10:28
Пятница, 29.03.2024
Главная » Статьи » Юридические вопросы [ Добавить статью ]

Административная ответственность. Актуальные проблемы для участников дорожного движения

Краткое содержание:

Печальная статистика
Административная ответственность при ДТП в законодательных актах
На практике
Обсуждение

Печальная статистика
Несмотря на то что водительское удостоверение имеется у значительной части населения, на сегодняшний день административная ответственность за совершение дорожно-транспортных происшествий для водителей и пешеходов является малоизученным проблемным вопросом. В связи с этим представляется, что детальное изучение административного законодательства участниками дорожного движения является важным профилактическим аспектом возможных правонарушений, перспективным направлением снижения аварийности и важно для взаимодействия с другими участниками дорожного движения, а также сотрудниками полиции.

Условия, способствующие созданию аварийной обстановки, приводят к значительному материальному ущербу и человеческим жертвам, поэтому проблема обеспечения безопасности имеет огромное социальное значение. Как известно, дорожно-транспортные происшествия приносят значительный ущерб для экономики страны, кроме того, по количеству погибших в ДТП Россия занимает сегодня одно из первых мест.


Административная ответственность при ДТП в законодательных актах
Административная ответственность сегодня выполняет в том числе и профилактическую функцию. Так, глава 12 Кодекса содержит 43 статьи, предусматривающие административную ответственность за правонарушения в области дорожного движения, которые содержат более сотни норм права (составов) административных правонарушений.

На сегодняшний день существует множество нормативно-правовых актов, которые регулируют безопасность дорожного движения, несмотря на это количество ДТП на единицу времени постоянно увеличивается, при этом просматриваются негативные тенденции:

• Законодателем мучительно и долго рассматриваются многие актуальные и проблемные вопросы нормативно-правового регулирования административной ответственности, например, за создание аварийных ситуаций, опасного вождения и др., которые влекут за собой совершение ДТП.

• Законодатель идет по пути усиления административной ответственности, затрагивая все разделы Кодекса об административных правонарушениях. В частности, были увеличены санкции за конкретные виды правонарушений в области безопасности дорожного движения, а также внесены коррективы в механизм привлечения к административной ответственности за правонарушения в области безопасности дорожного движения. Данные меры имеют, безусловно, положительное влияние для сотрудников правоохранительных органов и бюджета, но не решают вопрос профилактики правонарушений.

• Происходит передача механизмов фиксации правонарушений частникам, напрямую материально заинтересованным в увеличении количества правонарушений и поступлений от штрафов.

Для примера можно привести волокиту во включении в КоАП РФ ст. 12.38 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за опасное вождение.



Принятие новых законодательных актов в области безопасности дорожного движения должно ставить перед собой основную цель – снижение аварийных ситуаций на дорогах, уменьшение жертв совершаемых дорожно-транспортных происшествий и размера причиненного ущерба.
На практике
Однако вопрос о привлечении к административной ответственности лиц, создавших условия для ДТП, но не являющихся непосредственными участниками ДТП, в современном административном законодательстве своего отражения не нашел, термин «аварийная ситуация» в Кодексе об административных правонарушениях сегодня отсутствует.

На мой взгляд, данный фактор мог бы являться одним из «квалифицирующих» признаков при расследовании ДТП, кроме того, наличие административной ответственности за создание аварийных ситуаций выполняло бы и профилактическую функцию.

Как правило, в настоящее время преобладает формальный подход при расследовании ДТП, в части выявления механизма ДТП, условий совершения и определения соответствующих санкций, исходя из степени вины. Так, субъект, нарушивший правила дорожного движения, но не создавший аварийную ситуацию, несет такую же административную ответственность, как и субъект, который своими действиями создал аварийную ситуацию и повлек своими действиями наступление вероятного дорожно-транспортного происшествия. Во многом в данном случае отсутствует механизм определения степени вины каждого из участников ДТП, отсутствует механизм определения самой последовательности совершения ДТП, что приводит к формальному подходу при вынесении соответствующих административных предписаний.



Рассматривая сам процесс дорожно-транспортного происшествия, необходимо учитывать его кратковременность и быстротечность, многофакторность и многосторонность произошедшего события, а при проведении разбора – наличие дефицита объективной информации о механизме события, наличие «сталкивающихся» противоположных интересов виновного и пострадавшего лица, что приводит к субъективной оценке произошедшего события.

Немаловажно при рассмотрении каждого конкретного состава ДТП учитывать квалифицирующие признаки совершенного правонарушения, место совершения правонарушения, дорожную обстановку, что может являться дополнительным признаком административного правонарушения.

Детальный анализ правовых административных норм и конкретной сложившейся ситуации является важным элементом обеспечения законности в сфере применения административной ответственности.

Сегодня на территории РФ существует определенный механизм государственного учета основных показателей безопасности дорожного движения. К данным показателям следует отнести общее количество совершаемых дорожно-транспортных происшествий, количество пострадавших граждан и транспортных средств, а также административную ответственность, количество ДТП.

Вышеуказанные показатели отражают как общее состояние безопасности дорожного движения, так и результаты по ее обеспечению.

На мой взгляд, на сегодняшний день общая картина расследования дорожно-транспортных преступлений и правонарушений требует более детальной законодательной регламентации в части определения степени вины участников ДТП, объективной оценки совершаемых ими действий. Данный подход положительно скажется, например, на уяснении общего механизма дорожно-транспортного происшествия любой сложности и приведет к дальнейшей необходимости оценки с точки зрения административного и уголовного законодательства РФ при применении соответствующих санкций к каждому частнику ДТП.
В связи с этим участникам дорожного движения необходимо знать, за что наступает административная ответственность, а также свои права, предусмотренные законом.


Источник

Категория: Юридические вопросы | Добавил: Ленпех (29.06.2019)
Просмотров: 628
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 343
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 67
Гостей: 65
Пользователей: 2
nikkuz, alex2103