Нижняя
палата казахстанского парламента (Мажилис) одобрила законопроект,
касающийся разработки и реализации совместных программ в области
военно-технического сотрудничества России и Казахстана.
При этом уже запланировано девять мероприятий, за которые союзным
странам предстоит взяться в самое ближайшее время. Среди них – создание в
Казахстане мощностей по восстановлению и капитальному ремонту
авиационных двигателей для военных самолетов на базе
Западно-Казахстанской машиностроительной компании в Уральске и
строительство авиационно-технического центра в Астане.
Чем примечательна данная новость, помимо того, что свидетельствует о
полном нежелании «мифического» Евразийского Союза быть мифическим?
Примечательна она тем, что речь в ней идет, фактически, о начале
возрождения единого ВПК.
Дело в том, что Вооруженные силы РК и так укомплектованы (за
редчайшими исключениями) техникой не российского даже, а советского
производства. Например: из порядка 1500 боевых машин пехоты, стоящих на
вооружении казахстанской армии, 1430 штук – это БМП 1 и 2, made un USSR.
А основные боевые танки ВС РК представлены Т-72, построенными при Союзе
и прошедшими модернизацию в России. И так далее.
Так вот, до настоящего момента фраза «модернизировано в России» была
ключевой в российско-казахстанском военно-техническом партнёрстве.
Россия выступала в роли подрядчика, берущегося проапгрейдить устаревший
девайс, доставшийся Казахстану в наследство от былой державы. Теперь же,
судя по всему, это будет делаться в самом Казахстане совместными
усилиями. И более того – от модернизации полшага до полноценного
производства.
Естественно, придётся создавать некую единую сертификацию, утверждать некие общие стандарты.
Естественно, на этой почве будут возникать разногласия и недопонимание.
Естественно, в эти трепетные отношения будут с пыхтением втискиваться «альтернативные» партнёры.
Естественно – никаких альтернатив нет и быть не может.
Представляя казахстанским депутатам упомянутый законопроект,
заместитель министра обороны Казахстана, Сергей Громов подчеркнул:
предусмотрено, что уполномоченные органы или организации
государств-сторон, при заключении контрактов в рамках реализации
программ, освобождаются от процедур, связанных с проведением конкурсов на государственные закупки товаров, работ и услуг.
По сути, это означает превентивное отчуждение тех самых пыхтящих
«альтернатив». Никакое внешнее лобби не сможет пролезть в сферу
военно-технического партнерства России и Казахстана. Ну… разве что
только на высшем государственном уровне.
А это уже совсем другая история.