09:25
Суббота, 20.04.2024
Главная » Статьи » История [ Добавить статью ]

В бой под дулом пистолета
В бой под дулом пистолета

Исполняется 120 лет со дня рождения девушки, чье имя стало легендой. Однако, долгое время не было однозначного мнения на счет того, чей образ послужил прототипом героини известной киноленты про командира прославленной дивизии Василия Ивановича Чапаева.

Находчивая санитарка

Имя экранному персонажу было выбрано не случайно. Консультантом картины выступила Анна Стешенко, вдова революционера и писателя Дмитрия Фурманова. В честь нее и назвали в фильме прославленную девушку-красноармейку, роль которой была замечательно исполнена актрисой Варварой Мясниковой. А вот сам образ был взят с девушки по имени Мария Попова (в девичестве Головина), которая реально воевала у Чапаева. Именно ее воспоминания о событиях времен Гражданской войны и были взяты за основу многих эпизодов в ходе создания фильма.


Однако сама Мария пулеметчицей была только однажды и то не по собственной воле. Сначала девушка выполняла в дивизии обязанности санитарки. Она была расторопной и находчивой. В результате военных действий аптека была разрушена, медикаментов не оставалось. Мария вышла из этой ситуации весьма оригинальным способом. В разгромленном здании аптеки она нашла пару пакетов с обычной содой, расфасовала ее маленькими порциями в бумажные свертки и на каждом сделала надписи-назначения. Раненые принимали эти порошки, как лекарства, и у многих даже проходили боли. Эта предприимчивость Марии вскоре очень повысила ее авторитет среди пациентов. Раненые даже высказывали жалобы Чапаеву на доктора, который, по их словам, не лечил их как надо. Машкины же порошки помогали им куда лучше.

В боевой практике Марии был такой эпизод, когда необходимость заставила ее открыть по врагу пулеметную очередь. Шел бой. Девушка, как всегда поднесла бойцам ленты с патронами. И тут пулеметчик, который был ранен в руку, скомандовал Марии лечь и стрелять. Молодая девушка никогда не державшая пулемета и другого оружия в руках, растерялась. Но приказ был под страхом смерти. Боец, который сунул ей в лицо наган, понимал, что если он не предпримет радикальных действий и не припугнет Попову, девица струхнет, и бой им будет проигран. Марии ничего не оставалось делать, как выполнять приказ. Она легла, нажала на курок и держала что есть силы. Раненый красноармеец второй рукой, которая у него была невредима, водил пулемет. Так Мария получила боевое крещение.

Награда от Чапаева

За проявленную самоотверженность в этом бою комдив вручил Марии памятные часы. Как раз этот боевой подвиг девушки был внесен в сценарий фильма, хотя в самом произведении Фурманова образа этой героини нет. Но режиссеры Васильевы посчитали этот персонаж очень колоритным дополнением к фильму. На основе воспоминаний самой Марии и ее товарищей по оружию и были воссозданы на экране события тех военных лет и придуман собирательный образ Анки-пулеметчицы.

Пилотный проект (как сейчас бы сказали) картины была показана вождю. У Сталина остались от просмотра самые восторженные чувства, которыми он поспешил поделиться с теми, кто участвовал в создании киноленты. Режиссеров позвали в зал из приемной, где они ожидали, что же скажет товарищ Сталин об их работе. Васильевы очень волновались, ведь от решения вождя зависела не только дальнейшая судьба картины, но и их собственная. Но их сомнения вскоре сменились радостью от услышанных от Сталина комплиментов в их адрес. Вождю понравился фильм, игра актеров, особенно Иосифа Виссарионовича впечатлила исполнительница роли Анки — Варвара Мясникова. В результате, кинолента была представлена широкому зрителю и завоевала в народе огромную славу, что уж говорить о героях фильма Василии Ивановиче, Петьке и Анке, про которых тут же появились многочисленные анекдоты.

Еще одна выдуманная история — роман между Анкой и Петькой. Кстати, прототип последнего был абсолютной противоположностью придуманного для фильма образа. В реальности он являлся интеллигентным молодым человеком с образованием, а не мальчиком на побегушках у Чапаева. Ему поручали особо важные и серьезные задания. А в дальнейшем он занял руководящий пост в бригаде связистов.

Впрочем, Попова Маша так же являлась человеком другого круга, нежели та Анка, которой она была по фильму. В кино перед зрителями предстает простая незамысловатая девушка. В жизни же Мария была иной по своему складу. Когда закончилась гражданская война, девушка поступила на юридический факультет Московского Государственного Университета. А в начале 30-х годов работала в столице Германии в качестве референта в правовом отделе торговой компании. Затем Мария переехала на работу в Швецию. Но командировка в Стокгольм была неожиданно прервана. В 1937 году женщина возвращается на Родину. В Москве тогда были нелегкие годы. Многих из тех, с кем вместе она воевала, арестованы НКВД. Правда, что касается самой Марии Поповой, то в эту организацию ее не вызывали, чтобы не очернять образ легендарной Анки-пулеметчицы из любимого фильма вождя. Так что именно этот факт и уберег Марию Андреевну от преследований НКВД.

Воевала за белых?

Даже удивительно, что, избежав репрессий во времена Сталина, Мария вдруг попала под прицел спецслужб в эпоху правления Никиты Сергеевича Хрущева. В конце 50-х годов женщина была вызвана в Центральный Комитет КПСС по вопросу, связанному с полученным на нее донесением от бывших соратников по оружию. В письме, поступившем в Комитет Партийного Контроля, говорилось о том, что в период Гражданской войны Попова сперва воевала за белых, поскольку ее родители — зажиточные крестьяне. Когда стало очевидно, что у красных обозначилось военное преимущество, Мария якобы переметнулась к ним и стала воевать в Чапаевской дивизии. Основным обвинением в адрес девушки были аргументы, сводившиеся к тому, что ее образ не может быть легендой для советских людей, и его нельзя считать экранным воплощением в знаменитом фильме.

Не ясно, что именно подвигло недоброжелателей на голословные обвинения Марии в отсутствии патриотизма. Возможно, это было связано с тем, что некоторые, не такие успешные ее бывшие соратники, попросту завидовали ей, а может быть, кто-то имел какие-то свои корыстные цели. Понятно было одно: наступила не самая светлая полоса в судьбе Марии. Однако, знаменитая «Анка» не растерялась. Везде, куда ее вызывали, она сообщала, что не является прообразом героини известной кинокартины, говорила, что это вымышленный персонаж. Мария Попова называла поименно тех девушек, кто воевал с ней, и каждая из них, по ее словам, вполне могла послужить прототипом легендарной Анки. А в том, что создатели фильма обратились именно к ее воспоминаниям и взяли их за основу образа, она вовсе ни при чем. К тому же, их решение пришлось по душе вождю.

Эти доводы заставили представителей власти задуматься и отступить от желания принять радикальные меры в отношении Марии Поповой. Тем более, по результатам проведенного расследования были получены совершенно иные сведения. Проверка показала, что Мария родилась в семье бедных крестьян и в раннем возрасте осталась сиротой. Ей приходилось нелегко, она работала на жителей села, у которых было богатое хозяйство. Когда Мария выросла, она отправилась воевать на стороне красноармейцев. Девушка работала санитаркой в дивизии Чапаева, а также несла службу в конной разведке. Во время выполнения военных заданий получила контузию и ранение. За боевые заслуги была удостоена высокой награды — ордена Красного Знамени.

Так Мария Попова была окончательно реабилитирована перед своими соотечественниками. Мария Андреевна прожила непростую, но яркую и насыщенную жизнь и скончалась в мирное время, в 1981 году в возрасте 86 лет. Память о ней живет до сих пор.

Категория: История | Добавил: Ленпех (01.08.2016)
Просмотров: 689
| Теги: Гражданская война в России, великая октябрьская революция, Россия, Кинематограф СССР | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 368
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 43
Гостей: 42
Пользователей: 1
Ленпех