17:37
Воскресенье, 28.04.2024
Главная » Статьи » Новости МО и МВД РФ и мира [ Добавить статью ]

Голод (Пусть будет повесть)

Шумаков В.А.

Голод

(Пусть будет повесть)

Для любознательных и дальнейшего понимания происходящих событий:

Автономное плавание, длительное пребывание в море корабля (судна) или группы однотипных кораблей (судов) в удалённых от баз районах с выполнением задач боевой подготовки без пополнения запасов и смены экипажа. Продолжительность автономного плавания зависит от имеющихся на корабле (судне) запасов топлива, пресной воды, продовольствия и других материальных средств, условий плавания и выносливости личного состава. (Военно-Морской Словарь, 1990 г., с. 16; Москва, Военное издательство).

Боевая служба, совокупность мероприятий и действий, проводимых силами флота в мирное время по единому замыслу и плану с целью предотвратить внезапное нападение агрессора, максимально ослабить или сорвать удары его ВМС, поддержать высокую боевую готовность объединений, соединений, кораблей и частей для решения стоящих перед ними задач. Несение боевой службы предусматривает длительное пребывание определённого числа надводных кораблей и подводных лодок в различных районах океанов (морей), а также нахождение части сил в боевом дежурстве в пунктах базирования (на аэродромах) в установленной готовности к выходу (вылету). Боевая служба проводится в строгом соответствии с нормами международного морского права. (Военно-Морской словарь, 1990 г., с. 51; Москва, Военное издательство).

Действующие лица – экипаж атомной торпедной подводной лодки 1-го поколения «К-152». А именно:

Виталий Дмитриевич - командир корабля (капитуся), капитан 2 ранга (при личном обращении только «товарищ командир»).

Анатолий Яковлевич (Ванька Жуков) – старпом, капитан 2 ранга.

Павел Иванович (комиссар, Паша) – замполит, капитан 2 ранга.

Григорий Павлович (Гриша, Грыгорий) – механик (командир БЧ-5), инженер- капитан 2 ранга.

Николай Андреевич (Коля, Николай) – дублёр механика и вахтенный инженер-механик 1 смены, инженер-капитан 3 ранга.

Владимир Борисович (Володя, Владимир –) – помощник и вахтенный офицер 3 смены, капитан 3 ранга.

Владимир Фёдорович (Володя, Владимир) – минёр (командир БЧ-3) и вахтенный офицер 2 смены, капитан 3 ранга.

Леонид Михайлович (Лёня) – штурман (командир БЧ-1), капитан-лейтенант.

Евгений Семёнович (Жужа) – штурманёнок (командир группы БЧ-1), лейтенант.

Евгений Михайлович (Женя, Уши) – связист (командир БЧ-4, РТС) и вахтенный офицер 1 смены, инженер-старший лейтенант.

Сергей Михайлович (Сергей, Серёга) – дозик (начальник химслужбы), инженер-старший лейтенант.

Валерий Алексеевич (Валерий, Валера, Алексеич, Шумаковна) – командир 1 дивизиона (движения), оператор ПУ ГЭУ (КГДУ-2) и дублёр вахтенного инженер-механика, инженер-капитан-лейтенант.

Сергей Николаевич (Сергей, Серёга) – командир 2 дивизиона (электротехнического) и вахтенный инженер-механик 2 смены, инженер-капитан 3 ранга.

Виктор Ильич (Виктор) – командир группы 2 дивизиона и командир 4 отсека, инженер-старший лейтенант.

Анатолий Иванович (Анатолий, Анатоль, Толя) – командир 3 дивизиона (живучести), вахтенный инженер-механик 3 смены и командир 3 отсека, инженер-капитан 3 ранга.

Владимир Семенович (Володя) – начальник медицинской службы, майор м/с.

Дмитрий Яковлевич (Дима) – командир турбинной группы и командир 6 отсека (турбинного), инженер-капитан-лейтенант.

Рефкат Галлимович – старшина команды турбинистов, мичман.

Станислав Михайлович (Стас) – киповец (командир группы КИПиА), инженер-старший лейтенант.

Дмитрий Степанович (Дмитрий) - киповец (командир группы КИПиА), инженер-старший лейтенант.

Ефим Михайлович (Иголькин, Булавкин) – киповец (командир группы КИПиА), инженер-лейтенант.

Вадим Яковлевич (Вадим, Граф) – оператор ПУ ГЭУ (КГДУ-1), инженер-капитан-лейтенант.

Борис Фёдорович (Борис, Боря, Ушастик)– оператор ПУ ГЭУ (КГДУ-3) и командир 5 отсека (реакторного), инженер-капитан-лейтенант.

Александр Алексеевич (Сан Саныч) – оператор ПУ ГЭУ (КГДУ-4) и командир 2 отсека, инженер-капитан-лейтенант.

Виль Буллатович (Виль, Сын степей) – оператор ПУ ГЭУ (КГДУ-5) и командир 8 отсека, инженер-старший лейтенант.

Валерий Петрович (Валерий, Шапкин) – оператор ПУ ГЭУ (КГДУ-6) и командир 9 отсека, инженер-старший лейтенант.

Александр Степанович (Саша, Гай, Нуль) – дублёр оператора ПУ ГЭУ, инженер-лейтенант.

Иван Константинович – боцман, рулевой-сигнальщик и вахтенный рулевой 1 смены на горизонтальных рулях, мичман.

Валентин Павлович (Валентин, Капся) – старшина команды трюмных, мичман.

Василий Николаевич (Василий, Васька) – старшина команды электриков, мичман.

Труфанов Олег – старшина команды спецтрюмных реакторного отсека, главный старшина.

Соболев Алексей – вахтенный маневрист турбинной группы, старший матрос.

Пасько Василий (Клякса) – вахтенный химик-водянщик турбинной группы, старший матрос.

Булкин Василий (кот Васька) – кок, старшина 2 статьи.

Бурмистров Иван – вахтенный трюмный 9 отсека, матрос.

Мирошник Степан – вахтенный электрик 2 отсека, старший матрос.

Рыжов Станислав (Ганс) – вахтенный гидроакустик, старший матрос.

Чижин Николай (Чижик) – вахтенный торпедист, старший матрос.

Искра Степан (Электрон) – вахтенный электрик 4 отсека, старший матрос.

Место действия – краткое пребывание в родной базе после похода под паковые льды Северного Ледовитого океана, Северо-западная Атлантика и чуть ли не Баренцево море, быстро смещающееся через Атлантику в Средиземное. Кто не мечтал о Средиземном море. Экзотика! Но не для всех. Для некоторых оно может быть и кошмаром. …

Время действия – вторая половина шестидесятых годов XX века, когда у политического руководства Израиля при поддержке США «поехала крыша» (наверное от жары) и оно решило расширить жизненное пространство «Земли обетованной» за счёт соседей арабов.

* * *

Каждый моряк за свою службу стремится побывать в дальнем плавании, испытать себя. Если летом на встречном курсе появляется мичман или офицер, то невольно бросаешь скользящий взгляд на грудь. И если замечаешь на нём жетон «За дальний поход» с изображением подводной лодки или надводного корабля под развевающимся Военно-морским флагом СССР, то испытываешь к этому человеку белую зависть: «Он был в автономке! Когда я там побываю!?». А если у него ещё и колодка боевой медали или боевого ордена, то это уже небожитель. При встрече с однокашником или знакомым офицером, спешащим из городка в сторону пирсов с маленьким чемоданчиком, всегда задаёшь вопрос:

-​ Куда спешишь?

И слышишь как бы обыденный ответ:

-​ Да вот на пароход. Сегодня ночью уходим в автономку.

Ответ такой, как будто это не впервой, что это уже привычно. А ведь идёт впервые. Грудь распирает, а сзади растут крылышки. Даже если это уже действительно не впервой, всё равно к ожидаемому дальнему плаванию привыкнуть нельзя. Кто любит море и испытал это чувство, то ох как понимает! Любой дальний поход называли автономкой, а атомную подводную лодку пароходом. Вроде пренебрежительно, но с большой любовью.

* * *

Было на редкость тёплое солнечное майское утро. На небе ни облачка. Безветрие, штиль. Вода в заливе как зеркало. У плавпирсов – по одной и по две с каждого борта – дремали субмарины, чётко отражаясь в воде. На пирсах ни души, только верхние вахтенные у рубок. Все экипажи в чреве субмарин на проворачивании оружия и технических средств. Тишина-а-а! Тишину изредка нарушали лишь крики чаек и бакланов, что ещё более оттеняло тишину, делало её как бы звенящей. Юг тебе да и только! А ведь и на самом деле южное побережье, но только … Баренцева моря.

* * *

Пришвартованная правым бортом к четвёртому плавпирсу, одиноко стояла торпедная атомная подводная лодка «К-152» с введёнными энергетическими установками обоих бортов. На ней только что закончилось краткое проворачивание оружия и технических средств, не затрагивающее проворачивания технических средств главных энергетических установок. Как только после заступления третьей смены по боевой готовности номер два прозвучала команда «Подвахтенным от мест отойти», тут же на мостике рубки показалась голова дублёра дежурного по кораблю лейтенанта Жужи.

- Лепота-а-а, картина маслом! – воскликнул он, прищурившись, и блаженно потянулся.

Для него любая погода, любое время года было лепотой или картиной маслом, так как он был до безобразия молод, а по природе оптимист. Жужа быстро прикурил от зажигалки сигарету «Друг», с большим удовольствием глубоко затянулся, зажмурившись, выпустил струйку дыма в небо и обратился к верхнему вахтенному, стоявшему у трапа на пирс:

- Вахтенный, обстановка!

- Акватория осмотрена, замечаний нет – бодро отрапортовал он и добавил, улыбаясь, – товарищ лейтенант, мышь не проскочит!

- Ну и ладушки. Осмотрели горизонт, побаловались свежим дымом и будя. Перебор тоже не хорошо. Пошёл вниз – сказал Жужа, щелчком выстрелив остаток сигареты за борт. Проследив траекторию окурка до воду, он мгновенно с форсом нырнул в боевую рубку по трапу, держась только за поручни. Переходя с вертикального трапа боевой рубки к вертикальному трапу, ведущему в центральный пост, он встретил двух бойцов – старших матросов Мирошника и Чижина.

- Вы куда, гуси-лебеди? – спросил он на ходу, копируя командира корабля и напустив на себя важность.

- Да вот старпом отпустил покурить на пирс – ответил Чижинов за обоих.

- Тогда разошлись, как в море корабли. Я вниз, вы наверх. Спешу! – ответил он на ходу, продолжив стремительный спуск по трапу. И действительно нужно было не упустить ЦУ командира корабля, который должен был пойти в штаб дивизии, чтобы узнать дальнейшую судьбу экипажа. Ведь намечался летний отпуск, что бывает очень редко, но подозрительная работа установок вернувшейся с моря лодки вызывала опасение на этот счёт. С такими мыслями Жужа спланировал в центральный пост. И вовремя. Только пятки дублёра дежурного по кораблю спроектировались на палубе центрального поста, как ручка кремальеры круглой двери носовой переборки резко повернулась вправо, дверь открылась, и в проёме показались почти одновременно правая нога и голова командира корабля в пилотке с зеленоватым от морской воды крабом. На данный момент в отсеке были одни офицеры. Старпом, первым заметивший командира, подал команду:

- Товарищи офицеры!

Командир корабля отрепетовал:

- Товарищи офицеры! – и жестом руки как бы подтверждая команду «вольно!». Это был красивый мужчина средних лет, чуть выше среднего роста, ладно скроенный, сбитый, но несколько полноватый. Из под пилотки проглядывали седые виски Выражение лица волевое, но неуловимо проскальзывали хохляцкая хитрость, упрямство и самоуверенность. Может быть это не самые худшие качества для командира, а даже наоборот. Главное – букой не был, надменным и спесивым тоже. Скорее был приветлив и с юмором. Он пришёл в экипаж, во время ремонта на судоремонтном заводе с должности старпома подводной лодки такого же проекта. Кроме сдачи задач экипажем и подлёдного плавания особо себя на этом корабле, как командир, ещё не проявил. Да и подо льдом был под присмотром прежнего командира этого корабля, как старшего на борту. А старого командира экипаж не то, что любил, а боготворил. Одним словом, офицеры к нему присматривались.

В центральном посту находились старпом, помощник командира (он же вахтенный офицер 3 смены и дежурный по кораблю), штурман, командир БЧ-5 и командиры дивизионов БЧ-5, один из которых – командир дивизиона живучести – исполнял обязанности вахтенного инженера-механика 3 смены.

Улыбаясь, командир быстро окинул взглядом офицеров и обратился ко всем присутствующим в своей излюбленной манере, когда был в хорошем настроении:

-Товарищи офицеры, тире подводники, тире североморцы, волнуетесь за судьбу летнего отпуска? Не накрылся ли он медным тазом?

-​ О-ё-ё-й, товарищ командир! Не дай Бог! Я уже с женой всё спланировал и стою на товсь, – запричитал помощник.

-​ А я на фас! – тут же с напускной серьёзностью добавил Жужа.

Все посмотрели на него и рассмеялись.

- Одним словом, судя по выражению лиц, у всех всё стоит на фас, - констатировал командир и продолжил:

- Вот иду в штаб дивизии выяснять волю Всевышнего и Главкома на нашу дальнейшую судьбу. Так что, Владимир Борисович, - улыбаясь, командир кинул взгляд на помощника, - молитесь Богу и Главкому, чтобы они были не очень строги в принятии судьбоносного для вас решения. Впрочем и для нас всех тоже. Был бы верующим – перекрестился! Замечания, пожелания есть?

- По БЧ-5 пока замечаний нет, запасы полные, - ответил механик, обводя взглядом своих помощников – командиров дивизионов. Те молча кивнули головами в подтверждение.

- По остальным боевым частям и службам тоже замечаний нет. Дополнения и штрихи появятся после вашего прибытия из штаба, товарищ командир, - за всех остальных ответил старпом.

- Ну, моряки, тире подводники, тире гуси-лебеди, осмотритесь здесь повнимательней … на всякий случай,… а я пошёл. Пожелайте мне ни пуха, ни пера.

- К чёрту, товарищ командир, - ответил старпом.

- Товарищ командир, не правильно! – решительно выступил Жужа, – Это мы должны были сказать вам «Ни пуха, ни пера», а уж вы должны были ответить нам «К чёрту!». А получилось всё шиворот на выворот.

- Ну и прыткий же ты, Евгений Семёнович. Всё замечаешь, всё поправить норовишь, - по-дружески укорил его штурман.

- Леонид Михайлович, а ведь твой штурманец молодец, - поддержал штурманёнка командир, - Существенное замечание. Нужно будет учесть на будущее.

- Товарищ командир, давайте всё исправим! Я вам пожелаю «ни пуха, ни пера», а вы мне ответите «к чёрту». Ведь на кону летний отпуск, Крым и такие красивые девушки в морской пене! – взмолился Жужа.

- Убедил. Валяй, Евгений Семёнович.

- Товарищ командир, ни пуха, ни пера!

- К чёрту!

Под громкий хохот офицеров командир стал подниматься по трапу.

Поднявшись с кресла рулевого-горизонтальщика, командир 1 дивизиона обратился к командиру БЧ-5:

- Григорий Павлович, пойду проверять своё хозяйство. Свежий взгляд в данной ситуации не помешает.

- Давай, Валерий. Да и комдиву «два» свежий взгляд не помешает, а с комдивом «три» мы определимся чуть позже. По окончании проверки мне доложить. Вперёд и с песней. А меня пригласил флагмех. Так что я тоже убываю в штаб.

* * *

Комдиву «раз» страшно хотелось спать. И не мудрено. Ведь с получением «добро» на вход в базу в 22.00 объявили боевую тревогу, с приходом в базу разрешения на вывод установок из действия не дали. Пришлось отстоять «собаку». После завтрака на осмотр, прослушивание и «ощупывание» техники, проверку «на вшивость» вахтенных и записей в вахтенных журналах боевых постов ушло более часа. Урвал на сон в «железе» полтора часа. Почему в железе? Да потому что сход на берег экипажу был запрещён. А это настораживает. Корабль после среднего ремонта, хотя и на «королевской» фирме «Тип-Топ» города Полярный – СРЗ №10, не имеющего ещё большого опыта ремонта корабельных атомных энергетических установок. Одним словом, хоть и с болячками, но парень – хоть куда, а это «хоть куда» может быть и «за угол», и на долго. Конечно, как любой морской душе, хотелось побывать в автономке, но поговаривали о летнем отпуске…! А это «мечта идиота» и хрустальная мечта молодого морского офицера. А на лодке все офицеры молоды, включая и командира. Ведь командиру всего 32 – 38 лет. Но из-за безобразной молодости остальных офицеров, а тем более личного состава срочной службы, командира считали стариком. Конечно служба очень тяжела физически и психологически, иногда выматывает до предела и более. Три года службы на лодке и ты неврастеник, но научившийся держать себя в узде, пять - шесть лет и заработал «чудесную» болезнь на всю жизнь, называемую дистонией. Так и хочется сказать: «Чудесное имя, но зачем же на всю жизнь»!? Не зря на атомоходах служба год за два, а в 40 лет можно увольняться и становиться военным пенсионером.

Продолжая так мыслить, он подошёл к кормовой переборке отсека, поднял ручку кремальеры, открыл круглую дверь, профессиональной хваткой перенёс своё тело в четвёртый отсек и закрыл за собой дверь, зафиксировав её кремальерой. Сразу же почувствовался резкий запах соляра и специфический химической запах шихты. Это был отсек вспомогательных механизмов, где находились два дизель-генератора, водоопреснительная установка, воздушные компрессоры, оборудование системы гидравлики, электрооборудование и два ионообменных фильтра напорно-питательной системы второго контура паротурбинной установки, в которых и находилась химическая шихта со специфическим запахом для глубокой очистки дистилированной воды. От резких лодочных запахов мысль всегда перескакивала на абсурдную тему. Если бы ему завязали глаза, наглухо заткнули уши и пронесли по отсекам в различной последовательности при открытых переборочных дверях, то он безошибочно определил бы, в каком отсеке находится, так как в каждом отсеке корабля специфический запах. Продолжая мыслить ни о чём, он оказался в правом проходном коридоре следующего отсека – реакторного. Отсек встретил его мерным жужжанием электромеханизмов, из которых чётко выделялся звук работающих насосов первого контура. Он был похож на звук летящих пчёл. Комдив с уважением относился к этому отсеку. Это был его подарок. В двадцатипятилетие ему подарили его под паковыми льдами Северного Ледовитого океана на день рождения приказом прежнего командира корабля Гринчева Евгения Николаевича. Это было 20 августа 1964 года. Принял он отсек от своего однокашника Лёхи.

Продолжение скоро последует.

Категория: Новости МО и МВД РФ и мира | Добавил: Ленпех (18.05.2014)
Просмотров: 557
| Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 389
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 31
Гостей: 31
Пользователей: 0