россия может просто отказаться от авианосца, порезав его на металл, но избежав позорных моментов, которые непременно появятся при буксировке корабля».

Все это, естественно, полная ахинея. Никто никуда «Адмирала Кузнецова» для докования не потащит. Но и пилить его на иголки в ближайшие годы тоже не станут. Иначе для чего бы месяц назад, 12 марта 2019 года, пара штурмовиков Су-25УТГ палубного базирования из состава 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка морской авиации ВМФ из-под Североморска перелетели на аэродром Саки в Крыму? Их пилоты в теплых краях уже восстанавливают свои навыки на наземном испытательном тренировочном комплексе корабельной авиации (НИТКА), позволяющим отрабатывать взлет и посадку на авианосец.

То есть — пока идет ремонт корабля, авиакрыло «Адмирала Кузнецова» поддерживает боевую форму. Одновременно с 2016 года возобновлено производство двигателей АЛ-31Ф (серии 3) для считанных оставшихся в строю палубных истребителей Су-33. А также начата модернизация этих самолетов с установкой на них хорошо зарекомендовавших себя во время боевых действий в Сирии прицельных систем СВП-24 «Гефест». Но это было бы бессмысленным, если бы где-то в верхах на самом деле зрело решение отказаться от технической реанимации крейсера.

Да, без постановки в док невозможны ни так и не завершенные в безвременно сгинувшем в морской пучине ПД-50 демонтаж линии валов и винтов корабля, ни проведения их дефектации и ремонта, ни ремонт донно-бортовой арматуры, ни окраска подводной части корпуса авианосца. Все это необходимо проделать, причем — срочно. Поскольку возвращение «Адмирала Кузнецова» в боевой состав Северного флота Объединенной судостроительной корпорацией обещано уже в 2021 году. А Минобороны рассчитывает получить обновленный крейсер в свое распоряжение после программы испытаний не позже четвертого квартала 2022 года. Во всяком случае, так заявлял заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко.

Таким образом, времени на завершение работ не так уж много. Однако после гибели ПД-50 простых выходов у мурманских судоремонтников не осталось. Но выходы все же есть. Основной — срочная модернизация двух сухих доков 35-го судоремонтного завода (СРЗ) в Росляково на окраине Мурманска. Том самом 35-м СРЗ (филиале знаменитого северодвинского Центра судоремонта «Звездочка»), который уже много лет служит основным местом базирования «Адмирала Кузнецова».


Доки в Росляково и так достаточно внушительного размера (длина каждого порядка 200 метров). Однако вместить в себя авианосец они по отдельности все же не в состоянии. Но вот если разобрать сравнительно неширокую перемычку между доками и сделать, таким образом, единую сухую доковую камеру невиданного в России размера — габаритные размеры ее стапель-палубы составят 70 на 400 метров — тогда «Адмиралу Кузнецову» в ней не будет слишком тесно.

Самое забавное: соответствующий технический проект давно разработан «Союзпроектверфью». Затем в 2016 году, когда жареный петух еще даже и не собирался клевать мурманских судоремонтников, идея была заново пересмотрена и утверждена как одно из основных направлений расширения производственного потенциала 35-го СРЗ. Но, как водится в России, ждали, пока грянет гром. Теперь вот — грянул. Как результат — Москва срочно выделила на модернизацию завода деньги. А разбирать перемычку между сухими доками наметили на лето нынешнего года.

Если все пройдет штатно, «Адмирал Кузнецов» через пару-тройку лет действительно может вернуться в боевой состав Северного флота. Вот только в каком качестве?

Мнения на этот счет разные. Существует и такое: этот тяжелый авианесущий крейсер следует сохранять не столько в качестве боевого, сколько учебного корабля. Тогда главным для «Кузи» станет не пугать собой бородатых террористов где-нибудь а Ближнем Востоке, а служить плавучей партой для сохранения у России только начавшей складываться школы собственной палубной авиации. В ожидании тех счастливых времен, когда мы сумеем, наконец, выстроить собственный полноценный, а не достаточно архаичный авианосец. Каковым, увы, на сегодня «Адмирал Кузнецов» в действительности и является. И продолжающаяся в Росляково его модернизация за 65 миллиардов рублей по большому счету этой реальности изменить не состоянии.

Первый и основной недостаток «Адмирала Кузнецова» — отсутствие в составе его авиакрыла самолёта радиолокационного дозора и наведения (ДРЛО). Без которого наш корабль становится опасно подслеповатым в современном морском бою.

Это, конечно, ни для кого не новость. Еще при разработке самого проекта 11435 советские еще отцы-основатели тяжелого крейсера все прекрасно понимали. И закладывали в состав авиакрыла наличие 3−4 палубных самолетов Як-44(РЛД). Вопреки распространенному мнению, для их взлета с палубы «Адмирала Кузнецова» отсутствующая на нем катапульта была вовсе необязательна. Хватало и имеющегося трамплина в носовой части авианосца. Пара достаточно мощных турбовинтовых двигателей ТВВД Д-27 с обдувом верхней поверхности крыла позволяла поднять в воздух эту машину с максимальным взлетным весом в 40000 килограммов.


К 1990 году эскизный проект Як-44 был готов. Причем по основным показателям он оставлял далеко позади современный ему американский палубный аналог — E-2C «Хокай» с катапультным взлётом. Потом построили и обкатали на палубе «Адмирала Кузнецова» конструктивно-технологический макет Як-44. Однако в 1992 году в связи с распадом СССР замысел создания российского самолёта радиолокационного дозора и наведения приказал долго жить. А «Адмирал Кузнецов» так по сей день и остался хронически «близоруким».

Взлетать с его палубы палубные истребители и штурмовики могут. А вот воевать — в очень ограниченных масштабах и только с отсталым в военном отношении противником. Поэтому корабль просто обречен в дальнейшем служить лишь учебной партой для пилотов-палубников. В ожидании того счастливого дня, когда, наконец, выйдет в море давно обещанный нам настоящий российский многоцелевой тяжелый авианосец проекта 23000 «Шторм». Который будто бы давно и неустанно разрабатывает Крыловский государственный научно-исследовательский центр в Санкт-Петербурге.

Макет такого корабля водоизмещением в 100 тысяч тонн и с авиакрылом в 90 палубных истребителей пятого поколения Су-57 общественности с большой помпой показали еще в 2013 году. К началу строительства «Шторма» на Дальневосточной судостроительной верфи «Звезда» в городе Большой Камень планировали приступить в 2024 году. Придумали даже грозное имя для первенца — «Маршал Советского Союза Жуков».

Но в последние месяцы по поводу «Шторма» власти как в рот воды набрали. И это настораживает куда больше, чем чужие насмешки над злосчастным «Адмиралом Кузнецовым».

Категория: Новости МО и МВД РФ и мира | Добавил: Ленпех (17.04.2019)
Просмотров: 444 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Военный пенсионер.рф

Опрос
Как Вы оцениваете работу Правительства Медведева Д.А.
Всего ответов: 1046
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0