00:54
Суббота, 20.04.2024
Главная » Статьи » Новости МО и МВД РФ и мира [ Добавить статью ]

«Армата» забуксовала, Т-90 «уплыл» к американцам
В отечественном танкостроении наступила полоса неудач
Сергей Аксенов

Материал комментируют:
Виктор Мураховский Дмитрий Корнев
Несмотря на то, что ввод в строй новых вооружений в целом происходит успешно, по отдельным направлениям случаются сбои. Одним из таких направлений стало танкостроение. Проблемы возникли с гордостью отечественного ВПК — танком «Армата».

По информации «Военно-промышленного курьера», сорван график поставки «Арматы» Вооруженным Силам. Так, до конца 2019 года планируется поставить всего 16 машин, четыре из которых — БРЭМ Т-16 на платформе «Арматы». В то время как по расчетам издания должно быть отправлено 44.

Это следует из трехлетнего контракта «Уралвагонзавода» (УВЗ) с Минобороны РФ, по которому в течение трех лет российская армия должна получить 132 машины, среди которых танки «Армата» Т-14, БМП Т-15 и БРЭМ Т-16. Наверстать недопоставленное до конца года уже невозможно, отмечают военные журналисты.

Причем, речь идет не столько о проблемах с производством новых «Армат», сколько с доработкой самого проекта. Есть вопросы, связанные с контролем экипажа боевой обстановки — революционное расположение людей в бронированной капсуле, а не в башне, вынуждает слишком полагаться на оптику и электронику, что представляет определенный риск.

Кроме того, ожидается доводка отдельных узлов машины. Речь, в частности, может идти о силовой установке, трансмиссии и прицельном комплексе. Также для орудия «Арматы» предстоит разработать новую линейку боеприпасов, среди которых будут и управляемые — с подрывом на траектории полета. Не многовато ли узлов для доработки?

Почему столь «сырые» изделия уже поставляют в войска — вопрос отдельный. Главный конструктор «Арматы» Андрей Терликов прояснить этот момент «СП» не смог, сославшись на занятость. Оно и понятно, срыв контракта — дело нешуточное. Хочется верить, что оборонщики наверстают упущенное время.

Ранее в интервью СМИ конструктор «Арматы» хвалил простоту управления танком и системой ведения огня. На параде на Красной площади с этим справлялись даже солдаты-срочники. А вот требования к тем, кто ремонтирует и обслуживает новую технику, повышаются, отмечал он. Правда, в любом случае они не выше, тех, которыми должны владеть работники автосервисов.

В ожидании новейшей разработки отечественного танкостроения, армия выкручивается, как может. По другим контрактам в войска до конца года поступят танки Т-90М «Прорыв-3», Т-80БВМ, Т-72БЗМ с отечественными прицельно-наблюдательными комплексами — всего около 400 единиц. Что же, пока нет «Арматы», выручит старая проверенная техника.

В этой связи вызывает беспокойство информация о том, что американцы заполучили в свое распоряжение танк Т-90 со сварной башней. Причем случилось это «давным-давно». Предположительно, речь идет о Т-90С — экспортной модификации. Получается, что секреты нашего основного боевого танка известны «супостату», а «Армата» все еще не в строю.

Не исключено, что именно осознание этой невеселой истины и привело министра обороны Сергея Шойгу на «УВЗ». Он был там с визитом буквально на днях — 12 августа. Проверял ход выполнения гособоронзаказа. Сопровождала министра его заместитель Татьяна Шевцова, курирующая финансовые вопросы ведомства. Так что все указывает на проблемы с исполнением контрактов, а значит, с комплектованием армии новыми танками.

Как это скажется на обороноспособности страны?

По мнению главного редактора портала Military Russia.ru Дмитрия Корнева, проблемы с «Арматой» вызваны историческим разрывом в связи с крахом СССР, повлиявшим на все отечественное танкостроение.

— Америкацы могли заполучить Т-90 через какой-то реэкспорт. То есть наши танки были куда-то поставлены, допустим в Сирию, там были повреждены, захвачены и перевезены куда надо. Обычно это происходит как-то так. Таким же образом в советское время мы получали израильские «Меркавы», «Абрамсы» американские и т. п.

Другое дело, что от того, что США получили Т-90 нам ни жарко, ни холодно. Ведь Т-90 — это модификация нашего самого популярного танка Т-72. Каких-то кардинальных революционных решений в Т-90 нет. Там есть отдельные улучшения тех или иных узлов. Новая броня на башне… То есть Т-90 — это лучший вариант Т-72 по состоянию на середину 2000-х годов.


Вот если бы американцы заполучили «Армату»…

«СП»: — Кстати, об «Армате». Чтобы ее смог заполучить «супостат», новый танк должен оказаться на поле боя, а до этого быть принятым на вооружение. Но судя по новостям с УВЗ, этот момент наступит еще не скоро. График поставок сорван. Танк опять будут доводить до ума. Главный конструктор в запаре, видимо в цеху, даже не смог поговорить с нами по телефону…

— Есть общая проблема с постсоветским танком. В СССР было три танковых центра. Харьков занимался танками прорыва — это Т-64 и его дальнейшее развитие. Ленинград, Кировский завод, — это тоже танк прорыва, конкурент Харькова, газотурбинный Т-80. И Нижний Тагил — это массовый танк — простой в производстве и эксплуатации, сравнительно дешевый танк — Т-72.

После распада СССР шла возня между российскими танковыми КБ о том, как создать новый танк в противовес американскому «Абрамсу». Там был, например, проект танка «Черный орел», который даже вышел на испытания, его все ждали. Но потом его зарубили, потому что это был омский танк. А УВЗ вышел с проектом «Арматы», который очень хорошо «прошел наверх».

И стали вкладываться в «Армату». Чтобы этот танк победил конкурирующие проекты, в него вложили столько всего современного, что все это промышленностью с трудом осваивается. Там практически нет узлов, которые переняли бы от предыдущего поколения танков. И корпус новый надо делать, и двигатель новый, и электроника новая, система активной защиты новая и т. д.

В результате, сделать ограниченную партию еще смогли, но когда речь пошла о массовом производстве, возникли проблемы. Замечу, что в случае, например, кораблестроения история такая же. Ни один корабль, разработанный в постсоветское время, не строится по графику. И только подлодки типа «Варшавянка», созданные еще в советское время, сдаются вовремя.

«СП»: — А Минобороны в положение ВПК не входит? Им подавай готовый продукт высшего качества?

— Тут же определенный межведомственный конфликт… Ну, и плюс военные опасаются сейчас подписывать бумаги о приемке техники, которая не до конца готова. В советское время такая практика была сплошь и рядом. Поэтому акты о приемке кораблей часто подписывались 31 декабря. А сейчас стали более строго контролировать качество.

О том, насколько критично для безопасности России отсутствие в Вооруженных силах новейших танков нам рассказал военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал отечества», полковник запаса Виктор Мураховский.

— Из планов строительства Вооруженных Сил мы видим, что оснащение Сухопутных войск считается не первоочередной задачей. Это я еще мягко сказал. Все новейшие системы вооружений, запланированные для поставок в Сухопутные войска — танк «Армата», БМП «Курганец», БТР «Бумеранг», самоходная гаубица «Коалиция-СВ» — серийно не закупаются.

Первый контракт на поставку «Арматы», БМП и БРЭМ заключен, по сути, на опытно-войсковую партию. По остальным машинам даже контрактов нет. «Коалиция-СВ» пока на шасси, которое не считается перспективным — оно сделано из узлов и агрегатов шасси Т-90. Единственной приоритетной темой в Сухопутных войсках являлся комплекс «Искандер-М». Здесь все хорошо, есть массовые серийные поставки, и сейчас завершается переоснащение всех ракетных бригад.

При этом значительные средства вкладывались в капитальный ремонт, массовую модернизацию семейства танков Т-72. Дело в том, что основная масса тяжелой бронетехники на период принятия госпрограммы вооружений была не в самом лучшем состоянии. А за счет проведенной модернизации мы получили сейчас вполне боеспособный парк. Сегодня эта работа завершается.


«СП»: — Насколько вообще важна танковая составляющая в современных армиях? Есть ли сейчас угроза развязывания войны сухопутными группировками приграничных блоков, военных союзов или отдельных государств?

— Такая угроза некоторое время существовала на юго-западном стратегическом направлении. Но там все-таки оказались не такие сумасшедшие и решили, несмотря на крики о российской агрессии, в ответ ничего не предпринимать. Так что того, что сейчас имеется в войсках вполне достаточно для сдерживания существующих военных угроз по границам РФ.

Глядя на планы развития бронетанковой техники наших «заклятых партнеров», мы видим, что у них нет в ближайшей перспективе планов перевооружения на новое поколение техники, в том числе тяжелого класса. Поэтому мы не форсируем эту работу. Думаю, что серийные поставки — где-то от 100 единиц в год, будут только за пределами 2027 года. В рамках уже новой госпрограммы вооружения.

«СП»: — По сто танков «Армата»?

— Не только. Я про все семейство: «Курганец», «Бумеранг», «Коалиция-СВ». Возможно БМД-4М десантная. Возможно, появится вариант бронетанковой техники для морпехов.

Категория: Новости МО и МВД РФ и мира | Добавил: Ленпех (25.08.2019)
Просмотров: 847
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 368
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0