В
Западном военном округе проходят масштабные учения военной авиации.
Пилоты должны обнаружить условного противника, преодолеть
радиолокационные помехи, провести воздушный бой. А экипажи боевых
вертолетов Ка-27 учатся посадке на борт корабля.
Ка-27 зависает над палубой авианесущего корабля. Небольшая
вертолетная площадка величиной всего 10 на 10 метров, повсюду -
корабельные надстройки. Чтобы выполнить посадку, требуется настоящее
мастерство. Вертолет садится, но вскоре вновь снимается с места. Не
успевает он скрыться за горизонтом, как к кораблю уже приближается
другая винтокрылая машина. Посадку на палубу движущегося корвета пилоты
отрабатывают часами. Ни один тренажер не поможет освоить этот сложный
эпизод. "Корабль на ходу, килевая и бортовая качка, - рассказывает об
условиях тренировки командир авиационной базы Балтфлота Евгений Астахов.
- Тут необходима ювелирная точность посадки на палубу, точный расчет".
Большая часть учений вертолетной эскадрильи проходит над Балтикой.
Пилоты учатся ориентироваться в открытом море, где не всегда цель можно
найти по приборам. Над военным аэродромом в Донском тоже маневрируют
Ка-27: здесь в условиях так называемого "минимума погоды" при сильном
ветре и облачности они отрабатывают взлет и посадку.
Элементы боевых упражнений летный состав отрабатывает с утра до
позднего вечера. Посадка, дозаправка, смена экипажа - и снова взлет.
Даже асам важно не засиживаться на земле. Для поддержания формы пилоту
необходимо налетать не меньше 100 часов в год.
Игорь Высоцкий в морской авиации Балтийского флота служит уже 16 лет.
За это время около тысячи часов он провел в небе. Игорь тренируется
наравне с новичками, хоть сам он не раз бывал на боевых заданиях и
обеспечивал безопасность гражданских транспортных судов в Аденском
заливе. О том, как Ка-27 зависали над джонками и наводили ужас на
пиратов, он рассказывает буднично, как о самой обычной выполненной
задаче: "Вышли в район нахождения пиратской лодки, обозначились, зашли
на зависание. Пираты прекратили движение, подняли руки".
На учениях пилоту предстоит обнаружить подводную лодку противника. Ее
можно запеленговать с помощью специальных гидроакустических станций,
которыми оснащен противолодочный вертолет. По условиям учений, экипаж
подлодки знает о появлении воздушного противника, пытается оказывать
противодействие и создает помехи. Несмотря на это, вертолеты уверенно
преследуют ее. "Подводная лодка маневрирует, изменяет курс, глубину, у
нее задание уйти от нас, - рассказывает Сергей Юдин, штурман. - А у нас
задание найти ее и поддерживать контакт".
Во время разборов полетного задания выясняется, что подводному
противнику скрыться так и не удалось. Хотя оценить действия пилотов
могут только специалисты: во время преследования субмарина ни разу не
появилась на поверхности моря.
Учения продлятся еще не одну неделю: летчикам Балтийского флота
предстоит выполнить полеты на предельно малых высотах и освоить
пилотирование в облаках.