Легенда
о дерзком полете конструкторской мысли, потерянных деньгах и
несбывшихся надеждах. Гимн величию человеческого разума и притча о
безумных путях, на которые иногда сворачивает технический прогресс. Сага
о том, как несмелые очертания истины тают в пелене тумана человеческих
заблуждений. Парабола об алчности и доверчивости, что идут рука об руку
на протяжении веков, питаемые несбыточной людской мечтой о «философском
камне» и «вечном двигателе».
Все это – история истребителя
«пятого поколения». Миф о фантастическом крылатом корабле, что принесет
лавры побед к ногам тех, кто сможет построить такую машину.
Еще
ни один самолет в истории авиации не преподносился с такой помпой, как
грозный истребитель «Рэптор». Беспощадная ярость небес. Абсолютное
техническое превосходство ВВС США. Чудотворное средство для выигрыша
любых войн. Невидимое и разрушительное оружие, приносящее смерть
каждому, кто осмелился «поднять руку» на его создателей.
Парадокс
в том, что на сегодняшний день ни один из 187 истребителей «пятого
поколения» участия в боевых действиях не принимал. Это было бы
нормально, если на Земле прекратились войны – но, с 2003 года, когда на
авиабазу Неллис прибыл первый серийный F-22, мир сотрясли множество
конфликтов – авиация ВВС США совершила десятки тысяч боевых вылетов,
сметя с лица Земли два государства.
Оправдания, связанные с
«избыточной мощью самолета» и «несоответствием условий локальных
конфликтов назначению F-22» могут вызвать лишь ярость у американских
налогоплательщиков: военные потратили 60 миллиардов долларов на создание
самолета, для которого нет подходящих задач!
Сравнение F-22 с
ядерным оружием не проходит - «Рэптор» не обладает и долей
останавливающего эффекта Стратегических Ядерных Сил. В отличие от
«Трайдентов» и «Минитмэнов», это чисто тактическое оружие, призванное
решать насущные проблемы нашего времени. Но увы…
Пилоты ВВС США предпочитают возить бомбы и доминировать в воздухе, используя проверенные F-15 и F-16.
Получается проще, дешевле, а главное - ничуть не хуже, чем при использовании истребителя «пятого поколения».
Гораздо
веселее другой факт: F-22 наверняка окажется малополезен при решении
«серьезных задач». До сих пор не утихают споры о малозаметности самолета
– эксперты сокрушаются о том, что «Рэптор», скорее всего, не сможет эффективно работать в зоне действия зенитных комплексов С-300.
Здесь
следует задать простой опрос: А что вы ожидали? Двенадцать каналов
наведения. Шесть скоростей звука. Масса боевой части 150 кг. Солидный
комплект радаров и систем обнаружения, способных засекать воздушные цели
на дальности в сотни километров.
Лезть напролом в зону действия
С-300 – чистое самоубийство. И никакой «Рэптор» здесь не панацея –
летчики ВВС США откажутся садиться в кабины, а того, кто отдал приказ о
прорыве вражеской ПВО с помощью «Рэпторов», ожидает трибунал.
Что нам «Рэптор»! Закидаем шапками?
Ничуть.
300-ый зенитный комплекс – действительно серьезное оружие, это признают
даже мастистые зарубежные эксперты. Другое дело, что для прорыва сквозь
заслон С-300 совсем не обязателен убер-самолёт «пятого поколения».
Это как же так?
Грубая
сила и ничего более. Обнаруженные позиции ЗРК давят простым способом:
залпом противорадарных ракет HARM, наводящихся на источники
радиоизлучения. Ракеты запускаются по баллистической траектории, на
самонаведении – сами самолеты-носители при этом остаются вне зоны
действия ЗРК, а счет выпущенных «Хармов» обычно идет на тысячи.
Тупоголовые
«Хармы» перебьют все микроволновки и радиопередатчики в округе, но
несколько из них обязательно разорвется вблизи РЛС зенитного комплекса,
выведя его из игры. Даже если оператор, почувствовав неладное, успеет
выключить радар – «Харм» запомнит последние координаты источника
излучения и продолжит свой скорбный путь в направлении предполагаемой
цели.
Гремучий коктейль из «Хармов» обильно сдабривается
крылатыми ракетами «Томагавк», шквалами радиоэлектронных помех, БПЛА и
диверсионными группами спецназа.
Очень грубый, затратный и грязный приём – но это единственный способ прорыва современной ПВО. Именно этот сценарий мы наблюдали во всех конфликтах последних лет – обе Войны в Персидском заливе, Югославия, Ливия.
Лишь
когда командование убеждается в недееспособности вражеской системы ПВО –
в воздушное пространство вторгаются «носители демократии» - сотни
боевых самолетов ВВС стран НАТО. Обычные F-15 и F-16.
Убер-самолет
F-22 «Рэптор» вновь остался без работы. Как и его коллега B-2 «Спирит».
Сверх-возможности этих машин попросту не востребованы.
Кто Вы, истребитель пятого поколения?
У современных
летчиков есть все - сверхзвуковые самолеты, способные в автоматическом
режиме прорываться к цели, едва не срывая крылом кроны деревьев.
Фантастические прицельные комплексы, способные из стратосферы отличить
женщину от мужчины, вооруженного человека от мирного обывателя или
разглядеть тепловой след проехавшего автомобиля – чувствительность этих
систем потрясает воображение. Реактивные боевые машины могут за
считанные часы перелететь континент, а их боевая нагрузка превышает
показатели стратегических бомбардировщиков времен Второй мировой.
Невероятные фигуры высшего пилотажа, управляемое ракетное оружие,
оптико-электронные оборонительные комплексы и системы постановки помех.
Спрашивается: Ребята, что вам еще нужно? Бессмертие и бесконечные патроны?
Конечно,
прогресс не стоит на месте – на смену четвертому поколению истребителей
должно обязательно прийти пятое. Но чем конкретно отличается «пятое
поколение»? И здесь, даже у самых смелых теоретиков возникает коллапс
сознания.
- Малозаметность!
Сделать самолет абсолютно невидимым пока еще никому не удалось – приёмы технологии
«стелс» находятся в явном противоречии с законами аэродинамики. Работы
по частичному снижению заметности не имеют решающего значения – риск
быть обнаруженным по-прежнему остается велик.
Парадоксально, но
меры по радикальному снижению заметности могут быть реализованы на
самолетах предыдущего поколения – подтверждено на практике: серийные
истребители «Супер Хорнет», перспективные машины F-15SE «Сайлент Игл» и
«Сайлент Хорнет».
- Сверхманевренность! Расскажите о ней Су-27 и его модификации Су-35.
- Многофункциональность! Расскажите об этом создателям F-15E «Страйк Игл».
- Сверхзвуковая крейсерская скорость без использования форсажа!
Можно.
Потребуются «всего лишь» сверхмощные (и прожорливые) двигатели. В
принципе, единственное значимое отличие «пятого поколения». Другой
вопрос – насколько велика потребность в таких способностях? И не слишком
высока заплаченная цена?
Анализируя требования, предъявляемые к
«пятому поколению», становится очевидно – они буквально «взяты с
потолка». То, что могло действительно пригодиться: беспилотное
управление в воздушном бою, абсолютная невидимость для любых средств
обнаружения противника – до сих пор остаются атрибутами научной
фантастики. То же, что предлагает современная промышленность под видом
«истребителя нового поколения» - не более чем архисложная и сверхдорогая
машина, чьи задачи дублируются обычными самолетами с гораздо большей
эффективностью (затраты/результат).
Здесь можно было поставить точку, если бы не одно важное обстоятельство:
Истребители «пятого поколения» действительно существуют! Но это не имеет никакого отношения к F-22 «Рэптор».
Кто же эти загадочные машины? «Сухой» ПАК ФА? Китайский прототип J-20?
Нет,
новое поколение истребителей появилось задолго до создания ПАК ФА. Это
был длительный системный процесс, который обрел окончательную форму
порядка 20 лет назад.
Сама авиатехника изменениям не подверглась
– двигатели, планер – все осталось прежним. Может быть, все дело в
авионике – высокотехнологичной «начинке» самолета? И снова, мимо.
Радиолокационные станции, ИНС, «fly-by-wire» (электродистанционная
система управления) – здесь никаких кардинальных изменений отмечено не
было. Увеличение производительности бортовых компьютеров
и появление «стеклянных кабин» не привело к революции в авиастроении. К
какому поколению относится самолет - 4+ или 4++ имеет не так много
значения, как это принято полагать.
Изменения коснулись, в первую
очередь, организационных вопросов – новая тактика и специальные приёмы
позволили резко повысить мощь современной авиации.
Что все это значит, товарищи? Встречайте нашего первого гостя:
KC-10
«Экстендер» (удлинитель) – воздушный танкер на базе пассажирского
авиалайнера DC-10. 11 топливных баков, 90 тонн авиационного топлива.
Танкер предназначен для взаимодействия с тактической авиацией:
телескопическая заправочная штанга и система «шланг-конус» позволяют
передавать топливо на любой из военных самолетов стран блока НАТО.
Производительность системы заправки – 5678 л/мин (штанга) и 1590 л/мин
(шланг-конус). Танкер способен одновременно передавать топливо трем
самолетам. В верхней части фюзеляжа имеется горловина для заправки
самого заправщика.
240 воздушных танкеров (500 с учетом Национальной Гвардии и резерва ВВС) – вот где скрывается источник силы ВВС США.
К
черту истребители «Рэптор»! Системы дозаправки открывают перед
тактической авиацией совершенно фантастические перспективы: армада
танкеров позволяет оперативно сгруппировать силы и нанести массированный
удар по любой точке планеты. Патрулирование над любым регионом Земли
или «воздушный мост» для экстренной переброски войск в другое полушарие…
Системы дозаправки стоят практически на всех американских самолетах –
боевых истребителях и бомбардировщиках, самолетах дальнего
радиолокационного обнаружения, транспортных машинах, вертолетах. Ведутся эксперименты с беспилотниками.
На
сегодняшний день в составе ВВС России находятся 19 воздушных танкеров
Ил-78 (на базе военно-транспортного самолета Ил-76). Также, в качестве
воздушных заправщиков могут использоваться фронтовые бомбардировщики
Су-24 (подвесной заправочный агрегат УПАЗ-1А «Сахалин»).
Пилоты
бомбардировочной авиационной эскадрильи авиабазы Западного военного
округа (ЗВО) после 18-летнего перерыва выполнили полеты с дозаправкой
топливом в воздухе
- начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы ЗВО по Балтийскому флоту Владимир Матвеев, декабрь 2012 г.
Будем
объективны: много ли пилотов ВВС России способны провести дозаправку в
воздухе в темное время суток? В режиме полного радиомолчания? Ведь это
стандартные трюки американских летчиков.
Российские СМИ и
официальные источники регулярно публикуют сенсационные сравнения
«Рэптора» и российского ПАК ФА. Просто удивительно, какую скандальную
известность приобрели истребители «пятого поколения» – самолеты, не
совершившие ни одного боевого вылета и имеющие сомнительную ценность в
реалиях современных конфликтов. В то же время, системам воздушной
дозаправки – одному из столпов, на котором держатся современные ВВС -
уделяется предельно мало внимания.
Звездное скопление
Наш
следующий гость, хотя и не относится к когорте истребительной авиации,
но демонстрирует реальные приоритеты американских военно-воздушных сил.
Этот самолет никогда не показывают по телевизору, про него не снимают
передачи «Дискавери» и «Ударная сила». В отличие от разрекламированных
«Рэпторов», он всегда остается в тени. Пока F-22 и ПАК ФА позируют на
авиасалонах, эта машина спокойно выполняет свою ответственную работу:
демилитаризованная зона вдоль 38-й параллели на Корейском полуострове,
Ближний Восток, пограничные районы Ирана, Северная Африка – вот её сферы
ответственности.
Обычный транспортный
борт ВВС США? Нет, это E-8 Joint STARS (Joint Surveillance Target
Attack Radar System) – авиационный комплекс дальнего наблюдения и
целеуказания, предназначенный для распознавания и классифицирования
наземных целей в любое время суток при любых погодных условиях, а также
для координации боевых действий и двустороннего обмена информацией с
наземными силами в режиме реального времени. Разведчик и воздушный
командный пункт в одном лице.
В случае реального вооруженного
конфликта нужно «валить» его в первую очередь - иначе этот гадёныш
вычислит и сдаст всех. «Джи Старс» патрулирует на удалении нескольких
десятков километров от поля боя, сканируя местность радаром бокового
обзора AN/APY-3, тепловизорами и камерами высокого разрешения – десятки
операторов на борту «Джи Старс» ведут непрерывное наблюдение за
перемещениями противника, оперативно предупреждая собственные войска о
возможным засадах, направлениях эвакуации и о любых изменении
обстановки. Существует предположение, что именно «Джи Старс» вычислил
кортеж полковника Каддафи.
Обнаружение, управление наземными
подразделениями, многоканальная спутниковая связь, ретрансляция сигналов
и управление беспилотниками – аналогов этого самолета в мире не
существует.
На сегодняшний день в составе ВВС США числятся
полтора десятка E-8 «Джи Старс». И это имеет гораздо больше значения,
чем пресловутые истребители «Рэптор». Увы, никаких работ по созданию
аналогов американского «Джи Старса» не ведется – все заняты обсуждением
истребителя «пятого поколения».
Игровой набор «Юный разведчик»
Универсальность – обязательно качество современной боевой авиации.
Но
тому, кто готовится к воздушному бою, незачем тащить с собой балласт в
виде прицельного комплекса для работы по наземным целям (к примеру,
система LANTIRN весит полтонны)!
С другой стороны, во время
вылета на штурмовку без LANTIRN не обойтись – комплекс позволяет
совершать сверхзвуковые броски на предельно малой высоте, засекать и
идентифицировать точечные наземные цели. В любое время суток, в сложных
погодных условиях.
Как решить непростую дилемму?
Решением
стала гениальная концепция быстросъёмных подвесных комплектов.
Прицельно-навигационные контейнеры, разведывательная аппаратура,
конформные топливные баки, модули радиоэлектронной борьбы, системы
буксируемых ловушек, крепления, замки и широкий спектр подвесного
вооружения на все случаи жизни. Все системы крепятся на стандартные узлы
внешней подвески и не требуют изменений в конструкции, за исключением
конформным топливных баков.
Подобный подход обеспечивает самолету
исключительную универсальность и помогает улучшить именно те
способности, которые требуются для выполнения каждой конкретной миссии.
Съёмные модули можно комбинировать в любом порядке, подвешивать одни и
те же блоки на самолетах разных типов (стандартизация и экономия!), а
при необходимости легко заменить поврежденный или неисправный блок на
новый (простота, удобство
эксплуатации). В то же время, после установки прицельно-навигационного
контейнера, любой F-16 приобретает возможности обнаружения, сравнимые с
уперсамолетами F-22 и F-35.
В итоге мы получаем относительно
простой самолет-платформу и съёмный комплект оборудования. Данная
концепция блестяще зарекомендовала себя во всех войнах последних лет.
Подвесные контейнеры LITENING, LANTIRN и SNIPER XR с успехом применяются
на любых типах истребителей, штурмовиков и стратегических
бомбардировщиков стран НАТО.
Например, уже упомянутый LITENING
применяется в ВВС США для оснащения F-15E, F-16, A-10, B-52… При
необходимости контейнер может быть подвешен под крыло любого палубного
самолета «Харриер» или F/A-18. Системой заинтересовались союзники –
LITENING совместим с бортовой электроникой самолетов «Панавиа Торнадо»,
«Еврофайтер Тайфун», «Гриппен»…
Создатели истребителей «пятого
поколения» делают тоже самое, но гораздо более сложным и затратным
способом. Они предлагают изначально оснащать самолет супер-элекроникой,
монтируя блоки внутри фюзеляжа. В результате цена самолета взлетает до
небес, а половина из установленных систем обычно используется в качестве
балласта.
Удивительно, но столь важные системы остались за
рамками буйных споров о возможностях "Рэптора" и ПАК ФА. Вместо
обсуждения по-настоящему значимых вещей, из года в год продоложаются
бессмысленные дебаты вокруг "пятого поколения" истребителей, которое,
по-факту, ничего не решает в современной войне.