08:13
Суббота, 27.04.2024
Главная » Статьи » Новости МО и МВД РФ и мира [ Добавить статью ]

Эффективность по-сердюковски, или как выкинуть на ветер миллиарды
Новость на Newsland: Эффективность по-сердюковски, или как выкинуть на ветер миллиарды

1 февраля, на старейшей французской верфи в Сен-Назере был заложен первый российский вертолетоносец типа «Мистраль» – «Владивосток». Данное событие, как того и следовало ожидать, опять вызвало массовое обсуждение в СМИ и на просторах Рунета.

И опять, как и раньше, никто не может дать ответ на простой, казалось бы, вопрос – зачем России нужны эти корабли? Особенно в свете заявлений вице-премьера Дмитрия Рогозина, который на днях негативно отозвался о «Мистралях» и попутно выдал, как сказали бы раньше, военную тайну. По словам вице-премьера, «Мистрали» не рассчитаны на эксплуатацию при температуре ниже семи градусов по Цельсию, следовательно, российскому флоту они мало подходят, так как все наши основные военно-морские базы размещены в таких регионах, где в порядке вещей бывает минусовая температура.

Разумеется, наши «партнёры» из НАТО и без Рогозина прекрасно знают характеристики «Мистраля» и Америку он никому не открыл, но вопрос от этого менее запутанным не становится и совсем уж непонятно, в чьем воспаленном рассудке родилась идея потратить 1,2 млрд. евро российских налогоплательщиков на условно боеспособные корабли? Причем цена какая-то странная получилась, ведь для французского флота вертолетоносцы обходятся по 400 млн. евро за штуку. При этом «Владивосток» будет лишь на 80% французским (20% материалов поставят российские заводы), а при строительстве второго корабля – «Севастополя», уровень «локализации» достигнет уже 40%. Так почему корабли обошлись более чем на 200 млн. евро дороже своих французских собратьев, особенно с учетом использования достаточного большого количества российских материалов?

К сожалению, это не единственный момент, который вызывает вопросы.

Как известно, оба корабля будут включены в состав Тихоокеанского флота и по официальной версии должны обеспечивать безопасность Курильских островов и прочих российских территорий в этом регионе. Но дело в том, что «Мистраль» – это десантный вертолетоносец созданный для боевых действий на большом (более 32 тыс. километров) удалении от своей базы и подразумевающий высадку десанта на некий плацдарм. А если называть вещи своими именами – то на вражескую территорию. Спору нет, такие корабли отлично подходят для решения многих геополитических задач, если бы не одно но…

Дело в том, что десантные вертолетоносцы, мягко говоря, не предназначены для обороны. Да, эти корабли считаются универсальными и могут использоваться как командный центр и даже плавучий госпиталь, но по такому назначению их практически не используют. Главная их функция – быть «длинной рукой» той страны, под флагом которой они плавают. Что наглядно продемонстрировал французский «Мистраль» в агрессии против Ливии, где он занимался обеспечением очередной натовской порки неугодного режима. И если Франция со своими англосаксонскими партнерами давно занимается насаждением демократических ценностей с тротиловой начинкой по всему миру, то российские морпехи вряд ли когда-либо будут выступать в роли «разносчиков» демократии. Тем более в тихоокеанском регионе.

Ведь достаточно посмотреть на карту и сразу станет видно, что «Мистралям» на Тихом океане попросту нечего делать. Так как, имея даже очень богатое воображение и буйную фантазию, как-то сложно представить, чтобы с них высаживались десанты на территорию Китая, Японии или Северной и Южной Кореи. Еще менее вероятен десант в Австралию и Новую Зеландию, не говоря уж про североамериканский континент. Можно вспомнить, конечно, и про Курилы, но кто ж в здравом уме высаживает десант на собственную территорию?! Как не крути, а Курилы эффективней и дешевле оборонять не дорогущими десантными вертолетоносцами, а чем-то другим.

Место базирования «Мистралей» – Владивосток. То есть, они будут базироваться в замерзающем зимой порту и, если верить заявлению Рогозина, станут небоеспособны уже в осеннее время: как только температура опустится ниже семи градусов, оба корабля моментально превратятся в бесполезные стальные коробки.

Интересно, делая заказ на эти корабли, наше военное руководство догадывалось о том, что владивостокский порт зимой замерзает? Если не догадывалось, то это очень и очень странно, так как именно это обстоятельство не в последнюю очередь привело к трагическому финалу русско-японской войны в 1904-05 гг. Первая Тихоокеанская эскадра именно по причине замерзания владивостокского порта была вынуждена базироваться на незамерзающий Порт-Артур. Но Порт-Артур в 1955 году возвращен Китаю, база во вьетнамском Камране так же оставлена, и у России остался только замерзающий Владивосток. Так спрашивается, для чего тогда козе баян? Зачем России нужны две бесполезные игрушки ценой в 1,2 млрд. евро?

Что-то подсказывает, что вряд ли кто-то из генштабовских стратегов знает ответ на этот вопрос. Корабли заказаны, оплачены, начато строительство, но что с ними делать – неизвестно. И не надо быть военным экспертом, чтобы понять, что использование «Мистралей» на Тихом океане так же эффективно, как и использование там же Ноева ковчега. Как только выпадет первый снежок, и появится первый ледок, «Мистрали» превратятся, в лучшем случае, в плавучие казармы. А если вспомнить, во сколько обойдется их техническое обслуживание, которое продлиться минимум четверть века, то казармы эти будут еще и очень дорогостоящими. Ведь французские «партнеры» будут обслуживать корабли не за красивые глаза и не благотворительности ради.

Но, как говорится, лиха беда начало. Самое интересное заключается в том, что некоторые наши стратеги настолько всерьез увлеклись «Мистралями», что даже начали подумывать о специальных БМП именно для этих кораблей. Минобороны уже озвучило спецификацию на новую машину, которая должна быть больше, тяжелее и лучше защищена, чем БМП-2 и БМП-3. Планы флота по комплектованию «Мистралей» уже успел раскритиковать вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков: «Налаживать серийное производство с нуля боевых машин под конкретный вертолетоносец — это абсолютная глупость. Вообще производство бронетанковой техники имеет смысл в том случае, если численность серии превышает 100–150 единиц. А для пары «Мистралей» потребуется в лучшем случае два десятка машин». К сожалению К. Сивков не уточнил, во сколько обойдется российским налогоплательщикам выпуск этих БМП фактически ручной сборки, коль речь не идет о крупносерийном производстве. Но уже сейчас ни для кого не секрет, что как и «Мистрали» новые БМП так же влетят «в копеечку».

Чтобы понять целесообразность покупки «Мистралей», надо посмотреть на другие страны и на то, как и для чего они используют свои вертолетоносцы. Так как вертолетоносцы достаточно дороги, то лишь ограниченное число стран могут себе их позволить. Наибольший «парк» десантных вертолетоносцев, разумеется, у США, есть они у Австралии, Франции, Китая, Японии, Южной Кореи и Испании. Если исключить из этого списка Китай, то видно, что все остальные страны являются союзниками США, а многие состоят в НАТО. Поэтому и используются вертолетоносцы, как правило, для поддержки старшего, звездно-полосатого «брата», когда тот устраивает очередную войну в каком либо регионе. В качестве примера можно привести Австралию, флот которой участвовал в поддержке натовской агрессии против Ирака, при том, что сама страна членом НАТО не является.

Что касается Китая, то его стремительное превращение в мировую сверхдержаву просто обязывает китайские ВМС иметь в своем составе десантные вертолетоносцы, так как зона жизненных интересов Китая давно вышла за пределы тихоокеанского региона. Впрочем, и под носом у Китая проблем хватает – это и территориальные споры с Японией и проблема Тайваня, который Китай продолжает считать своей территорией. Аналогичная проблема имеется и у Южной Кореи, фактически находящейся в состоянии «тёплой» войны с Кореей Северной. Правда, в составе южнокорейских ВМС имеется всего один вертолетоносец «Токто», да и тому, по большому счету, не нашли внятного применения. Находящейся под протекторатом США Японии вертолетоносцы вроде бы не нужны, но у этой страны есть нерешенные территориальные споры практически со всеми своими соседями. И случись чего, Японии, несомненно, будет что и куда высаживать. Но вот что и куда и, главное – зачем, высаживать России на Тихом океане?

Бесполезны «Мистрали» и на Балтике, как и на Черном море, как, впрочем, и на Северном флоте, где они большую часть года будут просто мерзнуть у причалов. Можно не сомневаться, Д. Рогозин прекрасно знал, о чем говорил. «Мистрали», возможно, пригодились бы России на Средиземном море, особенно в свете сирийского конфликта, но, не имея порта базирования, они будут напоминать двух бомжей, слоняющихся по Средиземноморью и не знающих куда приткнуться. А базирование в Севастополе будет зависеть от доброй воли Турции, которая без всякого объяснения причин может закрыть проливы, и от Украины, которая давно уже мечтает о том, как бы выгнать наш Черноморский флот со своей территории.

Вот и получается, что, несмотря на свои действительно неплохие качества, «Мистрали» России не нужны. Они очень оказались бы кстати в советском ВМФ, но не в российском. За прошедшие 20 лет с распада СССР мир сильно изменился и Россия официально на всех уровнях считается страной третьего мира. Если раньше геополитические интересы СССР простирались и отстаивались во всех частях планеты, то у России они сузились до пределов территорий бывшего Союза, да и то во многих регионах она теряет остатки своего былого влияния. Причем теряет стремительно –достаточно вспомнить войну с Грузией, немыслимую еще каких-то десять лет назад. И в таких условиях покупка «Мистралей» выглядит так же нелепо, как покупка дворником костюма от Бриони.

Впрочем, история с «Мистралями» это всего лишь один из множества эпизодов, совокупность которых почему-то обозвали «реформой вооруженных сил», хотя назвать это следовало бы совсем иначе. Но, увы, у власти по поводу того, чем занимался бывший министр обороны, иное мнение. «Считаю, что Сердюков в качестве министра обороны работал эффективно», - сказал, как отрезал, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Странная, правда, получается эффективность: выкинуть 1,2 миллиарда евро фактически на ветер (символично, что одно из значений слова «мистраль» - холодный северо-западный ветер), но вот так у нас мыслит руководство страны...

Александр Плеханов
Источник: km.ru

Категория: Новости МО и МВД РФ и мира | Добавил: Ленпех (02.02.2013)
Просмотров: 790
| Теги: Коррупция, анатолий сердюков, Мистраль, минобороны, судостроение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 386
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 55
Гостей: 53
Пользователей: 2
Ленпех, Питерский