21:03
Среда, 24.04.2024
Главная » Статьи » Новости МО и МВД РФ и мира [ Добавить статью ]

Это не по-РУЗски (или как у нас модернизируют АПЛ)
Полковник_Баранец

Аватар Полковник_Баранец 
Это не по-РУЗски.

В доке судоремонтного предприятия идет модернизация АПЛ. К чему может привести ее обновление в условиях «отставки» единственного серийного производителя защитных систем ядерной установки таких субмарин...

В марте 2012 г. между ОАО «Аскольд», г. Арсеньев Приморского края, и ОАО «Концерн «НПО «Аврора», г. Санкт – Петербург (как с соисполнителем выполнения госзаказа), был заключен договор о поставке «Аскольдом» комплекта системы РУЗ-667М. Эта система предназначена для регулирования, управления и защиты ядерной пароэнергетической установки атомных подводных лодок второго поколения и должна быть установлена на одном из подводных судов, находящихся в данный момент на ремонте в доках судоремонтного завода. Данный заказ ОАО «Концерн «НПО «Аврора» получил от проектанта - ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» в рамках исполнения государственного контракта Министерства обороны. В объемах модернизации АПЛ изготовление новой системы РУЗ–667М - лишь определенная часть обновления.
ОАО «Аскольд» как изготовитель системы РУЗ было выбрано не случайно. В 1980-1990 годах этот машиностроительный завод был единственным в стране серийным производителем систем РУЗ, которыми комплектовались субмарины второго поколения и которые в ходе эксплуатации доказали свою надежность в обеспечении ядерной безопасности подводных кораблей и их экипажей. При этом только на «Аскольде» сохранилась вся конструкторско - технологическая документация (КД) на систему РУЗ, испытательные стенды.
В начале 1990-х годов, когда произошел обвал отечественного судостроения, который не обошел строительство и ремонт субмарин, производство на «Аскольде» систем РУЗ на основании правительственных решений было прекращено. И вот в 2012 г. - первая после «заморозки» ласточка: необходимость возобновления производства системы РУЗ-667М для модернизации АПЛ заказа № 381. В перспективе такие заказы могли быть заявлены и на остальные находящиеся в эксплуатации АПЛ.
Для дальневосточного завода ОАО «Аскольд», выпускавшего до распада СССР известные в мире навигационные приборы и защитные системы, в том числе и экспортировавшиеся во многие страны мира, и сегодня славящегося качеством, надежностью выпускаемой для судостроения и судоремонта продукции, возобновить выпуск систем РУЗ — задача вполне посильная и решаемая. Получив от НПО «Аврора» заказ в рамках государственного заказа и заключив соответствующий договор, руководство предприятия развернуло широкомасштабные работы по подготовке к выполнению договорных обязательств. Была получена лицензия «Росатома», подготовлен новый производственный участок, привлечены старые и обучены целевым назначением новые инженерно-технические кадры. Предполагалось, что восстановленное на « Аскольде» производство поставит подводному флоту Министерства обороны РФ новые изделия и это продлит эксплуатационный ресурс субмарин.
Добросовестно исполняя договор, «Аскольд», на правах держателя подлинников, передал «Авроре» полный комплект учтенной конструкторской документации на изделие РУЗ-667М – для корректировки и внесения возможных изменений. Откорректированная документация должна была вернуться на завод – уже для производства системы РУЗ-667М.
Однако сразу после получения от «Аскольда» полного комплекта документации «Аврора» в одностороннем порядке, без всяких объяснений, расторгает подписанный год назад договор на поставку, уведомив заводчан, что в их услугах на производство системы РУЗ не нуждается и что у них есть «решение» - использовать изготовленный ранее и хранящийся на складе комплект системы РУЗ ( 80-х годов изготовления?) и вернуть аванс.
Стоп! А вот здесь хотелось бы подробней! Как единственный серийный производитель всех ранее изготовленных систем РУЗ «Аскольд» обеспокоен и задаёт законные вопросы «Авроре»:
- кто производитель этой «сохранившейся» системы?
- на чьём складе и в каких условиях она хранилась?
- кем и как, без завода-изготовителя и без военной приёмки, изменён срок хранения?
- и главное: почему система «хранилась» более 30 лет, ведь она давно должна быть утилизирована?
- По нашему мнению, - говорит генеральный директор ОАО «Аскольд» Леонид Колесников, - принимать подобные решения в поисках экономической выгоды, используя по сути «металлолом» 30-летней давности, - безнравственно и не безопасно. Ситуация сегодня не та для экономии. Считаю, что с такой «модернизацией» системы РУЗ на АПЛ не будет обеспечена ядерная безопасность лодки вместе с экипажем, а в чрезвычайных обстоятельствах из строя может выйти мощная боевая единица российского Флота. Интересно, чиновники, принимающие подобные решения, направят своих сыновей служить на такую подводную лодку? И другой вопрос: а из каких еще «загашников» будут взяты системы РУЗ для возможной модернизации остальных АПЛ? А ведь каждая система должна пройти весь цикл испытаний. При новом производстве в запуск идут несколько систем: одна на испытания с последующим уничтожением, другая — годная — на корабль. А в данном случае, похоже, испытания будут проводиться на системе, установленной на корабле. И куда смотрит военная приемка?
Как предполагают специалисты «Аскольда», НПО «Аврора» изначально задумало недобросовестную «схему» заключения договора с производителем систем. Похоже, им необходимо было завладеть документацией - не для производства, а для того, чтобы легализовать и узаконить «неизвестного происхождения» систему РУЗ. Однако даже при идеальном ее хранении на складе за эти десятилетия не то что резинотехнические детали уже вышли из строя, но и сам металл претерпел изменения. Непонятно, почему на позиции соглашательства в такой ситуации находится ОАО «ЦКБ МТ «Рубин»?
- В настоящее время «Аскольд» отстаивает своё право на исполнение договора в Арбитражном суде Санкт - Петербурга, - уточняет ситуацию начальник юридической службы завода Ирина Хиневич. И поясняет: - Нам непонятна позиция Арбитражного суда по отказу Аскольду в удовлетворении наших ходатайств о представлении в материалы дела со стороны НПО «Аврора» сведений и доказательств: о сопроводительной документации к системе РУЗ (взятой со склада хранения); о сроках годности; о том, кто делал осмотр и давал заключение о годности? Отклонил суд и наше требование предоставить для ознакомления «то Решение», предписывающее использовать ранее изготовленный комплект системы «со склада» и которое послужило основанием для расторжения с нами договора. Суд первой инстанции наши ходатайства посчитал не имеющими отношения к делу. Обстоятельства и причины расторжения договора и вовсе не исследовал, почему нами направлена апелляционная жалоба.
В самом деле: как это - не имеющие? Если изделие изготовлено ранее на ОАО «Аскольд», то завод, как изготовитель, несет полную ответственность за качество и надежность своей продукции, тем более что на нем имеется маркировка изготовителя. Притом речь идет о ядерной безопасности лодки, а с ней и отдельного региона. По крайней мере, НПО «Аврора» при исполнении госзаказа поставки системы РУЗ-667М в данной ситуации просто обязано убрать с системы, взятой «со склада», маркировку «Аскольда» на всех входящих узлах и деталях и поставить на них свою. Возможная судебная ошибка может оказать «неоценимую» услугу нашему флоту.
Трудовой коллектив «Аскольда» поражен таким оборотом событий. С высоких властных трибун говорится о восстановлении Российского военного Флота – но в данной ситуации речь идет о возможном использовании контрафактной, опасной в эксплуатации продукции. И где? В военном флоте.
Вопрос, возникший, казалось бы, из локального судебного спора между двумя исполнителями госзаказа, фактически содержит в себе большую проблему состояния и надежности нашего ВМФ. И проблему отношения и подхода к этому отдельных государственных лиц, в том числе из Министерства обороны. И хочется спросить: на чём, вы, господа, ещё способны экономить и до каких пределов готовы в этом дойти?

Виктор ДЕБЕЛОВ,
г. Арсеньев.

Категория: Новости МО и МВД РФ и мира | Добавил: Ленпех (19.04.2013)
Просмотров: 902
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 383
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 33
Гостей: 32
Пользователей: 1
nikkuz